Первый почтовый ящик в столице Урала появился в 1872 году на здании, где располагалась контора вольных почт.
Первый почтовый ящик в Екатеринбурге появился лишь в конце XIX, тогда как сама почтовая связь на Урале зародилась еще в XVI веке. Опускать письма в ящики можно было только в штемпельных конвертах, каждый из которых стоил целых 6 копеек серебром. На эти деньги тогда можно было купить несколько поросят или овец, поэтому очень немногие могли позволить себе такое бумажное удовольствие. Шли письма до адресатов неделями, а до Москвы или Санкт-Петербурга аж целый месяц.
Сегодня мы расскажем вам историю появления почтового ящика и самых его необычных экземплярах, например, 500-летнем дубе и ящике-башмаке.
Прообразом почтового ящика в России был металлический сундук
Прообразом почтового ящика в России можно назвать металлический сундук с надежным замкам, который называли капсом. В нем ямщики перевозили корреспонденцию и денежные переводы.
«Этимологически слово «почта» может быть интерпретировано как «станция для переменных лошадей». В России зарождение почтовой связи относится к IX веку, когда вести доставлялись гонцами. В XIII веке появляется «ямская гоньба», и теперь послания развозились ямщиками, они же доставляли людей и кладь. На Урале начало «ямской гоньбы» относится к 1599 году, когда в Верхотурье был основан первый «ям» - почтовая станция. В дальнейшем уральским почтовым центром становится Екатеринбург. Через него проходил путь от Москвы до Тобольска. К XIX веку в России была сформирована четкая система доставки корреспонденции: были почтальоны, сортировщики, почтмейстеры, помощники почтмейстеров, и ямщики лишь помогали развозить почту, выполняли функцию извозчиков. Работа почтальонов и ямщиков в то время была сложная и опасная: везли письма, деньги. Почтальонам приходилось вооружаться саблей и пистолетом, потому что часто на них нападали. А если они забывали оружие, то их могли побить розгами», - говорит главный научный сотрудник Музея Ф. М. Решетникова, кандидат филологических наук Татьяна Каменецкая.
Отправлять письма во времена существования ямской гоньбы, а потом уже и «регулярной почты», было довольно дорого. Связано это с тем, что их неделями доставляли до адресатов на лодках, почтовых кибитках и тарантасах. Так, XVII веке за отправку письма из Верхотурья до Москвы, Тобольска и Тюмени надо было заплатить за каждые 4,266 грамма по 6 алтын (1 алтын – три копейки). Тогда как за 1 алтын серебром в то время можно было купить поросенка, овцу или 8 кг ржи.
Изначально письма отправлялись без конверта. Текст был на одной странице. Затем лист сворачивали и ставили сургучную печать. С другой стороны письма писали имя, отчество, фамилию адресата и место назначения. Лишь в конце XIX века появились первые штемпельные конверты (ранее куверты), которые стоили по 6 копеек серебром.
Зимой почтовые отправления перевозились в кибитке |
Первый почтовый ящик в России был для челобитных, а в Италии – для доносов
Первый из привычных нам почтовых ящиков появился во Флоренции еще в XVI веке и висел на дверях городской ратуши. Правда, горожане должны были опускать в него не письма, а доносы. Еще раньше – в 1300-е годы – ящики для доносов появились в Венеции. Это были мраморные барельефы в виде головы льва или страшного человека, на месте рта которых было отверстие. Именно в него и опускались секретные доносы по поводу совершения различных преступлений, начиная от богохульства и заканчивая несоблюдением санитарных норм. Такие ящики располагались около лазаретов, фасадов церквей, рядом с домами магистратов и внутри Дворца Дожей. Некоторые из них сохранились до наших дней.
Это Bocca della verita (Уста истины) – средневековый детектор лжи. Ящики для доносов выглядели примерно также, только рот человека или льва был больше |
Первым, кто решил использовать опыт итальянцев для обычной переписки между гражданами, стал граф и почетный член французского государственного совета Жан-Жак Ренуар де Вилайе. В середине XVII века он изобрел почтовый ящик. Правда, его первые модели появились на улицах Парижа лишь в 1690-е годы.
Сегодня почтовые ящики в Италии выглядят примерно также как и у нас |
В середине XVII века ящик для сбора челобитных от народа для царя Алексея Михайловича появился у дворца в Коломенском. Он был очень длинным из-за больших размеров свитков, на которых писали в то время. Тогда долгий и длинный были синонимами, поэтому возможно, отсюда родилось выражение: «отложить в долгий ящик». Еще по одной версии, этот ящик долго не вскрывали, а затем очень долго рассматривали документы.
