200 километров по трамвайным рельсам. Как в Свердловске запускали первый трамвай

Краткая история общественного электротранспорта в уральской столице.

 

Почему в Екатеринбурге не было конки? Правда ли что первый в городе трамвай был пущен по распоряжению женщины? Когда и куда ходил почтовый трамвай? Почему первый маршрут соединил вокзал и Цыганскую площадь? Сколько стоил проезд и правда ли, что до войны в трамваях наливали пиво? Осенью 2024 года исполняется 95 лет Екатеринбургскому трамваю. И сегодня в рамках спецпроекта «Изнанка городской истории» мы с гидом Алексеем Богнером ответим на эти вопросы и совершим путешествие по трамвайным рельсам по направлению движения первого городского электрического моторного вагона серии Х.

 

Первые километры городского трамвая

 

История городского электротранспорта могла начаться ещё в позапрошлом веке. Вопрос о Екатеринбургском трамвае городская дума впервые рассматривала в 1896 году. Но до революции серьезных работ так и не началось, а потом была гражданская война и строительство социализма. К вопросу о городском трамвае вернулись лишь в 1927 году и всего за два года смогли построить первую электрифицированную линию, а 7 ноября 1929 торжественно запустить маршрут номер 1. Тогда он следовал с вокзала до Цыганской площади - сейчас здесь находится Южное трамвайное депо на улице Фрунзе. Общая длина первой трамвайной ветки превышал 6,5 километров.

 

Кстати, решение о запуске трамвая принимала председатель городского комитета большевистской партии Анна Бычкова. Она же руководила церемонией открытия первого маршрута. Для справки - это первая и пока единственная женщина, возглавлявшая управление нашим городом.

 

 

Кстати, Екатеринбург не был первенцем трамвайного движения. Начиная со середины XIX века на улицах российских городов появились первые городские конные железные дороги - конки. Пассажирские вагоны двигались по рельсам с помощью конной тяги. А первый электрический трамвай на территории Российской империи пошел в 1896 году - в Киеве. А вот Екатеринбургу не повезло - в то время он был небольшим уездным городом и даже конки ему не досталось. Основные перевозки велись гужевым транспортом, то есть конными извозчиками. Первый механизированный общественный транспорт появился в нашем городе в 1925 году и это были автобусы. Мощностей импортных Фордов и Лэйландов не хватало. Поэтому советские проектировщики вернулись к дореволюционным идеям, но уже на новом качественном уровне. Была построена новая на порядок более мощная городская электростанция, стремительно росло население города, приезжающее на стройки новых заводов и фабрик. Поэтому в рамках плана городского развития Большой Свердловск было запроектировано системное развитие общественного транспорта, который связывал своими маршрутами старые и новые районы города с его центром.

 

В первую очередь были запущены 4 маршрута. Первый ходил на вокзал, второй - на ВИЗ, третий номер шёл на ткацкую фабрику имени В.И.Ленина, теперь здесь расположена конечная ЦПКиО. Четвёртый маршрут соединял центр и ВТУЗ городок. Чуть позже пошли трамваи на Уралмаш - маршрут номер 5. За первые 10 лет эксплуатации трамвая количество вагонов выросло с 10 до 136 штук. Для движения была выбрана ширина трамвайной колеи в 1620 мм, что позволяло двигаться по городу и железнодорожным локомотивам с вагонами. Стоимость проезда была немалой и составляла 30 копеек.

 

Вагон серии Х

 

Первенцем Свердловского трамвайного движения был моторный вагон серии Х. Это был один из первых советских трамваев, проектирование которого началось еще в 1925 году. Литера Х в названии говорит о том, что вагон выпускался для трамвайного движения в городе Харьков, который тогда был столицей Украинской СССР. Трамвай собирали на заводе в подмосковных Мытищах, а после 1937 года производство продолжилось в городе Усть-Катаве Челябинской области. Этот трамвай ошибочно называют деревянным, хотя у него вполне себе стальная рама и обшивка, механизмы, двигатели и ходовая часть. А деревянные у него только часть пассажирской кабины и сиденья. Конечно сейчас он выглядит достаточно архаичным - изначально у него не было даже водительской кабины, водитель управлял трамваем стоя прямо в салоне. Для того, чтобы двигаться в противоположном направлении - водитель переходил в конец трамвая, где был второй пост управления. В трамвае было всего 16 посадочных мест, зато общая вместимость 10-метрового вагона составляла целых 100 пассажиров. Скорость первого трамвая нашего города не превышала 40 километров в час. Но этого вполне хватало, так как рекомендованная скорость движения была тогда всего 15 километров в час. Что касается комфорта... его не было. Не было отопления, автоматических дверей, громкой связи, даже лампочки освещения были только на водительских площадках. В зимний период пассажиры грелись друг о друга. А водитель ставил под ноги разогретые в печи кирпичи, тепла которых хватало доехать от конечной до конечной. Зато был сигнальный колокол, с помощью которых кондуктор оповещал пассажиров об отправлении с остановок. Сейчас вагон серии Х можно увидеть только в музее ЕТТУ, но прослужил он горожанам очень долго - почти 50 лет. Последние вагоны сняли с маршрутов в 1972 году.

 

 

На смену ветерану пришли другие советские трамваи МТВ-82, КТВ-55 и конечно же знаменитые чешские трамваи производства завода Татра, некоторые из которых возят пассажиров до нашего времени. На данный момент чешские трамваи составляют более 80 процентов всего подвижного трамвая и являются одной из визитных карточек города. И сегодня Екатеринбургский трамвай это третья по величине трамвайная система в России. В рекордном 2000 году трамваи перевезли более 224 миллионов жителей Екатеринбурга.

 

Трамвайные истории

 

В 1941 году с началом войны производство трамвая серии Х было свёрнуто, но трамваи продолжали ходить по городу. У них появились другие функции: они перевозили военные и промышленные грузы, раненых. По специально проложенным рельсам трамвай ходил прямо к зданию Главпочтамта, он возил почту, в том числе и письма бойцов с фронта. Производство и ремонт трамваев в военных условиях представляли практически нерешаемую проблему. Поэтому в 1943 году в Свердловск было привезено 60 трамвайных вагонов из блокадного Ленинграда. И по городу пошли пробитые осколками Ленинградские трамваи серии МВ, которые были произведены ещё до революции.

 

 

Стоимость проезда в первые годы эксплуатации трамвая была отнюдь не дешёвая. За билет нужно было отдать 30 копеек. А за экспресс маршрут, двигающийся с наименьшим количеством остановок - в три раза больше. И некоторое время в таких вагонах продавалось пиво, и не просто пиво, а напиток отменного качества, да еще и с вяленой рыбой.

 

 

А мы напоминаем, что сегодня употребление алкогольных напитков в салонах общественного транспорта категорически запрещено!

 

 

Просмотров: 869

Автор: Алексей Богнер

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости