Интервью с новым главным по культуре Екатеринбурга.
Уже чуть больше месяца у управления культуры администрации новый начальник – на этом посту Татьяну Ярошевскую сменил Илья Марков. Главный по культуре в Екатеринбурге рассказал корреспонденту JustMedia.ru, почему тормозиться назначение директора ЦПКиО, новой форме управления парком, судьбе «Салюта» и реконструкции Театра кукол. Также в нашем интервью читайте о том, почему управление культуры не отстояло супремтический крест Покраса Лампаса на Уралмаше и что Илья Марков обсуждал с Татьяной Ярошевской до и после ее перехода на работу во МХАТ.
– Илья Николаевич, вы сменили на посту начальника управления культуры Татьяну Ярошевскую. После ее переезда в Москву вы разговаривали, обсуждали какие-то проекты?
– Мы созванивались несколько раз, но все эти разговоры касались скорее не прошлого, а будущего. В МХАТе есть несколько интересных идей в части созидания театральных школ. Мы, скорее всего, поучаствуем в этом проекте. Что касается текущих дел – накануне ее отъезда мы обсудили глобальные задачи, касающиеся зоопарка, парка Маяковского и «Эрмитаж-Урала». Углублялись больше в технические моменты. Скажем так, чтобы меня «не взяли на новенького» (улыбается). Мне нужно было четко знать, какие с кем по этим проектам были договоренности, чтобы при первом общении по ним я сразу понимал – мне говорят правду или пытаются ввести в заблуждение.
– Теперь давайте перейдем к этим самым глобальным проектам. Назначение нового директора ЦПКиО анонсировалось еще в октябре, но решения до сих пор нет. Почему этот процесс так затянулся?
– Честно, сам немного раздражен этой ситуацией. Я, прежде всего, сам себе обещал, что вопрос будет решен до конца октября, но вот уже ноябрь. Но думаю, что до конца года мы все решения уже примем. А почему все так затянулось? Это большая цепочка факторов, влияющих друг на друга, связанных, прежде всего, с тем, что есть компания (имеется ввиду Clever Park, - прим.ред), сделавшая проект за свой счет. Поэтому при назначении руководителя ЦПКиО мы должны учесть мнение этой организации. Реализация этого проекта должна быть партнерская: администрация города и бизнес.
– И каковы условия этого сотрудничества в финансовом плане?
– Изначально обсуждалось, что инвестиции будут довольно внушительные. Речь идет даже не о десятках, а о сотнях миллионов рублей с их стороны. С точки зрения финансов, это даже более полноправный партнер, чем мэрия. Но пока эти «двухголовые» отношения никак не зафиксированы документально. Это и есть основная причина такой паузы. Если этих отношений не будет, то администрация будет исходить уже из других реалий и опираться только на собственные силы.
– Вот вы залезаете в такие партнерские отношения. Нет страха, что компания начнет активно продавливать свои интересы, которые могут пойти в разрез с позицией администрации? Тогда управление культуры может оказаться заложником этой ситуации
– Конечно, такие опасения есть. Может случиться так, что в какой-то момент наши интересы будут отличаться. Но мы сразу говорим, что это не меценатский проект, а инвестиционный. В том и загвоздка, чтобы определить, какой feedback получит эта компания и будет ли это одна организация, либо же будет создан условный Фонд развития парка, где учредителями будет несколько компаний. Такого кейса в городе и нашей стране пока нет, ну или по крайней мере мне об этом не известно, поэтому мы отчасти изобретаем велосипед. У нас парки либо частные, либо государственные, либо меценатские. А мы хотим сделать именно партнерский проект бизнеса и муниципалитета.
–Возвращаясь к должности директора ЦПКиО. Среди кандидатур есть фамилия Екатерины Кейльман (последние 10 лет работала в компании Tele-club). Но у нее нет опыта работы с муниципальными объектами культуры, тем более такого масштаба. В чем тогда ее плюсы, кроме того, что ее кандидатуру, как раз лоббирует так называемый партнер администрации в этом проекте?
– Давайте мы не будем ничего штамповать. У каждого человека есть хорошие и не хорошие качества. С Екатериной мы встречались и общались много раз. Совместно мы делали крутой фестиваль «Маяк». Конечно, у нас уже были переговоры по ее возможному назначению на эту должность. Но это все пока в режиме дружеских гипотетических бесед. Она, со своей стороны, понимает все риски и ждет, как и мы, уже каких-то финальных решений.
– Планируется ли как-то менять концепцию развития парка?
– Уже разработанная концепция развития ЦПКиО взята за основу инженерной инфраструктуры. Сама по себе идея партерного парка – да, почему нет? В этом квадрате может быть все что угодно и обсуждать сейчас, что конкретно там будет – пока преждевременно. Но я за то, чтобы схема территориального деления парка была гибкой. Условно говоря, мы разместили где-то место для гуляния с собачками, потом поняли, что это плохая идея и перенеси его в более подходящее место. Но, конечно, таких переделываний хотелось бы поменьше.
– Сегодня в обсуждаемом проекте нет детской железной дороги. Ее уберут или она будет как-то преобразована?
