Как оставаться на волне прогресса и не навредить своему ребенку.
Без современных технологий сегодня вряд ли можно обойтись. Невозможно полностью оградить ребенка от интернета и гаджетов, да и нужно ли это? Цифровой мир – это не только развлечения, но и образование, способ связи с близкими и пространство для развития.
JustMedia.ru вместе с психологами, философом и экспертами из МегаФона, попробовали разобраться в том, какие возможности для воспитания есть у родителей XXI века и как оставаться на волне прогресса, при этом не навредить своему ребенку.
Принципы мягкого контроля
Главная забота родителя – это безопасность ребенка. Благополучно ли он доберется в секцию или домой? Не разрядится ли его телефон? Будет ли на связи? Все эти переживания становятся особенно актуальными с началом нового учебного года.
На вооружении современных родителей сервисы определения геолокации, умные детские часы, специальные тарифы мобильной связи и другие полезные приложения и гаджеты.
«В наше тревожное время – это огромное благо. Сама мысль ребенка, что он может (не обязательно будет, но может) позвонить маме в любой момент, повышает психологическую защиту и снижает уровень стресса. Это формирует ощущение безопасности», – рассуждает писатель и философ Анна Кирьянова.
Цифровые технологии также приходят на помощь мамам и папам, позволяя аккуратно наблюдать за ребенком без многочисленных звонков и сообщений.
«Мы разработали специальный сервис «Родительский контроль». Это своеобразный мобильный антистресс для тех, чей ребёнок начинает делать первые шаги во взрослую жизнь. С ним можно определять местоположение юного школьника по телефону и смотреть историю его перемещения за день, а также задавать определенные зоны, при пересечение которых будет приходить уведомление», - поделилась директор МегаФона в Свердловской области Инна Джур.
Мягкий контроль за действиями ребенка просто необходим, считает клинический психолог Анна Быкова. А возможность оставаться на связи, находясь на расстоянии, только укрепляет привязанность между родителями и детьми.
«Позвонить из командировки, узнать, как прошёл день ребенка, выслушать обиды и радости – это ценно», – подчеркивает психолог.
Делу время, потехе час?
Большинство современных детей получают первую сим-карту в возрасте 7-8 лет, причем в 40% случаев вместе с первым смартфоном, делятся данными эксперты МегаФона. Вместе с этим они получают доступ к мобильным играм, YouTube и соцсетям, а перед родителями встает вопрос ограничения контента и времени, проведенного ребенком перед экраном телефона.
Контроль в данной ситуации обязателен, считает педагог и клинический психолог Анна Быкова:
«Контролировать важно и контент, и время, проведенное за гаджетом. Контент должен соответствовать возрасту. Время же, проведенное за гаджетом, зависит от возраста ребенка. Чем меньше ребенок, тем реже общение с цифровым миром. Важно также обращать внимание на неврологическое благополучие, не перевозбуждается ли ребенок, не засыпает ли за телефоном, не капризничает ли сильнее обычного».
Существуют цифровые сервисы, выручающие и в этой ситуации.
«Нашим шагом в создании безопасной среды стал тариф «МегаФон Kids». Он включает в себя максимальную защиту от угроз, существующих в сети, например, бесплатную блокировку нежелательного контента. Также полезной функцией станет возможность установить разумные правила для пользования гаджетами. Например, задать временные рамки для отвлекающих приложений, игр и соцсетей», – рассказывает директор МегаФона в Свердловской области Инна Джур.
Как отмечают психологи, у маленьких детей еще нет сформированных волевых функций, и им сложно переключаться с гаджета на другую деятельность. Но со временем необходимо давать ребенку больше свобод, чтобы он учился самостоятельно выбирать контент.
«Святое шпионство». Можно ли читать соцсети подростков?
А что насчет подростков? Им «Родительский контроль» уже не установишь. Психологи сходятся во мнении – подросткового протеста против вмешательства в личную жизнь, как и конфликтов на этом фоне, полностью избежать невозможно. Однако продолжать мягкий контроль не просто нужно, а необходимо.
«Поэт Мариенгоф, трагически потерявший сына, назвал это «святым шпионством». Тем более, что современные дети ведут социальные сети, публикуют посты и лучше заглянуть, чем там занят ребенок, что его интересует, чем потом корить себя за то, что чего-то вовремя не заметил», – считает писатель и философ Анна Кирьянова.
