Мэрия хочет убрать рекламу с общественного транспорта: доходы от нее не спасают МУПы, а только портят облик города

Депутаты в третий раз обсудили тарифы на проезд в транспорте.

Депутаты гордумы не оставляют попыток разобраться в экономике транспортных МУПов города и понять: можно ли каким-то образом снизить тарифы на проезд, которые сегодня официально составляют 23 рубля. Сегодня народные избранники собирались уже третий раз, теперь для того, чтобы задать вопросы руководству МУПов по доходам от непрофильной деятельности – рекламы и аренды. Кроме того, на заседание рабочей группы пришли директора частных компаний-перевозчиков, чтобы рассказать, как они умудряются выживать.

 

Подозрения в том, что транспортные предприятия муниципалитета утаивают реальные доходы от рекламы, звучали еще на первом заседании. Причем, цифры, озвученные тогда председателем комитета по транспорту Алексеем Курлыковым, вызвали сомнения эсера Ильи Лобова. Путем нехитрых подсчетов он пришел к выводу, что в месяц со всех киосков, размещенных в переходах подземки метрополитен получает 213 тысяч рублей.

 

Сегодня транспортники озвучили более подробные цифры. И они оказались не таким уж запредельными, особенно в сравнении с убытками, которые несут МУПы ежегодно. Так, доход за 2013 год крупнейшего предприятия Екатеринбурга – ЕТТУ – составляет 2,626 миллиардов рублей. Из них 2,079 миллиардов рублей – доход от перевозок пассажиров, и всего 16 миллионов – доходы от рекламы (14,4 миллиона – от баннеров на бортах и 1,7 миллиона – от бегущей строки). Есть еще доходы от провайдеров, которые тянут свои оптоволоконные линии по столбам ЕТТУ, - 33,6 миллиона рублей. При этом расходы МУПа составили 3,091 миллиард рублей. Доходы МОАП за прошлый год – 1,071 миллиард рублей, из них 905 миллионов от перевозок, 76 миллионов – от аренды помещений и 7,7 миллионов – от рекламы. Расходы составили 1,389 миллиардов рублей, а чистый убыток – 318 миллионов. Метрополитен оказался в середнячках – 1,106 миллиардов доходов, из них 1 миллиард от перевозки и 57,5 миллионов от непрофильной деятельности (рекламы, аренды средств связи, банкоматов и киосков). Расходы составили 1,160 миллиардов, а убыток – 53,3 миллиона.

 

Депутаты снова подвергли сомнениям данные перевозчиков. Эсер Александр Норицин специально перед заседанием рабочей группы посмотрел прайсы ЕТТУ на размещение рекламы и сопоставил их с приведенными директорами МУПов ценами. Получилось, что транспортники размещают рекламу лишь на три недели в году. И тут же то ли в шутку, то ли всерьез предложил взять на себя размещение рекламы на бортах трамваев, пообещав увеличить доход, как минимум, вдвое.

 

Чиновники то же то ли отшутились, то ли всерьез заявили, что готовы отменить результаты конкурса, расторгнуть с нынешним пользователем рекламных площадей на транспорте договор и провести новый конкурс. «Думаю, вы будете лидером», — заявил Курлыков.

 

Еще один эсер Илья Лобов быстро разделил сумму доходова ЕТТУ от рекламы на количество троллейбусов и трамваев и пришел к выводу, что реклама на одном вагоне стоит 1890 рублей.

 

«Нельзя делить сумму на количество вагонов, потому что не все маршруты популярны, — заявил Курлыков. — Есть трамваи, на которых нет рекламы. К тому же учитывайте затраты на краску, на пленку. Это все берет на себя ЕТТУ. И вообще, это сложившийся рынок. Он диктует цену, а не мы».

 

Посмотреть на проблему шире предложил Александр Высокинский.

 

«Кавалерийским наскоком проблему, которая 5 лет не решается, мы не решим, — заявил чиновник. — Существует задолженность в 1,5 миллиарда рублей от областного бюджета. Я с 2009 года взаимодействовал с четырьмя премьерами. Как только каждый из них начинал понимать проблему, его сразу сменял следующий. Напомню, обороты транспортных предприятий и доходы от рекламы – цифры несовместимые. И нам надо вместе обратиться к областным депутатам, чтобы обратить их внимание на эту задолженность».

