JustMedia в компании архитекторов и горожан раскрывает тайны уникальных построек Екатеринбурга. СПЕЦПРОЕКТ

Первую свердловскую высотку и «город в городе» построили для сотрудников НКВД.

Высоткой или крупным бизнес-центром жителей Екатеринбурга не удивишь. Число безликих многоэтажек, которые архитекторы даже к определенному стилю отнести не могут, с каждым годом растет, чего не скажешь про действительно уникальные постройки, которыми некогда славился Екатеринбург.

 

В очередном спецпроекте JustMedia прошелся по домам уральской столицы. Компанию нам составили архитекторы, градостроители и сами горожане. Теперь мы готовы поделиться с читателями информацией о том, как строилась первая высотка в Екатеринбурге и кто разводил цветы во дворе городка чекистов.

 

Раскулаченные крестьяне из Краснодара возвели первую в Свердловске высотку

 

В наше первое путешествие по бывшему Свердловску корреспондент JustMedia пустился в компании профессора кафедры архитектурно-строительной экологии Уральской государственной архитектурно-художественной академии Леонида Смирнова. Этот человек выпустил книгу о зданиях, построенных в стиле конструктивизма, и знает о екатеринбургских постройках немало полезной, но главное — интересной информации.

 

С Леонидом Николаевичем мы встретились на его родной кафедре.

 

«Вы не то что не помните, а наверняка даже не догадываетесь, что с 1923 по 1934 год существовала Уральская область или Большой Урал, куда входили Челябинская, Курганская, Тюменская, Свердловская области,— обращается к корреспонденту JustMedia профессор Смирнов.— Именно здесь была сосредоточена административная, политическая и культурная элита тех времен. Уральскую область населяли свыше 9 миллионов человек, которых после революции нужно было держать в ежовых рукавицах».

 

«Дом чекистов» обрел новых жильцов, но не перестал быть элитным

 

По словам профессора, большая роль в наведении порядка в области отводилась чекистам. Важно было, чтобы народ работал и создавал новое социалистическое государство. Денег для этого не жалели, вот и появились в тогдашнем Свердловске элитные дома для сотрудников органов госбезопасности.

 

Комплекс зданий на улице 8 Марта, 2 одним названием не ограничился. «Дом чекистов», «Второй дом горсоветов» или «Жилкомбинат НКВД» — как вам будет угодно. Он расположен по оси переулка Химиков и виден с городского пруда. Все это — комплекс зданий, состоящий из двух четырехэтажных П-образных жилых домов и примыкающего дома-башни — между прочим, первой высотки Екатеринбурга.

 

Из-за возвышающегося цоколя может создаться впечатление, что дом двенадцатиэтажный, но это обманка — на самом деле этажей одиннадцать. Комплекс зданий возводился с 1930 по 1932 годы.

 

«Архитекторы задумали так: взглянешь на этот комплекс сверху и увидишь серп, зубцами которого служат эркеры «четырехэтажки». Если же посмотреть на самое высотное здание, может показаться, что оно находится в полете за счет крыльев-балконов на двух последних этажах»,— рассказывает Леонид Николаевич.

 

В трех- и четырехкомнатных квартирах четырехэтажных домов жил младший персонал. Когда же в Свердловске появился городок чекистов, персонал перебрался туда, а элита осталась в высотном здании.

 

«Позже здесь жили известные деятели. Первый Президент России Борис Ельцин в пору руководства областью, другие первые секретари обкома КПСС Свердловской области, уральский писатель Борис Рябинин. Дом и по сей день остается элитным»,— рассказывает профессор Смирнов.

 

Посмотришь на карту и вправду увидишь комплекс в виде серпа

 

Он делится с корреспондентом JustMedia еще одним примечательным фактом. Оказывается, эта постройка стала первой в Свердловске, где были запущены два лифта.

 

«Строили комплекс ставропольские и краснодарские раскулаченные крестьяне, которые жили в бараках на Челюскинцев, бывшей Северной улице. Во-первых, переселенцы не были профессиональными строителями, во-вторых, возводили балконы из некачественных материалов. Впоследствии эти самые балконы стали разрушаться, их пришлось «отрубить». Сейчас высотный дом стоит «голым»,— говорит профессор.

 

Он достает из папки старый черно-белый снимок «Жилкомбината НКВД» и предлагает корреспонденту взглянуть на здание в его первозданном виде.

 

А так «Дом чекистов» выглядел в свои «молодые годы»

 

К делу нужно подойти с умом: за квартиру могут «платить» подвалы

 

Городок чекистов — еще один комплекс зданий, построенный для сотрудников НКВД в 1929-1936 годах. Он располагается в центре города, на Ленина, 69 и состоит из четырнадцати корпусов. Правда, часть из них сегодня не являются жилыми.

