Госпитальная система медицинского обслуживания на Верх-Исетских заводах была основана в 1810 году.
Редакция JustMedia.ru запускает очередной спецпроект, связанный с историей. На этот раз мы добрались до самых старых больниц нашей области. В своем новом спецпроекте мы расскажем историю создания лечебных учреждений, об уникальных врачах, которые в них работали, и, как всегда, подкрепим все это архивными фото и воспоминаниями очевидцев.
Начнем мы с рассказа уникальной истории Свердловской областной клинической больницы № 1, которая началась еще в 1810 году с создания по приказу императора Александра I Главного Верх-Исетского госпиталя. В сегодняшнем материале JustHistory мы расскажем о том, как объект был построен, сколько получал его главврач, а также о том, как 200 лет назад было принято лечить людей.
Верх-Исетские металлургические заводы появились в первой половине XVIII века. До того, как они перешли в частные руки, посильную медпомощь его работникам оказывали несколько лекарей. Сколько именно их было, неизвестно. В архивных документах значится лишь имя Михаила Трофимова – ученика лекаря, который был приглашен на Верх-Исетский завод в 1767 году. Он занимался при заводской конторе извлечением из тел чугунных осколков, отлетавших от инструментов, заноз от виц, застрявших после телесных наказаний, вскрывал нарывы, пускал кровь.
В 1806 году император Александр I утвердил проект «Горного положения», который предписывал учредить «при каждом селении заводском или рудничном, имеющем более 200 человек команды», госпитали. По 715 статье этого проекта велено было иметь госпитали при частных заводах. Согласно «Горному положению», в штате заводского госпиталя должны быть один-два лекарских ученика, смотритель, на которого возлагалась вся хозяйственная часть, а также наблюдатель за порядком и благонадежностью, как больных, так и персонала.
ФОТО сделано в 1920-е годы. Предоставлено СОКБ №1 |
В 1805-1810 года появляется постоянно действующий медицинский персонал: штаб-лекарь Л.А. Поступальский и лекарские ученики – Зубринский, Козьма Марков, Леонид Хрущов. Они вместе со штаб-лекарем лечили верх-исетских больных, работников и служащих шести заводов Гвардии корнета и Кавалера Алексея Яковлева.
В эти же годы, по распоряжению владельца объектов, главная Верх-Исетская контора включает в регулярные сметы на содержание заводов пункты на закупку в Екатеринбургской аптеке лекарств и инструментов, заводских лошадей и экипажей для выездов лекаря и лекарских учеников в другие заводы округа.
ФОТО: предоставлено СОКБ №1 |
Согласно Указу Его Императорского Величества от 23 ноября 1810 года: «Госпиталю при Верх-Исетском заводе быть неотменно, о чем Его Превосходительству г-ну Главного здешнего начальства начальнику и кавалеру донесть». И как контроль за исполнением данного Указа – другой документ из Пермской врачебной управы «№ 162 получен 1811 году июня 16 дня», согласно которому новым госпиталям, в том числе Верхисетскому, предлагалось «для точнейшего определения сколько чего предлагаемому количеству больных при каждом из них иметь должно всем заводским конторам указами предписать, дабы они ваше требование уведомление прямо от себя удовлетворяли, а к сведению и начальству донести рапортами».
«1810 год вполне доказательно следует считать годом основания госпитальной системы медицинского обслуживания на Верх-Исетских заводах. Центром этой системы вскоре станет Верх-Исетский (главный) госпиталь – лучшее лечебное заведение на горных заводах Урала, впитавшее в себя традиции заводской медицины первого десятилетия Х1Х века», - рассказывают в СОКБ №1.
ФОТО: с сайта okn.midural.ru/node/258 |
В 1816 году Верх-Исетскому правлению было предписано строжайшим указом непременно приступить к устройству при Верх-Исетских заводах главного госпиталя. Объект было решено построить на правой стороне от существующего уже тогда благоустроенного бульвара, соединившего Верх-Исетскую заводскую площадь с Екатеринбургом. Проект комплекса зданий был разработан известным уральским архитектором Михаилом Малаховым. Основная часть зданий госпиталя была возведена в 1823-1826 годы.
