Интервью с начальником специализированного отдела по расследованию ДТП ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области Верой Петровых.
С начала года на территории Свердловской области произошло 97 дорожно-транспортных происшествий с участием детей. В этих авариях трое детей погибли, 109 получили травмы различной степени тяжести. О том, в чем сложность расследования таких дорожно-транспортных происшествий, JustMedia.Ru рассказала начальник специализированного отдела по расследованию ДТП Главного следственного управления ГУ МВД России по Свердловской области подполковник юстиции Вера Петровых.
—Вера Леонидовна, есть ли так называемая сезонность у ДТП с участием детей?
—Пик дорожно-транспортных происшествий с участием детей традиционно приходится на время летних каникул — то есть июнь, июль, август, когда дети не заняты, у них много свободного времени и они остаются без присмотра взрослых. Далее до декабря идет снижение. Правда, в прошедшем 2012 году неожиданно одними из самых «травматичных» стали февраль и апрель. Всего же за прошлый год в Екатеринбурге произошло 187 ДТП, в которых получили травмы 197 детей и пятеро погибли.
—Какие районы у нас наиболее неблагополучны в плане детского травматизма на дорогах?
—В прошлом году сразу в трех районах Екатеринбурга зафиксирован рост количества ДТП с участием детей — скачок произошел в Ленинском, Железнодорожном и Чкаловском. Много таких дорожных аварий происходит и в пригородных поселках, где есть частный сектор.
—Кто чаще страдает в ДТП — дети-пешеходы или пассажиры?
—Статистика говорит, что чаще попадают в дорожные происшествия дети-пешеходы, зачастую по своей вине. Что касается детей-пассажиров, то они получают травмы в ДТП, в том числе, из-за халатности родителей или перевозчиков. Либо ребенок сидит в машине без специального удерживающего устройства, либо детское кресло установлено неправильно. Ну, а летом в число пострадавших на дорогах попадают и дети-велосипедисты. Если брать статистику прошлого года, то детей-пешеходов среди травмированных было 100 человек, пассажиров — 80, велосипедистов — девять.
—Вы говорите, что дети-пешеходы часто страдают по своей вине, но зачастую виновными в таких ДТП признают именно водителей…
—Дело в том, что дети рядом с дорогой — это уже опасность. Ребенка сложно предсказать, особенно если он один. Водитель, увидев ребенка возле проезжей части, должен обязательно делать скидку на его возраст и принимать соответствующие меры, например, снижать скорость, чтобы вовремя остановиться. Но многие водители, в первую очередь, новички, не имеющие достаточного опыта, не готовы правильно оценить обстановку и эту «скрытую опасность». Если взрослый начинает неожиданно перебегать проезжую часть перед близко идущим транспортом и попадает под колеса — однозначно виноват будет он. А в подобных ситуациях с детьми с точки зрения привлечения к ответственности свою роль сыграет именно неумение водителя вовремя сориентироваться. Дети непредсказуемы, и закон в данном случае делает скидку на их психофизические особенности. Считается, что ребенок до 12 лет не может отвечать за свои действия.
—А каковы основные нарушения при перевозке детей?
—В основном родители пренебрегают специальными детскими креслами, перевозят детей на руках или просто на сиденье, в том числе и на переднем — особенно этим грешат мамы-водители. Из-за несоблюдения элементарных правил безопасности дети получают достаточно тяжелые травмы. В моей практике был такой случай: мама везла грудного ребенка, нескольких дней от роду, в люльке на переднем сиденье, причем спиной к лобовому стеклу. Машина попала в ДТП, и основной удар пришелся на переднее пассажирское сиденье. Младенец получил тяжелую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга.
Вообще, грудные дети — это группа риска. Косточки у них еще мягкие, любой, даже слабый, контакт влечет за собой тяжелую травму. Бывает, что ребенок погибает, хотя взрослые при этом не получают никаких травм.
—Были ли случаи привлечения к ответственности мам, по чьей халатности их дети получили травмы в ДТП?
—Факты такие были, но обычно суд очень гуманно относится к нарушительницам в таких случаях — ведь они уже достаточно наказаны тем, что пострадал их ребенок. Поскольку разбирательство ведется в кругу одной семьи, то чаще всего дело заканчивается примирением сторон.
И тем не менее, хотелось бы в очередной раз призвать родителей более трепетно и серьезно относиться к безопасности своих детей. Предосторожность никогда не бывает лишней. Был у нас такой пример: мама везла четырехлетнего ребенка на заднем сиденье автомобиля. Мальчик очень подвижный, отстегнулся во время движения, перебрался на место за водительским креслом, но мама не обратила на это внимания. На трассе между Екатеринбургом и Березовским она попадает в ДТП: увидела впереди препятствие, не успела объехать, выехала на обочину справа и врезалась в припаркованный автомобиль. Ребенок от удара соскользнул под водительское сиденье и сломал ногу.
