Выпьем за Золушку в платье принцессы! Уральские эксперты подвели итоги уходящего года в сфере культуры

Культура на Урале уже не Золушка, но еще и не принцесса

 

Итоги уходящего года в сфере культуры Среднего Урала подвести непросто — в этом признались все опрошенные нами эксперты. Понятно, почему — культурных событий разного масштаба произошло немало. Живые ростки творчества, конечно же, дорогу себе найдут всегда, но одно дело — пробивать жесткую каменистую почву, а совсем другое — мягкий плодородный грунт, «увлажненный» регулярными денежными вливаниями.

 

 

«Эпохой Возрождения сегодняшнее время пока не назовешь. Но если честно, по всему заметно — культура уже не Золушка, не падчерица, она постепенно становится одной из родных дочерей. Стучу по дереву, чтобы не сглазить»,— признался музыкант одного из екатеринбургских театров.

 

Сегодняшняя востребованность культуры радует, а ее успехи явно опровергают утверждение, что «художник обязательно должен быть голодным».

 

Скажем сразу, что пессимистов среди всех опрошенных нами экспертов нет — все так или иначе отмечают, что уходящий год был весьма «урожайным» на события и открытия. Слово первому эксперту — министру культуры Свердловской области Алексею Бадаеву. Понятно, что ему «по должности» положено быть оптимистом, но говорить действительно есть о чем.

 

Модернизация и гранты — от Алексея Бадаева

 

Вложенные в программу развития культуры области 5,5 миллиарда рублей дают основание называть ее программой модернизации отрасли, считает Алексей Бадаев. По его словам, эти деньги идут не только на поддержку мероприятий российского и международного уровня — Уральской индустриальной биеннале современного искусства, фестиваля современного танца «На грани», джазового фестиваля «ProJazz», кинофестиваля «В кругу семьи», филармонического форума и других.

 

 

«Средства мы направляем также на строительство, реконструкцию и капремонт объектов культуры, на приобретение специального оборудования, технических средств. Уже закуплены музыкальные инструменты в наши учреждения художественного образования, выделены деньги на приобретение кресел и замену светового и звукового оборудования в областных театрах»,— сообщил министр.

 

Из событий уходящего года Алексей Бадаев отметил открытие нового досугового центра в Староуткинске, реконструкцию филиала областного краеведческого музея в Березовском и одного из трех корпусов Ирбитского музея изобразительных искусств. По его словам, в 2012 году состоялось долгожданное событие – открытие новой сцены Свердловского театра музкомедии, оснащенной по последнему слову техники, завершение пятилетнего капитального ремонта Свердловской детской филармонии.

 

Одним из главных достижений года министр назвал учреждение десяти грантов губернатора Свердловской области организациям культуры и искусства по 5 миллионов рублей каждый. Причем грантами планируется поддержать и любительское творчество — дома культуры, самодеятельные коллективы. Грантовая поддержка предусмотрена и в музейной сфере.

 

Алексей Бадаев также рассказал, что в этом году Свердловская область впервые получила поддержку из федерального бюджета на информатизацию библиотек. «Область» тоже не осталась в стороне — выделила на эти цели два миллиона рублей. Средства скромные, но министр пообещал, что в будущем году библиотеки не останутся без внимания.

 

Кроме того, в уходящем году началась подготовка проекта реконструкции бывшего кинотеатра «Искра» — после перепланировки в этом здании разместится «Коляда-театр».

 

Заветная мечта — от Николая Коляды

 

Это последнее событие — заветная мечта художественного руководителя театра Николая Коляды.

 

 

«Я мечтал об этом всю жизнь,— признался знаменитый драматург.— Взамен старого деревянного здания на Тургенева мы получим театр с двумя зрительными залами, современным звуковым и световым оборудованием, просторной костюмерной, буфетом, туалетом, просторным холлом. Кстати, вчера на губернаторском балу Евгений Куйвашев вспомнил о новом театре. Он сказал мне, что в новом году театр обязательно будет построен. Обещал к декабрю 2013 года. Сейчас проект уже готов, в январе будет объявлен тендер на строительство».