– На последней рабочей встрече мы предложили РЖД подумать над тем, каким образом они могут быть интегрированными в этот проект. Здесь мне видится некий компромисс. Вряд ли дорога будет как-то закольцована, она должна быть преобразована с точки зрения инфраструктуры и смысла. Как мечтали все, что на ней бесконечно будут кататься дети – маловероятно.
– Что будет с проектами, анонсированными предыдущим директором ЦПКиО Романом Шадриным? В частности, с военным музеем
– В таком виде, как он предлагал, вряд ли это будет реализовано. Скорее всего, мы предлагаем проводить мобильные выставки – временные экспозиции, в том числе и по военно-патриотической тематике. Но главное условие – это должно быть интересно широкой массе, а не быть радостью нескольких людей. И, на мой взгляд, в парке должна появиться арт-дирекция, которая будет заниматься такими проектами.
– А что будет с фан-зоной, которую организовывали к ЧМ?
– Есть идея переноса туда некоторых аттракционов, которые сегодня сконцентрированы в левой стороне парка, чтобы освободить это место – оно попадает под первый этап реконструкции. И, кстати, в концепцию нового парка, что я очень поддерживаю, зону аттракционов выделяют в отдельную, куда покупается отдельный билет. Что касается организации больших фестивалей, прошлогодний опыт показал, что это возможно. На фан-зоне есть инженерные сети, но больше там нет ничего. То есть там есть только пол и электричество (смеется). В принципе, это тоже уже не мало…
– Вы недавно встречались с руководством департамента образования по поводу судьбы «Салюта». К какому решению пришли?
– Сложный и больной для меня вопрос (вздыхает и выдерживает паузу). Решение о переезде туда Дома пионеров обсуждалось еще до моего назначения в управление культуры. На проходящих совещаниях я интересуюсь, кто будет платить с 1 января за коммунальные услуги, кто будет мыть полы? Пока эти вопросы без ответа ... И таких технических вопросов очень много, поэтому опять это встало на паузу.
Считаю, что мы не можем похоронить этот бренд города. В любом случае – все будут еще долго называть это здание Салютом. И во время общения с руководством Дворца пионеров у меня сложилось впечатление, что они сами пока тоже не до конца понимают, что в итоге будет в «Салюте». Как мне видится, там однозначно должен сохраниться большой кинозал и еще 1-2 зала, безусловно, в том или ином виде «киношная» составляющая. Я бы, как предприниматель, качал бы кейс детского, документального и арт-хаусного кино. Хорошо, что в департаменте образования эту идею поддерживают.
– Еще один масштабный проект – реконструкция Театра кукол. Определена ли уже доля федерального со-финансирования? Будут ли выделены средства на реализацию проекта реконструкции фасада, сделанного Санкт-Петербургским кукольником-механиком Виктором Григорьевым?
– Пока не принят федеральный бюджет, мы не можем определить свое финансовое участие в этом проекте. Общая сумма, необходимая на реконструкцию – порядка 330-350 млн рублей. Отдельной строкой выделена стоимость оборудования – примерно 30 млн рублей. Но пока финальную цифру мы не знаем. Сам проект, честно, я не видел. Но, по-моему, история с часами как в Праге, там не сохранилась, потому что она дорогостоящая. Решили, что лучше закупить более современное и дорогое оборудование. Мы рассчитываем, что уже в середине февраля 2020 года Театр кукол начнет показывать спектакли в Колизее.
– Громкий культурный скандал в этом году связан с супрематическим крестом Покраса Лампаса. Как мне кажется, управление культуры должно было как-то вмешаться в эту ситуацию, поговорить с религиозной общественностью и попытаться отстоять этот арт-объект
– Не соглашусь с вами. Художник сам после всех протестов решил изменить рисунок. Мы, наоборот считаем, что вмешиваться в чье-то произведение искусства, это очень странно и точно не задача управления культуры. А что мы должны были сделать? Позвонить в церковь и общественные организации, сказать: «Нет, не ругайте художника?» (смеется) Это все бесполезно и никак не повлияло бы на ситуацию. История с крестом вообще очень сильно раздута. Никто уже был не рад этому хайпу, и все стороны уже ждали решения, которое все это успокоит. В этой ситуации нужно было четко разделять роль конкретной персоны и роль чиновников. У меня, конечно, есть на этот счет личное мнение, но я не буду его озвучивать.
– Чего, в первую очередь, Екатеринбургу не хватает в плане культуры? Какая главная задача для вас?
– Наша задача сейчас адаптировать систему работы с бизнес-сообществом. Показать, например, застройщикам, что инвестиции в сферу культуры добавляют стоимость, в том числе и их услуг. Сейчас у нас начинается работа по жилым комплексам и уже есть подвижки – люди готовы рассмотреть заплатить за жилье чуть больше, если на первом этаже дома появится что-то связанное с культурой, а не очередной магазин. Но, при этом, эти услуги должны быть качественными. Например, в Академе в каждом подъезде есть школа развития, но качество обучения там оставляет желать лучшего, поэтому дети возвращаются в наши школы искусств.
На мой взгляд, нам не хватает доказательной базы, почему бизнесменам стоит обращать внимание на культуру, не хватает энтузиастов – они у нас как-то недолго работают. Не хватает невероятно крутого проекта, который поднимет имидж города на новый уровень.
Просмотров: 6191
Автор: Дарья Александрович