Автор проекта первого путепровода неизвестен
JustMedia.ru вместе с известным уральским историком Евгением Бурденковым продолжает рассказывать историю создания различных городских объектов Екатеринбурга. В сегодняшнем материале вы сможете узнать о первом мосте на Ленина-Восточной, который позволил запустить во Втузгородок трамвай, и Шарташском переезде.
Восточная в сторону Шарташского рынка, январь 1959. ФОТО: ГАСО
Согласно Генеральному плану 1845 года, граница Екатеринбурга с восточной стороны ограничивалась Бульварной улицей (ныне Восточная — прим. ред.). На плане видно, что по ней был разбит бульвар, но было ли так на самом деле, неизвестно. Этим документом руководствовались при проектировании железной дороги в этом районе города, говорит историк Евгений Бурденков, именно поэтому рельсы пролегли как раз по границе Бульварной.
Суворовское военное училище, январь 1959 года. ФОТО: ГАСО
Изначально в городе были две железнодорожные станции: «Екатеринбург-1» — современный Екатеринбург-пассажирский, который соединял наш город с Пермью, и «Екатеринбург-2» — современная станция «Шарташ». С 1885 году с последней отправлялись поезда на Тюмень. Предположительно во второй половине 1890 годов решено было соединить эти две станции между собой. И после этого все вагоны стали отправляться со станции «Екатеринбург-1».
Восточная, апрель 1962 года. ФОТО: Свердловский госархив
«На панораме города, сделанной Вениамином Митенковым с колокольни Екатерининского собора, видно, что насыпь была не очень высокая. На железной дороге в нашем городе был всего один путепровод — специальное инженерное сооружение для того, чтобы пропускать транспорт. Он располагался в районе современного проспекта Космонавтов. Под ним проходил Верхотурский тракт», — говорит Евгений Бурденков.
Восточная. Дома, примыкающие с правой стороны Ленина у пересечения с ж/д линией
Апрель, 1964 года. ФОТО: Свердловский госархив
На восток шел Березовский тракт, соединявший Екатеринбург и Березовские золотые месторождения, но на этом участке не было моста. Здесь был простой переезд. Причем его месторасположение немного менялось. В начале XX века он располагался в районе современного пересечения улиц Восточная и Первомайская. На Шарташском переезде был шлагбаум и небольшая сторожка, в которой сидели железнодорожники. Последние следили за тем, чтобы никто не выезжал на железнодорожные пути на повозках. Предположительно в таком виде переезд сохранялся здесь вплоть до середины 1950-х годов.
Западная сторона Восточной в направлении Первомайской, 1958 год. ФОТО: ГАСО
После того как на востоке нашего города решили строить новые корпуса Уральского политехнического института, техникумы и уральский филиал академии наук, возникла необходимость соединить Втузгородок с другими микрорайонами города с помощью транспорта. Акцент решено было сделать на трамваи, а не автобусы, которые начали ходить на Шарташ еще с 1924 года.
Автобусаная станция на площади 1905 года, 1925 год. ФОТО: ЕМУП МОАП
Как ранее мы писали в одном из материалов спецпроекта «Е-транспорт», летом 1924 от памятника освобожденному человеку (площади 1905 года) до Шарташа был запущен первый в городе маршрутный автобус желтого цвета на 8 мест. По пути он делал остановки у кинотеатра «Октябрь» и Оперного театра. Стоимость проезда была высокой, кроме того, он был очень шумный, за что местные ребята прозвали его «старая говядина». Мало, кто решался прокатиться в нем, поэтому история маршрута была недолгой. Весной 1925 года в городе была открыта автобусная линия ВИЗ-Шарташ. Как и три других городских маршрута, его обслуживали автобусы Ford на 12 мест.
Так выглядел автобус марки Ford, передвигавшийся по Свердловску в 1920-е годы. ФОТО: ЕМУП МОАП
«Вероятнее всего, автобусы ездили по Березовскому тракту через переезд со шлагбаумом. Но в то время это был не очень известный вид транспорта, поэтому, когда 7 ноября 1929 года в городе открылось трамвайное движение, то решено было проложить одну из веток во Втузгородок. Ее запустили ровно через 2 года — 7 ноября 1931 года», — говорит Евгений Бурденков.
Панорама Восточной от Ленина до Первомайской, 1964 год. ФОТО: ГАСО
Организация трамвайного движения по проспекту Ленина, отмечает историк, требовала создания серьезных инженерных конструкций в районе пересечения с Восточной. Электротранспорт не мог работать в стыке с Транссибирской магистралью или проходить через Шарташский переезд на Первомайской. Решено было построить мост на Ленина –Восточной, чтобы под ним проезжал трамвай. Автор проекта путепровода неизвестен. Но объект был построен к моменту открытия трамвайного движения. Его несколько раз перестраивали, расширяли. Но сегодня, разумеется, от него ничего не осталось.
Жилой массив по Восточной со стороны Малышева, 1968 год. ФОТО: ГАСО
Судя по фото 1930-1940-х годов, у путепровода было 6 опор и несколько пространств для организации движения пешеходов и трамваев. Асфальтовой дороги по Ленина от Восточной до УПИ не было до середины 1950-х годов — времени, когда здесь построили первые пятиэтажки. До того момента, кроме трамвая, здесь не ходил другой транспорт.
Первомайская, Втузгородок, январь 1959 года. ФОТО6 Свердловский госархив
«Первый мост на Ленина-Восточной стал формальной точной входа, неким порталом во Втузгородок. Первая трамвайная остановка после железнодорожного путепровода была в районе Генеральской (сегодня ее нет — прим. ред.). Следующая — УПИ. Этот мост — важная точка в ходе строительства транспортной инфраструктуры микрорайона», — отмечает Евгений Бурденков.
Угол Первомайской и Восточной, 16 июля 1959 года. ФОТО: ГАСО
Железобетонные конструкции на Ленина-Восточной появились только во второй половине 1950-х годов. Путепровод в районе бывшего Шарташского переезда на пересечении Восточной-Первомайской, предположительно, был возведен в этот же период.
Восточная между Ленина и Первомайской, апрель 1964 год. ФОТО: ГАСО
Восточная, вид на Малышева, апрель 1964 года. ФОТО: ГАСО
Просмотров: 8960
Автор: Екатерина Турдакина