Штаб-лекарь, кроме работы в госпитале, должен был подготовить десять лекарских учеников из «заводских мальчиков».
Редакция JustMedia.ru продолжает рассказ об одной из старейших больниц Екатеринбурга - Свердловской областной клинической больнице № 1, история которой началась еще в XIX веке с создания госпиталя Верх-Исетских заводов. В сегодняшнем материале JustHistory вы узнаете о двух врачах-долгожителях, самых распространенных заболеваниях заводчан, а также о том, что получали медики, кроме трех тысяч серебром.
Первый главный врач Верх-Исетского госпиталя Марко Генрих Вульф задержался в должности ненадолго. Уже через два года - в 1824 году - его сменил Федор Петрович Ламони. Последний возглавлял медучреждение в периоды с 1824-1829 годы и с 1839 по 1859 годы.
С 1825 года, согласно условиям контракта, штаб-лекарь в течение «четырехлетнего термина», то есть за 4 года должен подготовить десять лекарских учеников из «заводских мальчиков». Их подготовка велась согласно Положению для фельдшерской школы в Санкт-Петербурге. Ученики лекаря изучали анатомию, физиологию, пафологию, общую терапию, особенную терапию, хирургию и десмургию.
Кроме того, с ними занимался учитель Екатеринбургского Горного училища, обучая их латинскому языку, «на котором они должны были чисто и хорошо читать и писать, знать первоначальные основы грамматики». В лекарские ученики принимали «мальчиков не менее шести человек, с хорошими способностями, доброю нравственностью, умеющих читать и писать на отечественном языке и знающих арифметику».
Федор Ламони преподавал дисциплин: анатомии, физиологии, пафологии («описание различий причин признаков болезней вообще и в особенности разных родов и видов оных»), общей терапии, особенной терапии, хирургии, «врачебного веществословия».
«Форму обучения для подготовки медицинских кадров низшего и среднего звена, то есть лекарских учеников, выбранную Ламони с одобрения владельца завода и заводской администрации, можно с уверенностью назвать зачатком среднего специального медицинского образования в Екатеринбурге. И начало ему положено 1 октября 1825 года при Главном госпитале Верх-Исетских заводов», - рассказывают в Свердловской областной клинической больницы № 1.
Хирургический корпус госпиталя, 1930 год. ФОТО: предоставлено СОКБ №1 |
В обязанности лекаря по-прежнему входила медицинская помощь работникам заводов, членам их семей. Нуждающиеся лечились в Главном госпитале или на дому под наблюдением лекарских учеников. Среди заболеваний наиболее часто встречались «скорбуты и грудные болезни», инфекции. У пожилых - астма, эмфизема и хронические бронхиты. Поводом к операциям служили травмы, костоеды, обморожения, которые проводились без наркоза.
В сохранившихся записях о болезнях, которые лечили в заводском госпитале, также упоминаются: «нарывы, раны и ушибы, полученные на производстве, вереды, опухоли, расслабление, боль поясницы, понос, язвы, ломота».
Кроме частых вспышек оспы, постоянно присутствующей в заводских селениях малярии, регулярно проявляющейся в холодное время года цинги, огромную опасность несла с собой еще одна эпидемическая болезнь – холера.
«Большие трудности для медиков XIX века были связаны со вспышками эпидемий, особенно холеры. Эффективных средств лечения не знали, поэтому лекарем приходилось много экспериментировать, зачастую рисковать собой», - отмечают в СОКБ №1.
Лекарства выписывались только из заводской Главной аптеки, которая была учреждена при Главном госпитале. За надлежащее хранение и качество лекарственных средств отвечали доктора.
|
Здравпункт Верх-Исетского металлургического завода. На приеме слесарь Степан Павлишин (сентябрь 1955 года). ФОТО: ГКУСО «ГАСО» |
Занимались врачи и организацией прививок против оспы. В случаях массового заболевания скота участвовали вместе с лекарскими учениками в лечении и предупреждении дальнейшего распространения болезней животных.