 

Напомним, полуторамиллиардная задолженность возникла вследствие того, что правительство Свердловской области уже пять лет отказывается компенсировать льготы на проезд областных и федеральных льготников в общественном транспорте.

 

В той же риторике выступил вице-мэр, ответственный за транспорт, Евгений Липович. Он заявил, что нигде в мире, кроме нескольких регионов России, власти не считают, что общественный транспорт должен быть самоокупаемым. Вот и в Екатеринбурге мэрия воспринимает автобусы и трамваи, как социальный проект, а не бизнес.

 

«Моя позиция, что реклама из общественного транспорта вообще должна исчезнуть, — заявил Липович. — Такую работу мы сейчас проводим с метрополитеном, освобождая и подвижной состав, и станции метро от рекламного пространства. То же самое хотелось бы сделать и в трамваях, и в троллейбусах. Эти средства не спасают предприятия, но они сильно портят облик города. К сожалению, сегодня транспортные предприятия, не видя поддержку власти в части получения достаточного финансирования своей деятельности, вынуждены заниматься, чем не лень. Киоски появляются на станциях метро, несуразная реклама. Не от хорошей жизни. Вот сейчас ТТУ теряет огромные деньги из-за оптоволокна (городские власти убирают оптоволокнные кабели со столбов в подземную канализацию – прим. ред.), но мы готовы идти на эти жертвы».

 

Чиновник привел в пример Лион, в котором общественный транспорт на 55 процентов содержится за счет бюджета и только 33 процента доходов идут от пассажиров, притом, что проезд стоит 1,5 евро.

 

«Именно поэтому если мы не решим вопрос дотаций из областного бюджета, то так и будем решать мелкие вопросы, пытаясь найти копейки, для того, чтобы погасить дыры в бюджетах транспортных предприятий, — продолжил Липович. — В МОАП прогноз убытка – 300 миллионов рублей! Что мы должны сделать, чтобы не было убытка? Чтобы транспортные предприятия обеспечивали главное – работу транспорта. Первый автобус должен выходить на маршрут в 5.40. Да, в нем едет всего 3-4 человека, но нужно сохранять этот маршрут? Транспортные предприятия не должны заниматься поиском дополнительных доходов, они должны обеспечить интервалы движения независимо от наполняемости. Только дотации спасут их. Практически везде в области общественный транспорт разрушен разрушился. В Каменске – это последний город, по которому ходит самый экологичный вид транспорта троллейбус – он на грани разорения из-за отсутствия дотаций».

 

Вместо того, чтобы считать копейки от рекламных доходов, Липович предложил депутатам присоединиться к чиновникам в поисках решения другой проблемы. 7 мая вступит в силу закон о водительских правах для водителей общественного транспорта. По прогнозам мэрии, 50 процентов автобусов на балансе частных перевозчиков не выйдут на маршруты. В связи с этим Липович предложил парламентариям вместе разработать новые маршруты муниципального транспорта.

 

Впрочем, депутаты выразили надежду, что ситуация в городе изменится в лучшую сторону с уходом частников.

 

«Транспорт должен быть муниципальным, — заявил Евгений Боровик. — Будет меньше пробок, потому что не будет этих бесконечных автобусов. Транспорт будет ходить по расписанию. При зарплате в 35 рублей (такую цифру озвучил директор МОАП – прим. ред.) придут русские водители, будет меньше ДТП».

 

В итоге двухчасовое заседание снова закончилось ничем. Высокинский предложил депутатам собраться в компактную рабочую группу, которая изучит всю бухгалтерию МУПов досконально. Войти в нее изъявили желание эсеры Александр Караваев, Евгений Боровик и Антон Швалев, коммунист Вячеслав Вегнер и представитель «Гражданской платформы» Дмитрий Головин. Свое резюме по поводу действующих тарифов группа должна вынести к следующему заседанию думы, которое состоится 11 марта.

Просмотров: 5793

Автор: Евгений Катыхин

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости