Как Екатеринбургу сохранить историю и не отстать от времени?
Как говорил когда-то известный русский советский детский писатель Михаил Пришвин: «Всё течет, всё изменяется, и только дедушкины валенки вечные». К сожалению, действительно, нет ничего вечного (ну разве что валенки) — меняются люди, меняются и места, где они живут. И не всем по вкусу эти изменения. Вот, например, Екатеринбург — хоть и получил назад свое историческое имя, но исторический облик его, увы, уже не восстановить — слишком многое разрушено, слишком многое построено. С другой стороны — всё должно развиваться. Где найти золотую середину? Как сохранить всё лучшее, что осталось от прошлого, и не отстать от времени?
Тема традиционного пятничного VIP-опроса сегодня — наш город. Мы попросили наших собеседников представить себя на месте главного архитектора города — что бы вы построили, а что снесли? Спросили о любимых местах и об отношении к сносу памятников, а также выслушали мнения по поводу дискуссии быть или не быть храму на площади Труда.
Нам ответили…
Михаил Козаков, актер, режиссер, Народный артист России:
—Мое отношение к тому, что сносить и что на этом месте возводить достаточно сложное. Если брать в качестве примера Москву и храм Христа Спасителя, то, конечно, это лучше, чем та огромная лужа, которая была и куда все, пардон, писать бегали. Что касается Екатеринбурга, то нужно понимать, какое значение для людей имеет площадь Труда и стоит ли разрушать ее ради восстановления, пусть и первого, городского храма. А значение понять сложно. Референдумы тут не помогут, так как они не дадут объективной оценки. А все из-за того, что в обществе гигантское социальное расслоение. Может быть, стоит подумать о том, что на те средства, которые пойдут на восстановление, лучше построить детские сады или школы. Во всяком случае, я не завидую тем людям, которые будут принимать окончательное решение по этому вопросу. Это очень тяжело.
Николай Подкопай, председатель Региональной энергетической комиссии Свердловской области:
—Знаете, я не задумывался по этому поводу. Если честно, мне интересно, как понизить платежи граждан за услуги ЖКХ, независимо от того, в какой самой отдаленной деревне они живут. Будет фонтан или храм — это повлияет на платежи? Меня платежи интересуют: сколько вы будете платить завтра-послезавтра, в 2011 году, и как это оптимизировать. Каждый должен заниматься своим делом.
Светлана Петракова, директор конкурса «Мисс Екатеринбург»:
—Я противник строительства храма в том месте, несмотря на то что я — православный человек. Мне кажется, что, прежде всего, нужно достроить все недостроенные церкви, которые есть в городе. У нас очень растянутый город и, на мой взгляд, целесообразнее восстанавливать те старые часовни, которые остались, к примеру, на кладбищах. Нельзя забывать о небольших церквях в разных районах Екатеринбурга, более камерных, а не пафосно-торжественных. За фонтаном «Каменный цветок» располагается замечательный памятник конструктивизма, и закрывать его не стоит. Действительно, с этим местом очень много связано: с этими лавочками и с самой Плотинкой. Центр перенасыщен, а если появится храм, нужна будет парковка. Куда машины ставить? Мне как автомобилисту в городе не хватает паркингов, но в то же время я бываю и пешеходом. У меня есть близкий друг-инвалид, я знаю, как мучительно ему выезжать из дома. Знаю, что если в доме нет грузового лифта, он не сможет подняться в гости. С этой точки зрения я всегда переживаю и за детей: на дорогах недостаточно лежачих полицейских около школ, детских садов, больших торговых центров. Мне не хватает безопасности в городе.
Жалко старый город, любимые смешные улочки в тополях были очень красивые. Жалко, что это все исчезает, приятно, когда бизнесмены пытаются это сохранить. Поменьше бы в центре стекла и бетона. Современные офисные центры — это замечательно, но их можно строить в бизнес-кварталах, не уничтожая при этом историю.
Максим Колесников, председатель коллегии адвокатов «Частное право»:
—В городе не хватает зелени, парков. Поэтому мне очень хотелось бы снести, к примеру, мукомольный комбинат и на освободившемся пространстве сделать парк у воды. Вообще, люблю места между улицами Ленина и Челюскинцев по обе стороны городского пруда. Там нет уродливых архитектурных сооружений, и я часто там гуляю с сыном. Там бы мостик еще сделать где-нибудь в районе Белого дома и получилось бы совсем хорошо.
