Глава свердловского отделения «Деловой России» - о реализации плана развития австралийского мегаполиса.
Свердловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» совместно с другими общественными организациями города и области инициировало обсуждение темы «Большого Екатеринбурга» с целью вовлечения общественности в стратегическое планирование развития города и области.
«В мире накоплен значительный опыт того, как должны развиваться мегаполисы. Есть примеры Шанхая и Токио, Ванкувера и Берлина, Лондона и Мельбурна. Власти и жители этих городов уже прошли путь, который столице Урала только предстоит преодолеть», -отмечают инициаторы движения.
В рамках первого этапа работы над проектом «Большой Екатеринбург» эксперты в области строительства, культуры, экологии, связям с общественностью, урбанистики, дизайна и экономики готовы с помощью коротких публикаций знакомить жителей города и области с историческими и практическими аспектами развития лучших городов России и мира.
Первым своими мыслями в рамках обсуждения поделился с общественностью председатель Свердловского отделения «Деловой России» Леонид Гункевич. JustMedia.ru публикует его описание одной из самых успешных мировых практик – реализации плана Большой Мельбурн».
Как и обещал, мы начинаем рассматривать лучшие реализованные практики по развитию мегаполисов. Итак, Мельбурн. Сначала о том, что им удалось сделать. С 2002 года, по версии престижного журнала The Economist, город входит в тройку лучших по качеству жизни среди мегаполисов жизни, а с 2011 — уверенно возглавляет этот рейтинг. С 2013 года Мельбурн опережает все австралийские города по интенсивности прироста населения (свыше 90 тысяч человек в год), причем значительный процент дают окраинные муниципалитеты, входящие в Большой Мельбурн. В общем, все хотят жить в Мельбурне. Это престижно и, видимо, комфортно.
Мне кажется, вполне себе корректно сравнивать Мельбурн с Екатеринбургом. Почему бы и нет. Численность населения Мельбурна с пригородами составляет около 4,3 миллиона человек. Екатеринбург, если рассматривать его как агломерацию, конечно же, меньше, но вполне сопоставимо. Мельбурн стал бурно расти на фоне золотой лихорадке, Екатеринбург на металле и других полезных ископаемых.
Первый план развития Мельбурна был представлен аж в 1954 году. Потом был план 1971 года, 1981 года. В 1995 году написали стратегию «Живые пригороды», посвященную взаимосвязанности Центрального города, окраин и пригорода. В 2002 году разработали «Мельбурн-2030» и, наконец, документ под названием «План Мельбурна», работу над которым начали в 2011 году и который успешно реализуется сейчас. К чему вся эта историческая справка? Мельбурн методом проб и ошибок прошел сложный путь к тому, чтобы выработать если не идеальную, то максимально устраивающую всех модель развития, стратегию, позволяющую городу гармонично расти, а не хаотично разрастаться.
На создание своего плана развитие власти Мельбурна потратили чуть более двух лет. При этом на каждом этапе, в той или иной форме, план проходил процедуру общественного одобрения. В процесс были вовлечены органы местного самоуправления, бизнес-сообщество, общественность.
Кстати, параллельно с созданием «Плана Мельбурна» прошла реформа системы территориального планирования, в результате которой упростились процедуры подготовки и согласование градостроительной документации. Внимание! Время выдачи разрешения на строительство в настоящий момент составляет 10 (!) дней.
Кстати, в Мельбурне нет единой администрации. Большая часть решений принимается региональным правительством. Оно отвечают за общественный транспорт, правопорядок, образование, территориальное планирование и управление городской инфраструктурой.
Теперь собственно о плане «Большой Мельбурн» (кстати, официально такого понятия нет). Среди приоритетов определены обеспечение экономического процветания, качество жизни и защита окружающей среды. К 2050 году они планирует сделать Мельбурн «глобальным городом возможностей и выбора». Среди целей в плане обозначены, увеличение количества рабочих мест и объема инвестиций, доступность жилья вблизи рабочих мест, эффективная транспортная система. Вот так просто, но понятно и самое главное жизненно.
Среди ключевых инициатив — создание новых центров деловой активности и реализация концепции «20-ти минутный жилой район» — это когда жители не должны тратить более двадцати минут для того, чтобы добраться на работу, в магазин, культурный центр, школу, больницу и т.д. Вам уже хочется жить в таком городе?
Главным инициатором «Большого Мельбурна» стало правительство штата Виктория. Именно поэтому в числе прочего в плане прописаны меры по развитию других территорий региона. В первую очередь, за счет транспортной доступности. По замыслу разработчиков именно качественное и быстрое транспортное сообщение позволит снизить темпы роста численности мегаполиса и даст толчок к развитию других территорий штата. То есть, собирать все яйца в одну корзину никто не хочет. Мельбурн в данном случае выступает как локомотив, а не как черная дыра.
Опыт Мельбурна мне представляется крайне интересным, особенно с точки зрения организации процедуры общественного одобрения.
Взаимодействие с жителями осуществлялось на всех этапах разработки, утверждения и реализации плана и стало, по признанию инициаторов, одним из самых важных, хотя и сложных, элементов всего процесса. Проводились фокус-группы, социологическое исследования, круглые столы, семинары, конференции и т.д. Была развернута широкомасштабная кампания в интернете: сайт, интернет-форумы, социальные сети. По сути, были использованы все возможные каналы коммуникаций. В результате обсуждение сделали практически всенародным.
Итоговый вариант «Плана Мельбурна» находится в открытом доступе на сайтах planmelbournr.com и vik.gov.au. Кроме этого, есть краткая версия плана, есть интерактивная карта, позволяющая увидеть основные проекты, есть web-библиотека ресурсов, где собраны все дополнительные документы, во всех библиотеках города есть бумажная версия плана. А еще можно заказать аудиоверсию плана и вариант для слабовидящих. Вот такой пример реальной открытости, прозрачности и заинтересованности власти в обратной связи.
Просмотров: 4033
Фотограф: сайт Pervo66.ru