 

JustMedia отправился на экскурсию по городку с директором по развитию управляющей компании «Лига ЖКХ» и жителем второго корпуса Ильей Сотониным, который, собственно, и предложил корреспонденту поближе познакомиться с архитектурным наследием города.

 

«Мы будем рады поучаствовать в совместном проекте, жители города должны знать, какие уникальные объекты «населяют» Екатеринбург»,— отметил Илья Сотонин и даже предложил «потрясти» архивы, чтобы побольше узнать о позабытых постройках.

 

По словам Ильи, чем ближе к нынешней гостинице «Исеть» был расположен дом, тем более высокие чины его населяли и тем больше была площадь занимаемых ими квартир.

 

«Например, во втором корпусе на одном этаже располагается по две квартиры. В первом подъезде их площадь составляет порядка 100-125 квадратных метров, во втором — по 70-80 квадратных метров, а вот в третьем корпусе на одном этаже «уживаются» по четыре квартиры»,— рассказывает Илья.

 

Городок чекистов уже не тот, что был прежде. Порядка не хватает…

 

Сама гостиница «Исеть» в то время была общежитием для молодежи и малосемейных. Посреди двора располагался детский сад, в котором сегодня находятся офисы мировых судей Кировского и Октябрьского районов, Федеральная кадастровая палата Росреестра по Свердловской области и прочие организации.

 

«Я узнавал насчет возможности вернуть здание детсаду по программе освобождения перепрофилированных зданий бывших дошкольных образовательных учреждений, однако оказалось, что у властей таких планов нет»,— говорит Илья Сотонин.

 

Он мечтает о том, чтобы городок чекистов привели в надлежащий вид.

 

«Видите, тут четыре въезда, правда, ворот, как в прошлые времена, нет, но вот если бы их вернули, поставили пункт охраны и занялись благоустройством внутридворовой территории, было бы здорово. Поверьте, это будет лучший участок в городе. Дом столько лет простоял, и ничего с ним не случилось, он еще столько же простоит»,— утверждает экскурсовод.

 

В этом году в честь Дня Победы Илья и его соседи высадили в старом дворике молоденькие клены.

 

«Только взялся за работу, прибежали дети и подростки, каждый хотел внести свой вклад в облагораживание дворовой территории, даже лопаты друг у друга отбирали. Я пообещал им заняться совместной установкой клумб. Работы всем хватит»,— улыбаясь, рассказывает житель городка.

 

Обитатели комплекса всеми силами стараются сохранить доставшееся им в наследство конструктивистское богатство. По словам Ильи, подвалы домов, расположенные в центре города, пригодны для сдачи в аренду. Поскольку они являются долевой собственностью жителей, деньги автоматически идут на счет товарищества собственников жилья, а оно, в свою очередь, вкладывает заработанные средства в дом. Таких товариществ в городке уже несколько.

«Мы планируем отремонтировать фасады зданий. Есть даже вероятность, что в перспективе за квартплату будут платить не жители, а принадлежащие им подвалы»,— говорит собеседник.

 

В подъезде, где он проживает, разместился настоящий музей «свободного искусства». Идея расписать стены пришла в голову самому Илье. Над проектом трудились порядка 20 команд художников, которые организуют свои выставки в Екатеринбурге.

 

«Каждую стену украшает неповторимый в своем роде рисунок в стиле авангарда. Хотелось подстроиться под городок, выполненный в стиле конструктивизма»,— говорит Илья.

 

Музей в подъезде от Ильи Сотонина и талантливых екатеринбургских художников

 

Дома без кухонь и пленные садовники

 

JustMedia удалось разыскать в городке чекистов его первых обитателей. Людмила Борисовна Рапопорт и Татьяна Николаевна Шадрина проживают здесь с самого рождения и дружат с детства. Живут неразлучные подруги в восьмом корпусе, ходят друг к другу в гости, делятся радостями и горестями.

 

…Я вхожу в квартиру Людмилы Борисовны, надевает тапочки и направляется по узенькому коридору прямиком в залу. Посередине комнаты стоит круглый стол, в углу — фортепиано. На окне фиалки в горшочках, в заграничных шкафах — сервизы.

 

«Меня интересует история городка. Поделитесь?»— обращаюсь я к новым знакомым. Подруги улыбаются и начинают рассказ.