Эмблемой почтовой связи и ящиков стал рожок
В столице Австрии - Вене - первые почтовые ящики появились в середине XVII веке. Их вешали на спину почтальонам. Вместе с письмами сразу клали и оплату за доставку. В руках у почтальона были трещотки. Стационарные почтовые ящики голубого цвета с изображением почтового рожка, который до сегодняшнего дня считается символом почты, появились в Вене лишь в 1785 году.
«Рожок стал эмблемой почтовой связи еще в начале XVI века. В Европе конные почтальоны, когда развозили и собирали корреспонденцию, дудели в рожок. Услышав этот звук, все должны были уступить им дорогу. «Громким» почтальонам обязательно открывали охраняемые городские ворота, их бесплатно перевозили на паромах через реку. У нас рожок в качестве оповещения не прижился из-за холодных зим. Его заменили колокольчиком. Однако в качестве эмблемы почтовой службы рожок использовали. Его, к примеру, можно было увидеть на пуговице форменной жилетки почтальона. Надо сказать, в качестве символа почты использовался и двуглавый орел — герб России», - говорит Татьяна Каменецкая.
В XVIII веке письма начали перевозить в холщовых мешках между Америкой и Англией. Вместе с письмами в мешки сразу же опускали плату за доставку писем, которая в то время оставляла всего 1 пенс. Эти мешки вывешивали в гостиницах и в кофейнях, где в них опускали письма. В прародительнице почтовых ящиков – Италии – эти устройства появились только в 1820 году.
Деревянные ящики в России постоянно крали, а чугунные весили 40 килограммов
В России первый почтовый ящик установили в 1848 году в Санкт-Петербурге. На нем был изображен почтовый конверт с красной сургучной печатью. Первые российские ящики были сделаны из дюймовых досок и оббиты снаружи листовым железом. Их высота — 58, ширина — 34, глубина — 32 сантиметра. В ящики можно было опускать письма только в штемпельных конвертах, выпущенных Почтовым департаментом.
«Первые ящики в России были деревянными. Они были очень легкими, поэтому их нередко крали вместе с письмами. Кроме того, дверцу такого ящика можно было легко открыть простым перочинным ножом. Тогда решено было усовершенствовать замок и делать ящики из чугуна. Вес последних достигал 40 кг. В конце XIX века в почтовом ящике появился внутренний деревянный или металлический корпус. Его вынимали, заменяя при этом пустым, и доставляли на почтамт», - говорит Татьяна Каменецкая.
На смену чугунным пришли железные почтовые ящики, которые намертво крепились к стене. В 1910-м году российский ученый Юрий Шабаров сконструировал почтовый ящик с донной дверцей. Последняя открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный ящик. В 1948 году данную конструкцию усовершенствовал Лещенко. Он разработал специальную рамку с брезентовым мешком, которая вставлялась под ящик, тем самым открывая замок. И письма высыпались прямо в мешок. Рамкой Лещенко почтальоны пользуются и сегодня.
«Главное качество почтового ящика – безопасность, он должен защищать письма от воздействий природы и вандалов. Для этого придумано открывать ящик снизу. Ручным способом без рамки Лещенко его никак не откроешь. Под каждую модель почтового ящика своя рамка. У меня в руках рамка 1960-х годов. В 1990-е годы появились ящики с дверками сбоку. Но такие объекты мы размещаем обычно рядом с отделениями», - рассказывает руководитель группы по связям с общественностью Свердловского филиала «Почты России» Анна Первушина.
Почтовые ящики-«путешественники» в России не прижились
В 1928 году 200 почтовых ящиков-«путешественников» установили на стенах московских трамваев. Организаторы эксперимента были уверены, что это позволит сэкономить на доставке почты, потому как выгоны будут проходить мимо почтовых отделений и прямо до сортировочных центров. Но эта идея оказалась провальной. Людям не хотелось ждать трамвай, чтобы отправить письмо, а почтальонам, чтобы забрать. Кроме того, как и первые деревянные ящики, трамвайные части крали.
ФОТО: Музея ЕТТУ |
В годы Великой Отечественной войны по городам ходили не просто трамваи с ящиками, а целые почтовые вагоны. Такой был и в Свердловске.
В Екатеринбурге первый ящик появился на здании вольных почт, а другие глава Симанов ставить отказался
В Екатеринбурге первый почтовый ящик появился в 1872 году на северном флигеле усадьбы Дрозжиловых-Перетц на Ленина, 7 (ранее Главный проспект), где располагалась контора вольных почт. Спустя несколько лет жители города стали просить у главы Ильи Симанова увеличить количество ящиков, но тот отказал, отметив, что город маленький и одного ящика и так достаточно.
