Министерство нашло альтернативную меру по защите исторических объектов в районе Царского моста. Общественники с идеей не согласны.
На прошедшем в минувшую пятницу заседании свердловского правительства областной министр госимущества Алексей Пьянков заявил, что здание фабрики-кухни «Уралмашзавода» включили в реестр памятников истории и культуры. Он признался, что объект долгое время находился в разработке МУГИСО, решение по нему не принимали, но подчеркнул, что это было еще до прихода его команды. По словам пресс-секретаря министерства Галины Уткиной, в Екатеринбурге сейчас ведется работа еще по 26 объектам, претендующим на попадание в реестр памятников истории и культуры, а в прошлом месяце на охрану поставили 11 зданий. В разговоре с представителем МУГИСО JustMedia выяснил особенность прохождения данной процедуры, сложности включения объекта в реестр памятников культуры и в очередной раз затронул тему присвоения территории в районе Царского моста статуса достопримечательного места.
Признание здания памятником — процедура дорогая и скрупулезная
Признать тот факт, что здание «Уралмашзавода» включили в реестр с опозданием и не совсем в потребном виде (напомним, в прошлом году на объекте произошел пожар — прим. ред.), в МУГИСО отказались. Там уверены, что за два года проделана колоссальная работа и сам факт постановки памятника на охрану — уже победа.
«Не надо забывать, что, помимо Екатеринбурга, у нас 97 муниципалитетов. Нельзя заниматься только Екатеринбургом, тем не менее, здесь мы поставили на охрану большее количество памятников, чем во всей области, и на сегодня, как только стало возможным пройти историко-культурную экспертизу, она была пройдена, после чего объект внесли в реестр»,— отметила пресс-секретарь МУГИСО Галина Уткина.
По ее словам, регламента прохождения процедуры нет, но в среднем она занимает около года. Сперва общественники, частное лицо или муниципалитет подают заявку на включение объекта в реестр памятников истории и культуры. После этого проводится историко-культурная экспертиза, документ утверждают в Заксобрании и направляют в Министерство культуры России, которое выносит решение о включении объекта в реестр. Галина Уткина не исключает возможности отказа, процедуру могут аннулировать и тогда бюджетные средства, потраченные на экспертизу, и усилия сотрудников МУГИСО по оформлению всех необходимых документов будут напрасны.
«На моей памяти отказов не было, мы работаем скрупулезно, делаем все юридически правильно, чтобы собственник не оспорил в суде постановку объекта на учет, а он может это делать»,— говорит Галина Уткина.
Нужно пояснить, что после того как здание включают в реестр памятников истории и культуры, оформляются охранные обязательства, которые собственник должен выполнять. В случае если он решит продать объект, эти обязательства переходят к новому владельцу вместе со зданием.
По данным МУГИСО, проще и быстрее поставить на охрану областные и муниципальные объекты. С частными и федеральными дела обстоят сложнее. И даже после того, как охранные обязательства будут оформлены, у собственника могут возникнуть трудности с содержанием зданий. Городские и областные власти следят за памятниками, а у частников порой нет средств на ремонт или реконструкцию помещений.
«На собственника памятника накладывается большое количество обязательств, увеличивается квартплата, потому что реставрация объекта культурного наследия и ремонт обычного жилого дома — это две разные вещи»,— поясняет Галина Уткина.
Она вспоминает ситуацию вокруг продажи деревянных построек бывшего тубдиспансера, где два объекта из двенадцати были признаны памятниками. Изначально предлагалось, что эти помещения в качестве обременения отдадут застройщику, который зайдет на эту территорию. По закону, он обязан их ремонтировать, однако общественность была против.
«Что мы сейчас имеем? Они стоят, у тубдиспансера денег нет, а у нас нет полномочий к понуждению, силой мы не заставим проводить ремонт. Представьте, что с ними будет через пять лет. Если бы не был развит популизм, эмоциональность, пришел бы застройщик и отреставрировал их, он обязан это делать по закону. Есть мнение, что если объект культурного наследия продается, то его обязательно снесут. Откуда такие выводы? Он в любом случае под охраной, а снос здания грозит уголовной ответственностью»,— поясняют в МУГИСО.