Если же вы обнаружили в социальных сетях вашего ребенка нежелательный контент, первому импульсу «запретить» стоит предпочесть диалог, считает психолог Галина Зарипова. С подростками необходимо разговаривать, интересоваться и объяснять.
«Когда родители демонизируют интернет или соцсети, детям ничего не остается, кроме как исследовать этот мир тайком. Поэтому взрослым нужно понять, что познавание мира и частая смена интересов – это нормально, так ребенок ищет себя», – объясняет психолог.
Цифровой досуг – благо или подмена реальности?
Сегодня интернет предлагает огромный выбор досуга для детей от банальных игр, мультфильмов и роликов на YouTube, до аудиосказок на умных колонках и визуальных новелл, созданных нейросетями.
Развитию сервисов способствует скоростной мобильный интернет, доступный сегодня на любом смартфоне или гаджете.
«В нашем детстве были пластинки с аудиосказками и диафильмы, книги – это ведь тоже, своего рода, подмена реальности. Поэтому не вижу ничего плохого в том, чтобы частично предоставить технологиям возможность рассказывать сказки или показывать мультики. Да и ребенку нужно разнообразие. Здесь золотое правило – принцип меры», – считает философ и педагог Анна Кирьянова.
С этим согласна и психолог Галина Зарипова. Хотя цифровой контент и не может полностью заменить контакта с родителями, современные технологии способным облегчить жизнь взрослым, заняв ребенка. Однако злоупотреблять этим не стоит.
«Дать ребенку смартфон, чтобы он сидел смирно в очереди, самолете или поликлинике – очень заманчиво, эффективно и просто. Но нужно помнить, что детки быстро истощаются, просто сидя у экрана, им требуется физическая активность, чтобы сбросить напряжение», – подчеркивает психолог.
Однако если помнить, что мир «цифры» – это лишь инструмент и среда для создания досуга, он может стать прекрасной альтернативой и дополнением к живой активности ребенка.
Цифровые технологии как средство образования
Современные технологии – это источник бесконечной информации, с помощью которой можно развивать ребенка. Интернет предлагает родителям множество онлайн-школ, развивающих приложений и курсов. Но действительно ли они могут быть эффективны?
Философ Анна Кирьянова уверена, что основное образование все-таки должно происходить в контакте с педагогом, когда ребенок поддерживает визуальный контакт, слышит голос, чувствует человеческое тепло и энергию. А вот как средство для дополнительного развития – онлайн-приложение могут стать прекрасным вариантом.
«Чтобы не ошибиться с выбором, родителю не нужно бояться спросить совета у специалиста. Не читать отзывы в интернете, а спросить у педагога в школе, лучше у того, который контактирует с ребенком. Хорошие учителя часто сами рекомендуют проверенные приложения и сервисы», – говорит Анна Кирьянова.
Помимо образовательных площадок, современные технологии позволяют в адаптированном формате знакомиться с литературой.
«В нашем сервисе «МегаФон Книги» можно найти материалы для учебы и развлечения. Классика, современная литература для детей и книги на иностранных языках. Здесь можно не только читать книги, но и слушать их. Скорость мобильного интернета в Екатеринбурге сегодня превышает 90 Мбит/с, и с такими значениями можно погружаться в мир литературы в любом месте – дома, на даче, в дороге или на природе», – отметила директор МегаФона в Свердловской области Инна Джур.
Оставаться на волне прогресса
Передать воспитание ребенка целиком и полностью цифровым технологиям невозможно. Психологи сходятся во мнении, что в этом вопросе необходимо чувство меры.
«Основные принципы воспитания ребенка в любую эпоху – это любовь, мягкий контроль и внимание к деталям», – считает философ Анна Кирьянова.
Психологи же развеивают опасения родителей по поводу перенасыщения информационной среды. Детская психика лабильна – дети быстро усваивают нужное и забывают не нужное. Поэтому при правильном подходе современные технологии могут стать инструментом развития и адаптации.
«Главное избегать чрезмерности. Ребенок – не маленький взрослый, у него нет опыта и механизмов, помогающих самому принимать решения. Лишая, ограничивая, решая за него, трудно вырастить самостоятельного человека. Дать же полную свободу, не обозначая рамок – значит вырастить человека, не знающего отказа и требующего к себе особенного отношения», – подытоживает психолог Галина Зарипова.
Если пользоваться интернетом разумно, это облегчит жизнь и взрослым, и будет полезным для детей.
Реклама ООО "Мегафон", erid Kra23yCM1.
Просмотров: 5737
Автор: Елизавета Шевелина