Здание вольных почт. ФОТО: mugiso.midural.ru |
Городской бюджет тогда формировался из добровольных взносов. Последними распоряжались сами жертвователи, которые и заседали в думе. А содержание и обслуживание ящиков было довольно недешевым, поэтому дополнительные ящики решено было не ставить. Однако уже к 1884 году ситуация изменилась. В городе было уже 11 ящиков: 2 казенных, остальные – частные. В Екатеринбурге деревянных ящиков не было.
Агитповозка для Красной Армии. 1920-е годы. ФОТО: Свердловский госархив |
Ждали писем очень долго. Так, из Екатеринбурга до Москвы и Санкт-Петербурга письмо «добиралось» месяц. Конечно, если бы ямщики гнали лошадей день и ночь без остановок, то тогда бы этот срок сократился вдвое и составил 2 недели. Но так, разумеется, в почтовой службе не делали.
Вопрос количества ящиков в Столице Урала решила сначала гордума, а потом Минсвязи СССР
Долгие годы вопрос увеличения количества ящиков и места их размещения на территории Екатеринбурга, а затем Свердловска решался на заседаниях городской думы. Затем в 1980-е годы Министерство связи СССР разработало специальный норматив, который регулирует количество ящиков для той или иной местности. Он действует и сегодня.
Почтальон 14-го отделения связи В.К.Стулова, первая в городе удостоенная звания «Заслуженный связной РСФСР». ФОТО: Свердловский госархив |
«В Свердловской области в настоящий момент установлено более 3000 ящиков, свыше 1800 из них в сельской местности. В Екатеринбурге расположено 255 ящиков. За одну выемку почтальоны из них достают 10 кг корреспонденции. В год общий объем исходящей корреспонденции составляет 20 млн штук», - говорит Анна Первушина.
Ящики в Екатеринбурге всегда были синего цвета, который считается фирменным для почты. В 1990-х и начале 2000-х годов в городе появились ящики желтого цвета. предполагалось, что в них люди будут опускать отправления первого, то есть ускоренного, класса. Но горожане не восприняли введенную дифференциацию и бросали в желтые ящики любые отправления, поэтому решено было от этого отказаться.
Здание Главпочтамта. ФОТО: Свердловский госархив |
«В 2016-2017 годы тоже в качестве эксперимента мы установили красные ящики. Они появились у почтовых отделений модернизированного формата и были предназначены для корреспонденции внутри города. Но жители, как и в случае с желтыми ящиками, опускали туда все. Красные ящики мы не убрали, но эксперимент закончили», - говорит Анна Первушина.
Необычные ящики мира: почтовое дерево с башмаком в Африке и 500-летний дуб в Германии
Одним из самых необычных почтовых ящиков считается башмак на дереве, который около 1500 года оставил на берегу Южной Африки один из участников экспедиции под руководством португальского мореплавателя Бартоломеу Диаша. Почти вся его команда, как и он сам, погибли во время шторма. Уцелел лишь один из кораблей. Его капитан Педро де Атайде описал произошедшие события, положил письмо в башмак и повесил его на дерево.
ФОТО: https://en.wikipedia.org/wiki/Mossel_Bay#/media/File:The_First_Post_Office.jpg |
Спустя год это письмо нашел по дороге в Индию другой мореплаватель - Жоао да Нова. Недалеко от дерева, где висел башмак, он построил небольшую часовню. Около нее вскоре возникло поселение, жители которого использовали башмак в качестве почтового ящика. Сегодня на месте, где было почтовое дерево, в городе Моссел-Бей стоит памятник первому почтовому ящику в виде огромного каменного башмака.
Еще один уникальный живой ящик – 500-летний дуб - есть в немецком Ойтине. У него даже есть свой официальный почтовый адрес: Bräutigamseiche, Dodauer Forst, 23701 Eutin. Эта история началась в конце XIX века. Лесник запретил своей дочери встречаться с молодым человеком и тогда влюбленные стали переписываться. Свои послания они складывали в дупло дуба, которое находится на уровне трех метров от земли. Отец девушки понял, что запреты не помогают, и разрешил паре пожениться. Свадьба прошла у любовного дуба.
ФОТО: kulturologia.ru/blogs |
История об этом быстро разнесла и сотни людей из разных стран мира стали складывать дупло дерева свои письма и записки. И сегодня любой желающий может подойти к дереву и положить в него письмо, или, напротив, достать из дупла одно из них и ответить на него.
В слудющих материалах JustMedia.ru расскажет о почтовом транспорте, становлении системы почт в столице Урала, а также о нелегкой работе почтальонов.
Просмотров: 30059
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Алина Шешеня