МУГИСО и общественники Екатеринбурга не смогли прийти к общему знаменателю
От общего переходим к частному. Корреспондент JustMedia заводит разговор о территории вокруг Царского моста. Напомним, на этот раз градозащитники Екатеринбурга пошли дальше и требуют МУГИСО не просто признать объекты, располагающиеся в этом районе, памятниками культуры, а наделить территорию статусом достопримечательного места. Общественники долгое время обсуждали этот вопрос с представителями министерства, проводили митинги и пикеты в поддержку инициативы, однако положительного результата не добились. Хотя, с какой стороны посмотреть.
«МУГИСО отказалось от идеи достопримечательного места, а мы нет,— говорит градозащитница Марина Сахарова.— В последнее время мы общаемся с МУГИСО только письменно, устное общение сводится к обману. Предпочитаем не тратить время на общение с этой инстанцией. Нам обещали создание общественного экспертного совета, обсуждение идеи, но результата нет».
В МУГИСО заявляют, что общественники действительно обратились в министерство с инициативой. Была создана рабочая группа, сотрудники ведомства собрали первичную информацию о данном районе, после чего специалисты из области побывали в Казани и Санкт-Петербурге, где изучили опыт проведения подобных процедур, узнали мнения профильных специалистов, получили заключение научно-производственного центра, выслушали позицию муниципальной власти и пришли к выводу, что согласиться с теми границами, которыми общественники предлагают очертить территорию Царского моста, нельзя.
«Представьте, мы признаем памятником всю территорию вокруг Царского моста, не несколько отдельных домов, а их там порядка двенадцати, а все, что внутри предложенной границы. Но здесь есть ветхое жилье, в котором живут люди, но которое теперь нельзя будет снести, поскольку дом попадает под охрану. Кто-то этих людей спрашивал? Никто. Там есть обычные дома, в которых без разрешения МУГИСО невозможно будет поменять трубы, установить скамейки, детские игровые площадки, кондиционеры на окнах, а стоимость ремонта фасадов зданий возрастет в три раза, потому что это объект культурного наследия. Этих людей кто-то спросил? Нет. Жильцы домов могут оспорить данное решение в суде, заявить: «Я не хочу жить в памятнике». И они будут правы. Есть, в конце концов, градостроительная политика города. Муниципалитет спросили? Нет»,— говорит Галина Уткина.
Эксперты из Санкт-Петербурга признают такую меру эффективной, но лишь для своего города, где существуют целые районы старинных домов, которые без труда можно окрестить достопримечательным местом. Однако в нашем случае, когда между зданиями есть пусть даже маленькая, но современная постройка, система уже не работает.
«Во-первых, ни одна историко-культурная экспертиза в таком случае не пройдет, во-вторых, мы должны соблюдать интересы всех сторон, а каких — я говорила выше»,— добавляет Галина Уткина.
Она рассказала об альтернативной мере сохранения культурных объектов, которое предложило общественникам МУГИСО. Чтобы максимально обезопасить здания, министерство собирается провести работу по охранному зонированию территории памятника.
«По закону, территория вокруг объекта-памятника, которая также подлежит охране, ограничивается двадцатью метрами. Но если мы докажем на историко-культурной экспертизе, а мы докажем, что территория памятника шире, то мы эти участки увеличим до 100-150 метров. Таким образом, если в районе Царского моста располагается 12 памятников культуры, то расширенная территория вблизи каждого из них накладывается друг на друга, и в рамках этих участков уже ничего нельзя строить. Получается, мы сохраняем уникальную историческую среду. Это самое разумное решение, и муниципалитет отнесся к нему пониманием»,— поясняет пресс-секретарь.
Однако общественники идею не оценили и собираются продолжить борьбу за признание территории вокруг Царского моста достопримечательным местом.
В это время МУГИСО уже объявило конкурс на проведение задуманных работ, то есть начало оформлять охранное зонирование на объекты культурного наследия вблизи объекта.
«Эта мера позволит, чтобы между маленькими памятниками и позади них не возводили современные высотные здания. Исторический район таковым и останется», — отмечает в конце разговора с JustMedia Галина Уткина.
Просмотров: 5427
Автор: Татьяна Рябова