—И всё же — были на вашей памяти приговоры с длительным сроком лишения свободы за подобные ДТП?
—Конечно. Я думаю, многие помнят приговор Артему Маханеку. Он получил четыре года девять месяцев за ДТП, в котором по его вине погибла девочка-пешеход. Это было циничное преступление — водитель грубо нарушил Правила дорожного движения, скрылся с места происшествия, пытался скрыть следы преступления, да и на суде вел себя очень вызывающе.
В сентябре прошлого года был вынесен приговор водителю грузовика, допустившему столкновение с легковым автомобилем. В результате этого ДТП погиб ребенок, который находился на заднем пассажирском сиденье слева от водителя. Именно по этому месту пришелся удар прицепом грузовика. Виновником ДТП был признан водитель грузовика, который при повороте не учел боковой интервал и естественный занос прицепа. Дорога была мокрой, шел дождь, но водитель, несмотря на сложные погодные условия, превысил скорость, и прицеп занесло больше, чем обычно. По приговору суда он получил три года в колонии и лишился прав на управление транспортным средством.
На днях передано в суд уголовное дело в отношении водителя, по вине которого летом прошлого года на проспекте Ленина в Екатеринбурге погиб маленький ребенок, а сопровождавшая мальчика няня получила тяжелые травмы. Водитель скрылся с места ДТП, но впоследствии был задержан. Чтобы доказать его вину, следователем была проделана поистине титаническая работа.
—Какая дополнительная ответственность предусмотрена за то, что водитель покинул место ДТП, особенно в случае, если есть пострадавшие?
—К сожалению, сейчас нет уголовной ответственности за оставление места ДТП. Но есть обязанность водителя, в соответствии с Правилами дорожного движения, оставаться на месте происшествия, вызвать «скорую» и ГИБДД. Так что, если водитель уезжает, когда его находят, то вменяют в вину нарушение пункта 2.5 ПДД. К уголовной ответственности можно привлечь по статье 125 УК РФ — за оставление человека в опасности. Однако доказать то, что это было сделано умышленно, очень сложно. Если водитель где-то на трассе сбил человека, когда вокруг нет ни транспорта, ни людей, и он осознает, что помощь пострадавшему никто, кроме него, не окажет, но, тем не менее, уезжает — это умысел, и в этой ситуации водителя можно привлечь к уголовной ответственности. Но зачастую водитель ссылается на то, что он испытал шок и потому уехал, что он видел — сзади едут другие машины, и был уверен, что пострадавшему окажут помощь… Именно на этом строят линию защиты адвокаты в суде. Практически невозможно доказать умысел в оставлении человека в опасной ситуации в городе — здесь интенсивное движение, кругом камеры, свидетели и очевидцы…
—Раскаиваются ли потом виновники таких ДТП?
—Я работаю уже семнадцатый год, за это время было многое. Могу сказать, что от водителей, которые совершают ДТП по неосторожности, чаще слышишь слова раскаяния. Но если человек уже имел проблемы с законом — раскаяния от такого не добьешься. У них больше мотивации скрыться с места происшествия, замести следы, и действуют они расчетливо.
На моей памяти был один случай: ранее судимый гражданин, находясь за рулем автомобиля, столкнулся с автобусом. При этом погиб пассажир легковушки. До прибытия сотрудников ГИБДД водитель вытащил труп из машины, а подъехавшему наряду ППС представил дело так, что за рулем был именно погибший. Сказал, что пойдет в госпиталь за помощью — ДТП произошло неподалеку от госпиталя ветеранов войн на Широкой речке, а сам отправился на остановку общественного транспорта и уехал автобусом домой. Установить истину удалось с помощью… ботинка. Ботинок, принадлежавший погибшему, остался под пассажирским сиденьем, его зажало деталями кузова. Судебно-медицинская экспертиза показала, что, судя по травме ноги, на пассажирском сиденье находился именно погибший мужчина. Спустя некоторое время разыскали и сбежавшего водителя. Отпираться он не стал, сказал только: «Когда мимо на автобусе проезжал, видел, как вы там работаете». Ему дали реальный срок. Это один из показательных примеров нашей работы, я на нем учу молодых следователей.
—С другой стороны, когда обычный добропорядочный гражданин попадает в такую ситуацию, он не всегда адекватно ведет себя из-за шока…
—Да, но, опять же повторюсь, в большинстве своем в такие ситуации человек попадает по своей вине. Вспоминается такой случай. Молодой человек, 24 года, приехал в Екатеринбург из Челябинска на муковозе. Быстро сделал всё необходимое, расслабился — в городе впервые, один, лето… Выпил. И решил под утро двигаться обратно. Направился в сторону Сысерти. Но заснул за рулем, выехал на полосу встречного движения. Под его грузовик попали два легковых автомобиля. Пять человек погибли. Очнувшись, водитель муковоза ушел в лес. Потом вернулся обратно. Его задержали сотрудники ГИБДД. Пожалуйста — еще вчера это был добропорядочный гражданин, имел работу, семью, воспитывал ребенка…
—С кем следователю труднее иметь дело — с мужчинами, совершившими ДТП, или с женщинами?
—Женщины за рулем — особая тема. Если они попадают в ДТП, сбивают детей, то вину свою, в отличие от водителей-мужчин, почти никогда не признают. Некоторые ссылаются на то, что у них малый опыт вождения и большие жизненные переживания, поэтому они не могут следить за ситуацией на дороге. Правда, до суда в СИЗО их не помещают, но вот в суде после вынесения приговора часто берут под стражу, но даже тогда они продолжают отрицать свою вину. Один из таких случаев был у нас в Чкаловском районе. Водитель автобуса остановился в неположенном месте и высадил маленькую девочку. Ребенок, как его учили, пошел на «зебру» перед автобусом и стал переходить дорогу. Сзади автобуса ехал троллейбус. Женщина-водитель видела, что автобус остановился, но в нарушение правил не сбавила скорость, объезжая его, хотя должна была убедиться, что на дороге нет пешеходов. В результате наезда девочка погибла. В суде женщина — отмечу, профессиональный водитель — вела себя очень агрессивно, отказывалась возмещать ущерб родственникам погибшего ребенка. Но суд признал ее виновной, ведь ребенок правила не нарушал. Водитель троллейбуса получила реальный срок лишения свободы.
—Раз уж мы перешли к «женской» теме, скажите — трудно быть женщиной-следователем? Постоянно видеть такие тяжелые последствия ДТП — не каждый выдержит…
—Лично у меня проблем с впечатлительностью не было. Женщины вообще в этом смысле выносливее, даже при осмотре места ДТП с трупами. Мужчины уходят чаще, не могут выдержать, особенно когда приходится видеть погибших детей. По статистике, каждое восьмое ДТП в Екатеринбурге происходит с участием детей. Всегда тяжело видеть подобное, особенно когда ребенок погибает на месте. И для сотрудников ГИБДД, и для следователей, которые осматривают место происшествия, это всегда тяжелая психологическая травма. Надо абстрагироваться, через себя такое нельзя пропускать. Женщинам легче выплеснуть свои эмоции, а вот мужчины выгорают изнутри.
Поэтому, наверное, раньше у нас в отделе было больше женщин, работали даже заслуженные юристы РФ. Но сейчас требования другие — нужны мужчины. На сегодняшний день у меня в отделе 13 человек, девять из них — мужчины.
Что касается того, кто лучше раскрывает преступления — считаю, что все зависит от личных качеств следователя. Женское упорство и настойчивость дают больше эффекта — женщины-следователи могут лучше психологически побороть нарушителя, чем следователи-мужчины. Поэтому более напористые женщины чаще специализируются на нарушителях, скрывшихся с места ДТП.
А работать непосредственно на месте ДТП, — это, конечно, больше мужская работа. Ненормированный рабочий день, ночные выезды, особенно зимой, женщине вынести сложнее. На месте ДТП надо не просто присутствовать — надо думать, давать ценные указания, успевать видеть и фиксировать все детали, выслушивать свидетелей. Это работа для энергичных мужчин, а не для слабых женщин, хоть и с аналитическим складом ума. Поэтому я говорю тем женщинам, которые хотят к нам устроиться, — нет, это не женская работа, лучше работайте в кабинете.
—Разве работа в кабинете в вашем случае легче?
—Наверное, не легче. Хоть мы и не сидим в засадах, всегда работаем совместно с сотрудниками ГИБДД и уголовного розыска. Их задача — разыскать и задержать скрывшего с места ДТП. Часто нам помогают очевидцы, простые граждане. В Чкаловском районе был случай, когда пьяный водитель на КАМАЗе насмерть сбил пенсионерку, шедшую по обочине. Поскольку рядом людей не было, он решил оттащить труп в лес. Однако случайно это увидели другие пешеходы. Они смогли задержать водителя на месте преступления. И в этом конкретном случае, и в других таких же задача следователя — доказать, что этот человек является виновником, что он именно сбежал с места происшествия или пытался скрыть следы преступления. В этом плане наша «кабинетная» работа, конечно, очень трудоемкая.
Просмотров: 5665