Очень жалею, что в центре города застроили высотками улицы Хохрякова и Сакко и Ванцетти. Это были тихие зеленые улочки с маленькими домами, где можно было просто погулять.
Что касается памятников, то люди никогда не строили на века. Любая конструкция должна пройти проверку временем. Если же говорить о ситуации с восстановлением храма на площади Труда, то скажу так: там есть аккуратная часовня и больше там строить ничего не нужно.
Роман Торощин, председатель ассоциации барменов Свердловской области:
—Вопрос строительства собора на площади Труда спорный. Я считаю, что нравственное обогащение поколения не должно достигаться ценой истории. Для горожан площадь Труда — это «Каменный цветок», место любовных свиданий, выпускных гуляний. В самом центре города и так строится храм — Большой Златоуст. Не буду оригинальным, мое любимое место в Екатеринбурге — его центр, Плотинка — между «Космосом» и ДИВСом. Там отличная пешеходная зона, которая прошлым летом была обновлена. А вот с другой стороны городского пруда, у Белого дома, интересно наблюдать гармонию церковных сооружений и современного жилого комплекса. Ничего не имею против новых построек в центре, лишь бы они вписывались в исторический облик города.
Сергей Будник, региональный менеджер по продажам Nokian tyres:
—Я бы на месте архитекторов построил детских садов как можно больше. Еще у нас явно не хватает туалетов бесплатных — так город застроили, что даже, извиняюсь, сходить по нужде некуда.
Не помешали бы и спортивные комплексы для детишек, все это будет во много раз важнее, чем храм в центре города. Фонтан, установленный на его месте, приносит куда больше пользы.
Максим Ряпасов, депутат Свердловской областной думы:
—В Екатеринбурге жить стало тяжело: проезд от работы до дома занимает большое количество времени. Все новостройки негативно влияют на жизнь горожан. С другой стороны, они привлекают инвестиции, создают новые рабочие места. Но мое отношение к точечной застройке отрицательное.
Что касается строительства на площади Труда, я не вникал в эту проблему. Мое мнение навскидку: не стоит этого делать. В городе уже достаточно церквей построено: и Храм-на-крови, и Вознесенская церковь, и Ганина Яма, которую я сам нередко посещаю. На площади Труда уже есть часовня. Строить еще одну церковь — перебор. Площадь — излюбленное место горожан, в основном, молодых людей. Я сам, будучи представителем молодежи, там отдыхал. Сейчас я больше люблю проводить время за городом, на даче».
Денис Шмыков, представитель строительной компании:
—Центр города и так застроен. Если собор будет построен, создастся транспортный коллапс. Лучше от этого никому не будет. Екатеринбург и так не город для жизни. У меня здесь нет любимых мест, в отличие от Перми, Казани, Уфы. Екатеринбург — город, где властвуют торговые и развлекательные центры без парковок. Другого облика у Екатеринбурга нет. Он предназначен для того, чтобы заработать и уехать жить в Австралию.
Галина Прохорова, управляющий директор гостиницы «Большой Урал»:
—К храмам отношусь хладнокровно: я неверующая. Но если все так ратуют за исторический облик города, то почему не приводят в порядок еще существующие памятники архитектуры? Представители крупного бизнеса и властных структур могли бы спасти то, что пока есть. Ту же гостиницу «Большой Урал». Около «Каменного цветка» гулять не люблю. Мне по душе Харитоновский парк, парк Маяковского. Вы замечаете, что в центре совсем не осталось «зеленых» местечек и исторических памятников в чистом виде? Даже прекрасный домик на площади 1905 года дополнили торговым центром «Европа», хотя могли его построить в другом районе. Мне не нравится, когда в архитектуре объединяют историю и современность.
Ирина Постникова, региональный директор представительства «ДельтаКредит» в Екатеринбурге:
—У нашего города, особенно у центральной его части, нет стиля. Это касается аляповатых вывесок, новых зданий и старых тоже. К примеру, огромное серое здание НПО «Автоматики». Вот это точно я бы снесла. Ну никак оно не вписывается в центр города.
