Журналист JustMedia выяснял, какие права есть у владельцев велосипедов.
Прошло уже почти два месяца с тех пор, как я купила велосипед. Пересесть на двухколесный транспорт я планировала уже около года. До этого в качестве пробного варианта брала велосипед напрокат. И вот, наконец, в апреле я впервые поехала на работу на собственном. Плюсов у этого множество: в периоды десятибалльных пробок не нужно думать о том, как выбираться из центра города, кроме того, просыпаться по утрам стало гораздо легче.
Но оказалось, что проблем у велосипедистов предостаточно. И речь идет даже не о высоких бордюрах и отсутствии парковок. Полной неожиданностью для меня стала грозная соседка с нижнего этажа, которая потребовала выйти из лифта вместе с велосипедом, когда я в нем спускалась. Нужно отметить, что в девятиэтажке, где я живу, есть только маленький пассажирский лифт. Велосипед я туда завозила на заднем колесе — в таком положении спокойно войдет и двухколесный транспорт, и его водитель. «Что это такое! Лифт предназначен только для перевозки людей. Немедленно выходите!»,— набросилась на меня блюстительница подъездного порядка.
Я решила выяснить, можно ли вообще транспортировать велосипед в зданиях и общественном транспорте, и если да, то как.
Поезда дальнего следования
В правилах перевозки пассажиров на официальном сайте Российских железных дорог находим пункт «Провоз ручной клади» — оказывается, именно к этой категории относится велосипед.
«В поездах дальнего следования в счет установленной нормы провоза ручной клади пассажир может провозить детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде».
Норма — это, как написано чуть выше, «ручная кладь весом не более 36 кг (для вагонов с двухместными купе (СВ) — 50 кг), размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 см». Норма рассчитана на один приобретенный билет.
Стоит отметить, что длина велосипедов для взрослого человека, как правило, превышает 180 сантиметров.
Итог: Перевозить можно. Если у вас не складной велосипед, то, возможно придется его разобрать, чтобы он стал меньше. Например, снять колесо.
Участники екатеринбургского проекта «Вело-город» рассказывают, что часто проводники поездов дальнего следования просят упаковать велосипед в чехол. В правилах перевозки пассажиров об этом ничего не сказано. Тем не менее, если вы не хотите спорить с работником РЖД, лучше захватить с собой упаковку.
Пригородные поезда
Комментарий по перевозке велосипедов в пригородных поездах дали непосредственно в пресс-службе Свердловской пригородной компании:
«В соответствии с Правилами перевозок пассажиров, провозить багаж и грузобагаж на федеральном железнодорожном транспорте (в редакции приказа Минтранса РФ от 28.03.2007 n 35, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353) разрешается в тамбуре пригородного поезда за плату, определяемую в соответствии с пунктом 151 настоящих Правил, не более одного велосипеда в неразобранном виде. Стоимость провоза велосипеда до 100 км — 25 рублей, свыше 100 км — 50 рублей».
Итог: говоря простыми словами, перевозить велосипед в пригородных поездах можно в неразобранном виде в тамбуре.
Стоит отметить, что перевозки велосипедов на пригородных поездах активно практикуются бывалыми екатеринбургскими велосипедистами.
«Часто езжу со своим велосипедом таким способом. Проблем обычно не возникает. Проводники в курсе насчет правил»,— рассказывает основатель проекта «Вело-город» Константин Мочалов.
Междугородние автобусы
У междугородних автотранспортных компаний свои правила перевозки велосипедов. За ответом я обратилась в пресс-службу Северного автовокзала Екатеринбурга.
«Практика перевозки велосипедов у нас существует — в багажном отделении автобуса. Но принять, как правило, можно только складные модели — целая рама просто не влезает в багажник. Велосипед может быть перевезен только в чистом виде. Пассажир вносит за него дополнительную плату как за багаж»,— пояснила начальник отдела рекламы и связей с общественностью Северного автовокзала Елена Федорова.
Итог: перевезти возможно, но не все велосипеды, только складные.
Городской общественный транспорт
Условия перевозки в городском общественном транспорте удивили своей лояльностью.
Согласно «Правилам пользования трамваем, троллейбусом и автобусом на территории муниципального образования «город Екатеринбург», пассажир имеет право перевозить ручную кладь бесплатно. Ручная кладь — это «легко переносимые предметы, которые по своим размерам не превышают по сумме трех измерений (высота, длина, ширина) 121 см». То есть складывающийся велосипед или велосипед без одного колеса может вполне сойти за ручную кладь. Если же двухколесный транспорт не подходит под эти параметры, то, возможно, он сойдет за багаж: «громоздкие предметы, которые по своим размерам превышают по сумме трех измерений (высота, длина, ширина) 121 см, но не более 180 см».
«Могу сказать со всей уверенностью: перевозить велосипеды в городском транспорте можно. Чаще всего от вас даже не потребуют его разбирать. Для перевозки таких грузов существуют специальные накопительные площадки в крупных автобусах. В автобусах габаритами поменьше велосипед можно поставить в проход. Но выгнать с велосипедом вас не имеют права»,— говорит директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук.
Итог: перевозить можно. В разобранном виде или целиком — зависит от габаритов автобуса и велосипеда.
Ну и в заключение — правила перевозки велосипеда в лифте
За ответом о правилах перевозки я обратилась на Уральский лифтостроительный завод:
«Перевозить велосипеды можно в любых видах лифтов, если по габаритам они входят в лифт,— пояснили на предприятии.— Велосипед не является тяжелым грузом, а потому его можно транспортировать даже в пассажирских лифтах. Единственный момент: при перевозке вместе с велосипедом должен находиться человек».
По словам участников проекта «Вело-город», в пассажирских лифтах свой велосипед можно транспортировать на заднем колесе.
«Я живу на 9-м этаже и всегда так делаю. Это нормальная практика»,— рассказывает сотрудница «Вело-города» Татьяна Пискун.
Стоит отметить, что до недавнего времени все условия перевозки пассажиров и грузов в лифтах регулировались «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ). Однако с 15 февраля 2013 года «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ) признаны не подлежащими применению приказом Ростехнадзора, а полномочия по мониторингу за эксплуатацией лифтов переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Однако правила перевозки остались практически те же. Правила пользования лифтом, как правила, размещаются в кабине лифта. О запрете на провоз велосипеда там ничего не сказано, зато есть пункт, согласно которому провозить можно грузы и ручную кладь.
Итог: можно перевозить в неразобранном виде.
Выходит, что транспортировать свой велосипед можно практически в любых условиях. Главное — знать свои права и вовремя на них ссылаться.
Просмотров: 23624
Автор: Мария Мехоношина