 

Для нового театра потребуются 4 миллиона рублей на проект и 91 миллион рублей на ремонтные работы и покупку нового оборудования. Затраты возьмет на себя областной бюджет.

 

Что касается итогов года, то «за всю культуру говорить не буду», предупредил Николай Коляда. Он рассказал о том, что летом  в пятый раз прошел фестиваль «Коляда-Plays», отметил премьеры своего театра «Маскарад» и «Большая советская энциклопедия».

 

А еще поделился радостью от двух зарубежных гастролей — в Польшу и в Румынию: «Когда это было, чтобы коллектив в 35 человек мог выехать на гастроли?»

 

Кстати, сейчас «Коляда-театр» готовится к очередным гастролям — уральских артистов в январе ждет Москва.

 

В заключение Николай Коляда одобрительно отозвался о новшестве — появлении губернаторских грантов — и резюмировал: 

«Внимание губернатора заметно».

 

Наконец-то открылись — от Эльвиры Архангельской

 

Важным событием года наш следующий эксперт — директор Уральского музыкального колледжа Эльвира Архангельская считает долгожданное открытие после реконструкции здания Свердловской детской филармонии.

 

 

«Кроме того, сразу же могу назвать II Симфонический форум России, который прошел в Екатеринбурге. В этом же ряду — получение «Золотых Масок», это свидетельствует о высоком уровне артистов Свердловской области,— говорит Архангельская.— Запомнились фестивали «На Грани», «Коляда-Plays». А какие юбилеи в этом году! Столетие Оперного театра, столетний юбилей  Свердловского музыкального училища имени Чайковского, 110-летие со дня основания Свердловского художественного училища имени Шадра. Это не просто юбилейные даты – это свидетельство глубоких традиций уральской культуры»

 

Эльвира Архангельская добавила, что статус «культурной области» подтвердил то факт, что директор Свердловской государственной академической филармонии Александр Колотурский вошел в состав совета по культуре при Президенте РФ.  В этом списке 60 человек, среди них — Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Денис Мацуев. А уралец только один — Колотурский.

 

Новая сцена музкомедии — от Татьяны Стрежневой

 

Заместитель председателя Свердловского отделения Союза театральных деятелей РФ по организационно-творческим вопросам Татьяна Стрежнева тоже сразу вспомнила недавнее открытие Свердловской детской филармонии.

 

 

«Великолепное здание, там есть все. Теперь дети снова в своем музыкальном и танцевальном доме. Прекрасный подарок в этом году получила и Свердловская музкомедия — я говорю о новой сцене. В театре шутят, что теперь у артистов и сотрудников стало в два раза больше работы – ведь сцен две. Кстати, открытие сцены ознаменовалось дебютом молодого уральского режиссура Екатерины Одеговой «Пастиччо для влюблённых». Этот «деликатес в одном действии» на музыку  Перголези и Стравинского прошел с большим успехом»,— добавила Татьяна Стрежнева.

 

Еще об одной премьере в музкомедии — спектакле «Белая гвардия» по роману Михаилу Булгакова — наш эксперт ничего не сказала, но эта постановка стала, безусловно, еще одним культурным событием года.

 

Татьяна Стрежнева напомнила о рождении в этом году журнала «Культура Урала»: «Кому-то он нравится, кому-то не нравится, но это наше первое долгожданное специализированное издание». Журнал, финансируемый из областного бюджета, выходит ежемесячно.

 

Крупными событиями уходящего года Стрежнева назвала юбилей Театра оперы и балета, «попадание» двух спектаклей на «Золотую маску», а также проведение областного семинара актерской молодежи. В течение нескольких дней на турбазе «Аист» более ста артистов области стали участниками мастер-классов, которые проводили мэтры из Екатеринбурга и Москвы. Пластика, культура речи — время, проведенное там, не прошло зря.