Но сносить все то, что относится к эпохе СССР, не нужно. Памятники — это история, и они должны оставаться в том или ином виде. К примеру, я хоть и верующий человек, но против восстановления храма на площади Труда. В центре города и так в каждом квартале по одной-две церкви.
Я бы в городе построила дворцы бракосочетания. Не похожие на ЗАГСы, которые сейчас есть. Ну и, наверное, как можно больше культурных и спортивных объектов, куда родители могли бы ходить со своими детьми.
В Екатеринбурге одно из моих любимых мест — это центральный сквер на проспекте Ленина. Несмотря на то что он пролегает по центральной улице, в нем все равно как-то уединенно, и хорошо там гулять, особенно летом, под аккомпанемент трамвайчиков.
Марина Лачихина, генеральный директор торговой сети «Елисей»:
—Площадь Труда — зона отдыха горожан. Хотя если скверик с фонтаном перенесут в другое место, то все в порядке. Хочется сохранить наш исторический центр таким, какой он есть сегодня. А церкви лучше строить в местах с особой энергетикой. В Меркушино и Верхотурье люди все равно будут ездить. А проект строительства на площади Труда — дань новой моде.
Андрей Брауде, заместитель гендиректора управляющей компании RED:
—К возможности появления в городе собора Святой Екатерины отношусь положительно. Мне импонирует мнение Мишарина по этому поводу. Во-первых, нужно восстановить историческую справедливость, во-вторых, у нас нет храма во имя покровительницы Екатеринбурга. Главное, чтобы постройка не нарушила архитектурный облик центра города, чтобы глаз радовался. Мне этим нравится Тюмень: приезжаешь и там тебе хорошо. У нас есть хорошие проекты, но все равно как-то не так. Хотя мне нравятся некоторые места: Метеогорка, дендрарий, ботанический сад.
Радик Ахметшин, директор Уральского филиала Национальной ассоциации участников фондового рынка:
—В городе, особенно в районе Уралмаша и Эльмаша меня удручает огромное количество старых домов постройки 30-х и 40-х годов. Вместо того, чтобы их сносить, их до сих пор ремонтируют зачем-то, хотя это деревянные строения, снаружи покрытые штукатуркой. С другой стороны, я считаю, в центре Екатеринбурга в районе улиц Вайнера и Большакова утеряно очень много старых зданий, которые именно создают исторический облик города. Очень не хватает культурных и спортивных объектов для молодежи. Эту ситуацию надо исправлять. Что касается любимых мест в Екатеринбурге, то мне всегда очень уютно и комфортно в районе кинотеатра «Космос», в той части, где литературный квартал.
По поводу сноса памятников и восстановления храмов скажу одно: памятники должны быть, так как это история. От нее отказываться нельзя, и я не назову сейчас ни одного памятника времен СССР, который нужно было бы снести. Все должно быть в меру, и, думаю, что фонтан «Каменный цветок», вокруг которого разгорелся спор, должен остаться, так как занимает свою историческую нишу.
Евгений Касимов, депутат Екатеринбургской городской думы:
—Я архитектурным обликом города недоволен. Раньше у меня было любимое место, центр Екатеринбурга, теперь он застроен высотками. У нас могут на одной точке соседствовать здания XIX века, модерна ХХ, «сталинки», «хрущевки» и нового русского стиля. Теперь привести все к единому стилю невозможно, да и не стоит: сносить сооружения жалко — это же труд людей. Храм на площади Труда можно восстановить, только если перенести фонтан и посадки. Строительство — это не разрушение.
Виталий Андриянен, региональный менеджер Уральского представительства НП СРО «Первая Гильдия Строителей»:
—Не хватает нормального облика города — Екатеринбург похож на костюм клоуна провинциального театра, такой же аляповатый и безвкусный. Хотя если смотреть на отдельные кусочки, то очень даже ничего. Сложный вопрос, что нужно построить, скорее — перенести деловые центры на периферию, а для них там построить нормальные дорожные развязки, тем самым разгрузив центр. Еще я бы занялся системой ливневой канализации — хотя бы немного станет почище. Хотя, конечно, это все со словом «бы» — слишком дороги и масштабны инфраструктурные проекты. Любимые места в городе — это цирк, Плотинка, дендрарии у цирка и УПИ, только бы еще их чище сделать. Не сожалею о тех местах Екатеринбурга, которые были застроены. Считаю, что город должен развиваться. Вообще считаю, что историю надо сохранять без привязки к политической коньюнктуре. Но процесс тоже должен быть объективен — надо четко понимать, насколько старый объект является памятником архитектуры. Облик города должен просчитываться полностью, а не кусками.