 

«Комплекс зданий был задуман как новое жилье для коммунистической страны. Дом сдали с отделкой. Была побелка, красивые окна, все заставлено мебелью. На всем были бирки с номерами. Тут же проживал комендант, всех предупреждали, что имущество нужно хранить. В доме ни в коем случае нельзя было стирать, сушить белье, поскольку в распоряжении жителей была прачечная и две бани. По тем меркам все было самое-самое»,— рассказывает JustMedia Людмила Борисовна Рапопорт.

 

По ее словам, в дома был проведен газ. Жильцам разрешалось подогревать чай и варить кофе. Для этого использовалась двухкомфорочная плитка — «газовка».

 

«Она стояла в шкафу, который сегодня уже не сохранился»,— говорит Людмила Борисовна.

 

В квартирах не было кухонь, но в городке были столовые. В здании нынешнего Свердловского областного краеведческого музея располагался клуб.

 

«Все было под рукой: и трехэтажный магазин военторга, и корты, один из которых зимой превращался в каток. Жители не скучали. В клубе показывали кино, ставили спектакли, проводили спортивные мероприятия, здесь же работали кружки»,— вспоминает Татьяна Николаевна Шадрина.

 

Чистый и ухоженный городок остался лишь в памяти первых жителей

 

На территории городка функционировали три фонтана, а зеленые скверы и клумбы разбили пленные немецкие садовники, которые ухаживали за растениями.

 

Дворники работали не покладая рук. Даже после снегопада все дорожки городка тут же убирали от снега. Здесь царили чистота и порядок.

 

На центральном входе в жилой комплекс стояла охрана с ружьями, чужаков во двор не пускали. Пройти внутрь можно было только по пропускам. 

 

«Дома построили качественно. Вот сегодня штукатурка падает, а кирпичи остаются. Восемьдесят лет прошло со дня постройки и все стоит. Представляете, решила дверь входную поменять, так работник даже инструмент сломал в попытках ее снять. Вот как строили!»— говорит Татьяна Николаевна Шадрина.

 

Да, строили, конечно, на совесть, а вот о сохранности не позаботились. Квартиры у жильцов приватизированы, но государство, прежде чем передать их в собственность горожан, даже не подумало о ремонте зданий.

 

«Сегодня помощи ни от кого не дождешься»,— говорят женщины.

 

Производить ремонт фасадов за свой счет жильцам не по карману, да и старые трубы в домах менять — удовольствие не из дешевых. Помощи от родной управляющей компании «Фонд Радомир» не дождаться, а от властей и подавно.

 

«Один раз был капитальный ремонт, где-то в 1960-х годах. Больше никто ни к чему не прикасался. Найти крайнего невозможно. Кто отвечает за благоустройство городка непонятно»,— утверждают собеседницы JustMedia.

 

Неразлучные подруги живут в городке чекистов с самого рождения

 

Вот так с течением времени элитный городок обнищал и превратился в комплекс разрушающихся построек. Нет здесь прежних клумб, лавок и фонтанов, но есть парковки, офисы и нетрезвые компании на детских площадках. От закрытых ворот остались дыры, некоторые клены спилили. Жителям ничего не остается, как вспоминать счастливое детство, потому как в счастливое будущее городка им мало верится…

 

Цены не соответствует качеству?

 

JustMedia решил выяснить, как обстоят дела с куплей и продажей квартир в элитном городке. Специалист по недвижимости компании «Новосел» Ольга Мельникова сообщила, что стоимость квартир, расположенных в данном комплексе, явно завышена.

 

«Да, это центр города, высокие потолки, наличие большого количества организаций в зданиях, насыщенность компьютерной сетью. Но при этом маленькие кухни, плачевное состояние комнат, порой старые деревянные окна, длинный коридор, который «сжирает» метраж. К тому же во дворе располагается здание Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Свердловской области, а, значит, во дворе непрерывно ездит транспорт и располагается парковка, что, безусловно, устроит не каждого»,— отмечает Ольга Мельникова.

На данный момент в городке выставлена на продажу трехкомнатная квартира, ее примерная стоимость — 6 миллионов 800 тысяч рублей.

 

Никто не сомневается, что это уникальное место могло бы составить конкуренцию любому элитному микрорайону, не будь городок чекистов позабыт. К сожалению, действительно уникальных домов в нашем городе осталось не так много, а сохранившееся богатство то и дело становится объектом не культурного наследия, а сноса. Обидно, что в нашей стране умудряются разрушать то, что создавалось на века…

 

ФОТОрепортаж смотрите здесь

 

ФОТО: Донат Сорокин, Александр Константинов

Просмотров: 10128

Автор: Татьяна Рябова

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости