Планируем новый маршрут выходного дня.
Мы продолжаем знакомить вас с местами, уникальными своей красотой, природой или историей. В сегодняшнем выпуске проекта JUSTTRIP рассказ о месте, которое сконцентрировало в себе все три этих понятия, - Верхнем Тагиле и его окрестностях.
В Верхний Тагил наш дорогой друг, администратор паблика «Ural Travellers. Уральские покатушки» в Фейсбуке Вячеслав Пестриков с семьей ездил в минувшие выходные. Что из этого вышло – в рассказе заядлого туриста.
Вотчина старообрядцев - город Верхний Тагил и его окрестности. Расстояние от Екатеринбурга: 110 км. Поездка одного выходного дня на автомобиле с прогулкой по старинной части города, а также пешеходным треком 6 км по горам и скалам в окрестностях. На закуску - заехали в старинное село Шурала посмотреть храм.
Выехали мы из Екатеринбурга в субботу в 10 утра. Через 1,5 часа уже были в районе Верхнего Тагила. И, как и планировали, сначала поехали на машине на горную гряду Бунар (высота около 600 метров) посмотреть местные вершинки со скальными выходами, которые называют Бунарскими идолами. Проехав на машине через поселок Белоречка и доехав до одной из ЛЭП, решили дальше пойти пешком прогуляться. Ведь погода стояла отличная и располагала пройтись с собакой по лесу. В итоге пешком прогулялись в удовольствие с небольшими подъемами и спусками порядка 6 км.
Посетили скальный останец Медведь-камень. Останец с западной стороны представляет из себя каменный столб. При желании можно было подняться на самый верх, но мы не стали этого делать, потому что снег уже лежит на скалах, скользко и можно сорваться с высоты. На восток камень тянется постепенно снижающейся скальной грядой. Несколько десятков лет назад лес вокруг Медведь-камня вырубался. Сейчас здесь поднялся березовый и осиновый лесок, поэтому вида на окрестности нет.
Гораздо более интересным является скала Чертов Палец, находящаяся неподалеку. Вот уж удивил меня, так удивил этот скальный выход, стоящий практически на ровном месте, почти среди болота, но при этом возвышающийся над лесом вертикальным останцем, узким и острым. Зубец камня неожиданно показывается в просвете между деревьев. Зимой, когда листья с деревьев облетели, его очень хорошо видно. Тропка наверх идет справа от скал. Зимой подниматься на вершину узкой скалы надо очень осторожно (снег, скользко, не видно разломы в камне). Но подняться на скалу нужно обязательно. Перед нами открылась красивая панорама Верхнего Тагила.
Погуляв по горам, мы спустились на машине в Верхний Тагил. Город, городскую набережную, плотину, старую часть города и православный храм мы увидели во всей красе в лучах заходящего солнца. Город увядает, но по-прежнему красив в этой своей старой увядающей красоте.
История Верхнего Тагила восходит к 1712 году, когда по поручению царя Петра I тульский мастеровой и купец Никита Демидов начал на реке Тагил ставить чугунолитейный и железоделательный завод, на котором первоначально изготовляли телеги, сани, кадки, шапки, полушубки, даже пимы катали. В 1718 году завод дал первый чугун. Также была добыча золота в пойме реки и в горах.
Вопреки наказу отца в 1768 году Прокопий Демидов продал завод Савве Яковлеву. Вплоть до революции 1917 года это предприятие было в собственности наследников Яковлева.
К началу XX века в Верхнем Тагиле насчитывалось 4900 жителей. В поселке были два начальных училища, фельдшерская поселковая больница, две церкви, господский дом на крутом правом берегу, здание волостной земской управы. В 1903 году была открыта Павленковская библиотека.
В годы революции и гражданской войны Верхний Тагил был оплотом Советской власти. Именно здесь летом 1919 года местные красные партизаны поддержали части Стального Путиловского полка 2-й армии и разгромили ударную группировку белых.
В 1951 году начато возведение Верхнетагильской ГРЭС, которая и сегодня является градообразующим предприятием.
Вплоть до начала XX столетия Верхнетагильский завод считался одним из самых значительных центров уральского староверия. Как пишут С. А. Белобородов и Ю. В. Боровик в своем очерке об истории верхнетагильского старообрядчества «Ревнители дребяего благочестия», в Верхнем Тагиле существовало несколько старообрядческих общин со своими культовыми зданиями, поблизости находились скиты, как мужские, так и женские, а расположенные неподалеку памятные места, к которым относились могилы старообрядческих монахов и монахинь, ежегодно посещали многие тысячи паломников:
«В конце 1722 года на Урал прибыл новый начальник горных заводов генерал-майор Вилим Иванович де Геннин. Голландец по происхождению, он славился умеренностью в быту и способностью выполнять все намеченное. «По сути это был технарь, железной самодисциплины человек, прагматик. Генерал патологически ненавидел людей празднолюбивых и пьяниц». Геннин отличался веротерпимостью и предпочитал, по возможности, не вмешиваться в религиозные проблемы. Тобольская консистория не раз жаловалась, что не может получить от него должной поддержки в искоренении старообрядчества на заводах. Не было секретом и то, что снисходительность горного начальника обходилась уральским староверам в довольно крупную сумму денег, которые они передавали Геннину в виде «любезного подношения». Взамен генерал «закрывал глаза» на то, что в 1720-е годы на уральские заводы (большей частью на частные, демидовские) хлынул поток беглых из Центральной России. Не случайно именно во времена Геннина старообрядчество на Урале «расцвело пышным цветом».
В 1734 году Геннина на посту горного начальника заменил Василий Никитич Татищев. Этот «птенец гнезда Петрова» принадлежал к тому разряду администраторов, которые любое инакомыслие воспринимали как подрыв всей существующей государственной системы, как прямой вызов петровским преобразованиям вообще и едва ли не как личное оскорбление. Немудрено, что «эпоха Татищева» стала серьезным испытанием для уральских старообрядцев».
На обратном пути из Верхнего Тагила мы заехали в село Шурала, где по сей день сохранился огромный каменный однопрестольный действующий храм во имя Александра Невского, который был заложен в 1906 году на средства заводовладельцев Стенбок-Фермор.
Само село Шурала основано в 1716 году, когда здесь был запущен молотовый Шуралинский завод, принадлежавший Никите Демидову. Позже завод был продан уральскому промышленнику и купцу Савве Яковлеву. После закрытия железоделательного завода, близ села начал развиваться старательный промысел. Добыча золота велась весь ХIХ век.
Примерно в 19:00 мы вернулись в Екатеринбург. Рекомендуем этот маршрут для поездки одного выходного для всех возрастных категорий.
Просмотров: 7719
Автор: Редакция JustMedia.ru
Фотограф: Вячеслав Пестриков