Илья Журавлев, генеральный директор ЗАО «Уралстройинвест»:
—Если бы я был главным архитектором города, то я заботился бы о том, чтобы Екатерин был красивым и комфортным. Снес бы все старые панельные дома и хрущевки, которые невозможно реконструировать. А на освободившемся пространстве построил бы жилые комплексы с индивидуальным архитектурным решением. И в центре каждого микрорайона обязательно — спортивный комплекс. Кому-то может показаться, что авторские архитектурные разработки стоят очень дорого. Но это не так — это незначительно удорожает проект, но делает дом интересным, индивидуальным. А город — красивым.
Еще я бы занялся проблемой парковок. Необходимо выделить в городе участки земли под подземные и многоэтажные парковки. Да, это затратное, но необходимое предприятие. Нужно освободить проезжую часть от припаркованных автомобилей. Но сделать это так, чтобы и машины было куда поставить. Парковки освободят город от пробок. Озаботился бы качеством городских дорог. Ну и, конечно же, отремонтировал бы старые кирпичные дома — реконструировал их красивые фасады. И обязал бы все управляющие компании заняться благоустройством дворовых территорий. В то же время, у нас в городе очень не хватает спортивных сооружений: и дворовых спортивных площадок, и крупных спортивных комплексов, мало бассейнов. А дефицит детских садов и общеобразовательных учреждений обсуждается уже который год.
Зато достаточно много офисов класса «С» и торговых комплексов уже устаревшего формата. Новые торговые и офисные центры понемногу вытесняю старый формат. Но среди новых построек в избытке здания с остекленными фасадами. Они все похожи друг на друга. И это лишает Екатеринбург индивидуальности. Нужны смелые архитектурные решения, которые украсят город.
Что же касается вопросов о возведении храма, то по православным канонам для строительства церкви нужно выбирать светлое место на возвышении, в спокойном районе. С одной стороны, я понимаю, что когда-то здесь был храм. Но в условиях современного мегаполиса православную церковь здесь ставить нельзя. Вокруг церковного строения окажется много развлекательных заведений: рестораны, пабы, место, где подростки постоянно катаются на скейтбордах. Реконструированная церковь в концепцию современного центра не впишется. Лучше найти для нового храма другое место, где ничто не будет отвлекать человека верующего от молитвы.
Евгений Горенбург, президент хоккейного клуба «Динамо-Екатеринбург» (хоккей на траве), основатель рок-группы «Топ» и организатор фестиваля «Старый Новый Рок»:
—Я бы построил в городе больше парков и площадку для молодежных концертов. Не хочется в городе видеть точечную застройку. Любимое место в городе — район станции метро «Динамо». Недалеко от ДИВСа — красивая набережная. Испытываю ностальгию по тем местам в Екатеринбурге, которые исчезли. Я родился и вырос в центре Екатеринбурга, мне дороги эти места. У Дворца пионеров был шикарный фонтан с жабами, жаль, что он куда-то подевался. Что касается строительства храма — покажите мне проект храма, и я подумаю, подойдет ли он для этого места или нет. Могу ответить только с точки зрения эстетичности, не хочется касаться политических и религиозных вопросов.
Нафик Фамиев, депутат Екатеринбургской городской думы:
—Мне не нравится точечная застройка. Будь моя воля, я бы сделал центр города зеленее и просторнее. Вот в Набережных Челнах огромные проспекты, а в Лондоне сотни скверов, и никто не хочет в Гайд-парке построить небоскреб. А памятники архитектуры, которые восстанавливают тут и там, памятникам рознь. О каждом нужно говорить отдельно, как и о каждой эпохе.
Просмотров: 2428