JustMedia.ru пообщался с экологом о мусорной реформе.
Ровно 100 дней назад в России стартовала мусорная реформа. Пока свердловский министр ЖКХ Николай Смирнов подводил ее итоги, корреспондент JustMedia.ru пообщался с экологом из Верхней Пышмы Натальей Андрусевич. Активистка рассказала о том, сколько мешков с мусором стоит у нее в квартире, эко-акциях во дворе, некомпетентности УК и недостатках мусорной реформы. Также она сказала, что региональным операторам не выгодно внедрение раздельного сбора мусора. Все важные заявления в интервью JustMedia.ru.
— Наталья, что стало для вас толчком к тому, чтобы начать разделять отходы?
— Это произошло 7 лет назад, когда я переехала на съемную квартиру к своей подруге. Я знала, что она разделяет отходы, но переезд был стремительный и она не успела мне объяснить все правила. И как-то по дороге домой я купила пластиковую бутылку, по-моему, там был молочный коктейль, и придя домой выбросила ее в обычную мусорку. На следующее утро я обнаружила, что ее достали, помыли и поставили сушиться рядом с раковиной. Мне стало настолько стыдно, что больше я ничего так не выбрасывала и быстро включилась в этот процесс. Сейчас мы живем с мужем в Верхней Пышме. Он переехал ко мне в квартиру, где уже тоже был налажен раздельный сбор отходов. Когда я только начала приучать его к раздельному сбору органики, произошла забавная история. Я увидела, что муж берет и выбрасывает картофельные очистки в обычный мусорный пакет. Тогда я сказала ему: «Ты что? Мы же выбрасываем органический мусор отдельно». Но потом я сказала себе «стоп» и поняла, что человеку нужно просто дать время. Это вопрос привычки. Экология, это прежде всего про любовь и если вы начинаете ругаться дома из-за этого, то к черту пока этот раздельный сбор.
— Как сейчас устроен раздельный сбор отходов у вас дома? Как это выглядит?
— По рекомендациям фен-шуя убрала мусорное ведро из-под раковины на балкон. Это удобно, потому что мы живем в студии и дверь на балкон находится рядом с кухней. Пакет для обычного мусора мы храним на балконе и выбрасываем его раз в две-три недели. Там же у меня стоит обычная сумка из полипропилена – туда я складываю пластик: уже помытые и высушенные контейнеры и баночки. Там же стоит маленький пакет, куда я складываю другие пакеты. Я их трамбую, чтобы они не разлетались. Это пакеты, которые я тоже потом сдам на переработку. В коридоре у меня есть место, куда собираю лампочки и батарейки. Органику: очистки от фруктов и овощей я тоже кладу отдельно, в обычную стеклянную банку. Я высушиваю органику, потому что так она занимает меньше места. Скоро очистки можно будет закопать, потому что земля уже подтаяла. Что касается остатков от рыбы, то их выбрасываем в пакет для обычного мусора.
— Сейчас вы начали приучать к раздельному сбору мусора и жителей своего дома. Как происходит внедрение такой технологии во дворах?
— Я начала «забрасывать удочки» еще с февраля 2019 года и сначала спросила в нашем чате в WhatsApp, как кто относится к этой идее и готов помочь в организации мероприятия. К своему удивлению я получила много положительных отзывов. Пошла, конечно, и негативная реакция. Люди говорили, что дома им негде хранить этот мусор. Но для меня наличие негативной реакции означает, что мы достигли достаточно большого охвата. Сами акции начали проходить с марта 2019 года. Объявления и сообщения мы размещали за две недели. Для начала мы связались с УК, которая пошла нам на встречу. Нам сказали, что «мы ничего не знаем, но поможем чем можем». Но пока их помощь не потребовалась – не мешают и хорошо. И я начала именно с таких акций, где параллельно еще играет музыка и проводятся конкурсы для детей, а не с установки нового бака для мусора. Потому что просвещение людей в этом вопросе очень важно.
У нас во дворе еще достаточно давно стоит сетка для пластика и я пыталась узнать у УК, кто ее обслуживает и какие виды пластика туда попадают и потом идут на переработку, а какие нет. Потому что маркировок пластика, как минимум, семь. Плюс в каждой маркировке есть еще разные подвиды. Все они отличаются по способу производства и переработки. Есть некоторые виды пластика, которые очень сложно переработать. Скажу честно, что получить информацию от УК было сложно, там точно не разбираются в видах пластика.
Потом я пыталась дозвониться до компании, которая вывозит пластик. В итоге нам сказали, что они перерабатывают только ПЭТ (полиэтилентерефталат, - прим.ред). Стало понятно, что эта система пока не очень прозрачная. Я неделю пыталась узнать, сколько они собирают ПЭТА и сколько идет на переработку. Не вышло! Это вопрос с прозрачностью и осведомленностью населения.
— Что за компании поддержали вашу акцию. С кем удалось договориться?
— Начало проведения акций еще совпало и с тем, что недавно в Верхней Пышме открылся пункт приема вторсырья. Он занимается производством тротуарной плитки, заборов из переработанного пластика и песка. Раньше компания «Экополимер» покупала ПНД (полиэтилен низкого давления, - прим.ред) у других заготовителей, а с января 2019 года они решили организовать прием у населения, чтобы снизить свои затраты, а заодно организовали и прием макулатуры. Они дали нам мешки и вывезли вторсырье.
В первой акции, 10 марта участвовало 20 человек. Мы собрали примерно 100 кг макулатуры и совсем немного пластика. 7 апреля прошла вторая акция, там пластика и металла собрали в несколько раз больше. Дальше подобные мероприятия планируем проводить раз в месяц. Будем впредь договариваться с компаниям-переработчиками вторсырья, чтобы они вывозили большие партии отходов с наших акций. Сейчас мы хотим начать переговоры, чтобы нам поставили контейнеры для сбора пластика и бумаги, а также переходить на фактическую оплату за вывоз ТКО.
— А в чем смысл сейчас внедрять раздельный сбор мусора, если машины «Спецавтобазы» все равно смешивают все в одну кучу и вывозят ее на полигон?
— В этом, конечно, сейчас нет никакого смысла. Это профанация. Моя знакомая встречалась с директором «Спецавтобазы» Григорием Вихаревым и он рассказал, как они все это видят. У них есть сортировка, где они отбирают порядка 3-5 % отходов. Это крайний мизер и неэффективно из-за смешанных отходов. Они все уповают на строительство мусоросортировочных комплексов. Сейчас за контейнерную площадку отвечает регоператор, но в законе также говорится, что есть не только ТКО, а, например, отходы от использованных товаров: пластик, металл и макулатура. Их можно накапливать не на контейнерной площадке, а заключать контракты с компаниями-переработчиками на вывоз. Вообще переработка и сортировка – нижние ступени обращения с отходами. Главная задача – сокращать появление отходов и повторно использовать то, что можно. Для этого нужно просвещать население и внедрять раздельный сбор мусора.
— В таком случае региональному оператору невыгодно внедрение раздельного сбора мусора. Потому что отходов на вывоз станет меньше?
— Да. С одной стороны федеральный закон говорит, что надо вводить раздельный сбор мусора, а регоператорам это не выгодно, потому что чем больше они соберут мусора и привезут на полигон, тем для них лучше. Этот конфликт тоже нужно как-то решать. Надеюсь, что нашу территориальную схему пересмотрят в соответствии с новыми требованиями.
— Какие еще недостатки при внедрении мусорной реформы вы заметили?
— Это государственный аппарат. Люди, которые должны на региональном уровне заниматься внедрением раздельного накопления мусора, ничего для этого не делают. В Европе сейчас запретили одноразовый пластик, а в Грузии пластиковые пакеты. Если внедрять такое в России, то тут можно идти с двух сторон. С одной – запрет на уровне государства. Но нельзя запрещать без альтернативы. Это нужно чем-то заменить: авоськи, многоразовые мешочки, специальные компостируемые пакеты из растительного сырья. Человек сможет привыкнуть к этому за день. С другой стороны – предприниматели, которые должны вести свой бизнес так, чтобы не предлагать людям лишнюю упаковку. Вот тут бизнесу понадобится около полугода, чтобы перестроиться. Например, недавно у нас открылся магазин, где можно купить муку и специи без упаковки.
Сейчас я не вижу, чтобы что-то массово делалось для предотвращения образования отходов. Это все частные инициативы. Замечаю, что пока идет упор на строительство мусоросортировочных комплексов, а не на раздельный сбор мусора. Но дело в том, что предприятия по переработки различных видов отходов у нас: и в России, и в Свердловской области, уже есть, но они не дозагружены и испытывают нехватку во вторсырье. Несколько месяцев мне звонили компании из Владимира и Томска. Они интересовались, у кого можно купить бутылки и полиэтилен. Они готовы возить это из Екатеринбурга. И эта тенденция по всей России. Меня интересует еще один вопрос. В территориальной схеме не написано, что конкретно будет на мусоросортировочных заводах. Сказано, что будут производиться брикеты мусора, которые потом сжигаются. И тут уже встает вопрос безопасности жителей. Главное, чтобы на этом же заводе не было мусоросжигания.
— Что касается тарифов. Насколько экономичнее переходить на оплату по факту?
— Когда переходишь на оплату по факту, сразу включается понимание, что ты можешь выбрасывать меньше мусора и, соответственно, платить меньше. Согласно нормативам свердловской РЭК житель многоквартирного дома в год примерно образует 279,844 кг ТКО. По статистике за прошлый год, в среднем по РФ эта цифра была 500 кг. Этот норматив, я считаю, занижен. Этот норматив меньше, чем официальная статистика. Я проводила эксперимент, сколько в нашей семье собирается мусора. Получилось, что 1 кг неперерабатываемого мусора на человека в месяц, за год это 12 кг ТКО с человека. Разница в десятки раз благодаря раздельному сбору.
— В Европе делят мусор на 4 вида: стекло, картон, пластик и органика. Как вы считаете, какую систему нужно внедрять у нас в стране. Хватит двух-трех контейнеров?
— Мне кажется, что проще внедрить систему трех контейнеров: для неперерабатываемого мусора, еще один для перерабатываемого и для органики. Отдельно нужна и работающая система сбора опасных отходов. Я знаю, что в Екатеринбурге это внедряется, работает экомобиль. Но я говорю о контейнерах для опасных отходов в каждом доме.
— И напоследок, какой совет можете дать тем, кто только переходит на раздельный сбор?
— Главное — делать то, что зависит от тебя. Например, для начала отдельно собирать органику. Также можно написать письмо в магазин или производителю о том, что они делают хороший товар, но продают ее в неперерабатываемой упаковке. Поэтому товар потом просто некуда сдать. Одна знакомая мне рассказала, что это работает. Она написала в компанию «Сплат», что у них на крышке тюбика не стоит маркировки и его из-за этого не возьмут на переработку. Спустя некоторое время они исправились.
Просмотров: 16619
Автор: Дарья Александрович
Фотограф: Ирина Смирнова