По данным СОКБ №1, размер ежегодного жалования доктора составлял 2,5 – 3 тысячи рублей серебром. Ассигнациями 3 рубля 50 копеек за рубль. Также им полагалось «столовых 1,5 тысяч рублей серебром, квартира во флигеле на территории Главного госпиталя с приличною мебелью, отоплением, освещением». Кроме того, им причиталось до 12 пудов свечей, денщик, лошади и кучер с летним и зимним экипажами для выезда по заводу и в город пару.
«В госпитале Верх-Исетских заводов в ХIХ веке сменились только 5 врачей, за исключением Вульфа, «потерявшего службу по недоразумению» через 2 года. Остальные врачи служили 10, 20, 50 лет, что, безусловно, говорило о многом. Врачей здесь уважали, даже любили и ценили, но легче работать им от этого не становилось, поскольку борьба медиков с эпидемическими заболеваниями, проведение противооспенных прививочных мероприятий, профилактические работы во время серьезных холерных угроз – все это наталкивалось на стену невежественного непонимания, на пассивное и порой активное сопротивление проведению медицинских профилактических мероприятий, карантинных мер со стороны работников, мастеров, крестьян и даже заводской администрации», - рассказывают в Свердловской областной клинической больницы № 1.
С 1829 по 1839 годы главврачом госпиталя при Верх-Исетских заводах был Петр Иванович Вагнер. Он преуспевал как «в пользовании внутренних всякого рода болезней, так и хирургических операциях». Единственный дипломированный врач на всех заводах Верх-Исетского округа Вагнер оперировал паховые грыжи, «искусственное образование зрачка при совершенном заращении природного», катаракты, «иссечение рака на икре правой ноги, рака губ, отсечение плеча мастеровому». Управляющий Верх-Исетскими заводами называл все операции успешными.
Здание, в котором в 1930-м году находилась поликлиника Верх-Исетского завода. ФОТО: ГКУСО «ГАСО» |
«В начальной истории госпиталя осталось больше сведений о враче Петре Вагнере. Звание лекаря он получил в 1819 году, окончив Дерптский университет. После этого в 1826 году он окончил еще и Виленский университет. Последний в 1831 году присвоил ему степень доктора медицины за медико-топографическое описание Богословских заводов (ныне Краснотурьинск), а в 1832 году Вагнер впервые на Урале сделал сложную операцию по удалению катаракты. До госпиталя при Верх-Исетских заводах он работал лекарем при Богословском заводе», - отмечают СОКБ №1.
Завершив свою работу в госпитале Петр Вагнер сконцентрировал все свое внимание на передаче своих знаний, а также на давнем увлечении – изучении и коллекционировании минералов. Так, ему первому удалось описать на Евгение-Максимильяновских копях (ныне поселок Нейво-Рудянка) темную прозрачную разновидность кристаллов эпидота, названную пушкинитом в честь попечителя Казанского университета Мусина-Пушкина.
В 1840 году Вагнера пригласили на должность экстраординарного профессора по кафедре минералогии и геогнозии в Казанский университет. И это несмотря на то, что он не имел специального минералогического образования. Петр Иванович вступил в должность 12 апреля. Именно эта дата считается точкой отсчета существования данной кафедры, входящей в состав отделения философского факультета. В университете Вагнеру удалось собрать невероятную коллекцию минералов, отдельных кристаллов, моделей, горних пород и окаменелостей для кабинета минералогии. К 1844 года в экспозицию вошли более 19 тысяч экземпляров. Одним из учеников Вагнера в Казанском университете был Александр Андреевич Миславский - выдающийся врач госпиталя Верх-Исетских заводов.
«Госпитали, содержимые в большом порядке и чистоте, состоящие под управлением искусных врачей, где рабочий, одержимый недугом или сделавшийся жертвою какого-либо несчастного случая, уверен найти прибежище и пользование, исполненное в духе кротости и человеколюбия», - из воспоминаний герцога Максимилиана Лейхтенбергского, сына вице-короля Италии, побывавшего в Екатеринбурге в 1845 году.
Станция скорой помощи в Свердловске, групповой снимок, октябрь 1937 года. ФОТО: ГКУСО «ГАСО» |
Именно о работе Александра Миславского в госпитале мы расскажем в нашем следующем материале.
Просмотров: 7143
Автор: Екатерина Турдакина