Комплекс состоял из пяти корпусов, которые соединялись оградой с решеткой художественного чугунного литья. Одноэтажный больничный корпус госпиталя с восьмиколонным портиком коринфского ордера был рассчитан на 36 коек. Амбулатория представляла из себя одноэтажное здание с бельведером и четырехколонными портиками дорического ордера с фронтонами. Напротив нее, в глубине двора, разместили деревянную конюшню. В 1826 году завершилось строительство дома для врачей, архитектура которого была выполнена в той же стилистике, что и амбулатории.
«Хозяин завода высылал для нового госпиталя большие партии медикаментов и медицинских инструментов. Так, в середине сентября 1822 года А.И. Яковлев отправил в Екатеринбург почтовую посылку для госпиталя на сумму 3418 рублей. Также им были закуплены наборы и коллекции хирургических инструментов: 4 карманных лекарских набора, «коллекция для сверления черепа», 6 наборов «весков», то есть точных лабораторных весов, «футляры и лайка под оны инструменты»», - рассказывают в Свердловской областной клинической больнице № 1.
Областная больница. Хирургическая операция, 1927 год. ФОТО: ГКУСО «ГАСО» |
Зимой 1821-1822 годов заводская администрация нашла и согласовала с заводовладельцем кандидатуру врача для нового госпиталя. Им стал Марко Генрих Вульф (1822-1824). Ему полагались годовой оклад в размере 2,5 тысяч рублей, квартира при госпитале с освещением и отоплением, а также пара лошадей, 2 экипажа и кучер. Вульфа сменил Федор Ламони (1824-1829 годы и 1839-1859 годы).
В обязанности лекаря входило оказание медицинской помощи работникам всех заводов Яковлева и членам их семей, проживающих в принадлежащих заводам деревням. Контракт в большинстве случаев предполагал лечение вне стен госпиталя, поскольку люди «приличные домы имеют» и желают лечиться дома. В госпиталь против воли больного помещались только страдающие «прилипчивыми (инфекционными – прим. ред.) болезнями». Лекарствами рабочие и их семьи обеспечивались бесплатно. На время болезни половина жалования и весь провиант, положенный заболевшему, удерживались в казну.
Еженедельно все заводские лекарские ученики должны были докладывать Вульфу о количестве больных при лазарете и на заводе в целом, о выздоровевших и умерших пациентах.
Не менее важную функцию в новом медучреждении выполняла госпитальная или главная аптека. Аптекарю, согласно контракту, полагалось жалованье в 2000 рублей на ассигнации, господская квартира с отоплением и освещением, прислуга, экипаж с кучером и парой лошадей.
Вид здания поликлиники Верх-Исетского завода, 1928 год. ФОТО: ГКУСО «ГАСО» |
«Для исправления должности аптекаря» был принят Павел Яковлевич Ауэрбах, имевший звание «аптекарского помощника». На нем и его помощниках, аптекарских учениках, а, после, квалифицированных провизорах, лежала большая ответственность не только за состояние аптеки и наличие лекарственных средств, но и сохранность хирургического инструментария, насчитывавшего в конце 30 годов Х1Х века более 170 наименований инструментов, посуды, оборудования», - отмечают в СОКБ №1.
В 1824 году Верх-Исетские заводы и госпиталь посетил царь Александр I, который нашел «госпиталь в надлежащем порядке» и отметил «отличное усердие служащих» госпиталя. Штаб-лекарь Федор Ламони, заведовавший госпиталем, был утвержден в чине коллежского асессора.
Медработники третьего отделения Третьей городской больницы, 1935 год. ГКУСО «ГАСО» |
В следующем материале JUSTHISTORY мы продолжим рассказывать историю старейшего в нашем городе лечебного учреждения.
Просмотров: 9015
Автор: Екатерина Турдакина