 

Сто лет оперному — от Андрея Шишкина

 

Директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин, конечно же, не мог обойти вниманием юбилей собственного театра.

 

 

«Мы понимали: вековой юбилей — это не только большой праздник, но и серьезная проверка для театра. Знали, что «столетие» гарантирует нам всеобщее внимание, и  мы должны показать все, чего сумели добиться за эти годы, продемонстрировать все возможности труппы. Собственно, именно на эту задачу — подойти к 100-летию в отличной форме — театр и работал последние годы. И нам это удалось. На сегодняшний день труппа обладает солидным репертуаром. В оперную афишу возвратились многие классические шедевры. Вновь завоевав доверие зрителей, мы заслужили право предлагать публике и эксклюзивные вещи – например, оперу Россини «Граф Ори», или жемчужину русской классики оперу Мусоргского «Борис Годунов» в редко исполняемой первой авторской редакции. Кстати, обе эти постановки — премьеры 2012 года»,— рассказал Андрей Шишкин.

 

Директор оперного театра вспомнил и премьеру «Аmore Buffo», балет «Н2О», который театр презентовал на площадке оборонного завода в рамках 2-й Уральской индустриальной биеннале, получившие международный статус хореографические мастерские «Данс-платформа» — все эти проекты появились на свет в 2012 году. В апреле нынешнего года театр получил первую «Золотую Маску» — Ильгам Валиев был отмечен за роль в опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».

 

Андрей Шишкин верит, что это только начало: 

«В этом году эксперты «Золотой Маски» впервые отметили сразу два наших спектакля — оперу «Граф Ори» и балет «АmoreBuffo». Театр номинирован на премию «Золотая Маска» 13 раз – это свидетельство того, что коллектив активно развивается и имеет серьезный творческий результат. Так что в новый 2013 год мы вступаем с большими надеждами!»

 

Спасение театрального института — от Владимира Бабенко

 

А вот ректору Свердловского государственного театрального института Владимиру Бабенко из всех событий уходящего года наверняка больше всего запомнился недавний скандал с «мониторингом» вузов, после которого ЕГТИ попал в строчку «неэффективных вузов». После громкого разбирательства обвинение в неэффективности  с вуза было снято, но осадок, что называется, остался.

 

 

«Это просто дискредитация вузов. Получилось, что региональные вузы через один-два — негодные,— возмущается Бабенко.— Вообще наша система образования характеризуется непрерывным реформированием. Но если раньше реформы проводились в основном на словах, то теперь — увы — на деле. Вот и злосчастный мониторинг имел место быть. Но у всего есть две стороны. Плюсы всего пережитого — поддержка вуза многими уральцами. Меня даже узнают на улице. В парикмахерской, куда я хожу уже довольно давно, моя мастер громко заявила: «Я его стригла, думала, спекулянт какой-то, а он, оказывается, ректор театрального института!»

 

Правда, ректор признался, что все эти переживания помешали творчеству — в этом году он ничего не написал. «Завидую Коляде — он выдает пьесы несмотря ни на что. Недавно у нас вышел 13-й сборник пьес студентов ЕГТИ под его редакцией».

 

Еще Владимир Бабенко отметил министерство культуры области, которое «в целом работает неплохо» — за то, что театры получили возможность бороться за 5-миллионные гранты, за выход «Культуры Урала».

 

 

P.S. В целом большинство «культурных» экспертов вспоминают уходящий год добрым словом. И есть за что. Конечно, есть к чему стремиться — наверное, в первую очередь, к развитию культуры не только в столице Среднего Урала, но и в городах области. Но это уже совсем другая история. И, наверное, совсем другой бюджет. Но ведь никто же не мешает поднять бокалы в Новый год и выпить за Золушку в платье принцессы. С Новым годом!

 

Просмотров: 8030

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости