Лжеватутин и пропавшие чугунные революционеры. Смотрим на изнанку истории Екатеринбурга

Факт о Екатеринбурге, о которых мало кто знает.

На фото Дом Ипатьева, фото Госархива Свердловской области

 

Вы знаете, кто жил в знаменитом доме Ипатьева после самого инженера? А откуда на Ивановском кладбище стоит фрагмент костела святой Анна? А сколько памятников успело постоять на площади 1905 года между Александром II и Владимиром Лениным? JustMedia.ru в рамках спецпроекта @JustHistory запускает совместный с экскурсоводом Алексеем Богнером проект «Изнанка городской истории». Представляем вам первую часть.

 

Всем привет, я Алексей Богнер, житель Екатеринбурга в третьем поколении, странствующий гид и коллекционер городских историй. Регулярно я не только рассказываю, но и показываю некоторые фрагменты из тех частей городской истории, которая известна мне. Мой главный принцип: я стараюсь не пересказывать общеизвестные данные или стереотипы. Чтобы присоединиться к моим познавательным прогулкам можно подписаться на мою группу Екатеринбург сториз в соцсети ВК.

 

А сегодня мы обратимся к воскрешению памяти об исчезающей или уже исчезнувшей истории Екатеринбурга. Часть из того, о чем мы вспоминаем, уже стерто из городских справочников, но сохранилось в виде объектов городской среды. Другие части истории, наоборот, были стерты с лица земли, но остаются в архивах или памяти горожан.

 

Инженер Ипатьев и его дом

 

Давайте начнем с Ипатьевского дома, пожалуй, ставшего именем нарицательным в современной России. Все знают, что дом был местом расстрела царской семьи и что здание было снесено по распоряжению Бориса Ельцина в 1977 году. Но немногие знают о том, что владелец дома Николай Ипатьев был членом Конституционно-демократической партии России, поддержал свержение самодержавия и входил в комитет общественной безопасности, который управлял общественной жизнью Екатеринбурга с февраля по ноябрь 1917 года. В связи с этим он был не только лично знаком, но и взаимодействовал с анархистами, эсерами и большевиками, включая тех, кто впоследствии организовал казнь Романовых: Янкелем Юровским и Петром Войковым. Конечно, это было до прихода большевиков к власти в ноябре 1917. Затем они благополучно выгнали инженера Ипатьева из его же дома. И в 1919 году он навсегда покинул Екатеринбург вместе с войсками Колчака.

 

Также немногие знают о том, что в 1918 году, когда большевистская власть на Урале временно пала, дом Ипатьева незаконно занял для своего проживания командующий Уральским фронтом генерал Чехословацкого корпуса Радола Гайда. Выбор чешского военачальника вполне обоснован. Дом был чрезвычайно комфортабельным по тем временам — с телефоном, электрическим освещением и ванной с горячей водой.

 

А ещё после окончания Гражданской войны в доме Ипатьева располагался музей революции и антирелигиозный музей, а пространство между домом и Вознесенской церковью называлась площадью Народной мести. В некотором смысле это был первый советский музей города.

 

Пропавшие революционеры

 

Продолжаем историю о революционных событиях и утраченной памяти. Сегодня в архивах Музея истории Екатеринбурга можно найти несколько больших чугунных плит с портретами и памятными словами в честь деятелей революции. Почти 70 лет они украшали улицы нашего города. Семь плит, отлитых на Каслинском заводе по проекту коллектива авторов под руководством скульптора Степана Эрьзи, были установлены на улицах города, переименованных в честь революционеров. И случилось это весной 1920 года. В металле были увековечены: Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Карл Либкнехт и Роза Люксембург, и уральские революционеры: Яков Свердлов, Николай Толмачев и Леонид Вайнер.

 

В 90-е годы памятные плиты стали постепенно снимать, и половина из них теперь хранится в фондах Музея истории Екатеринбурга, ещё одна плита нашла свой приют в частной коллекции, остальные исчезли. Теперь об именах деятелей революции напоминают только названия улиц.

 

 

Чехарда с памятниками на площади

 

Уже упомянутый Степан Эрьзя (его настоящая фамилия Нефёдов) был весьма плодовитым скульптором, подарившим нашему городу несколько памятников. К сожалению, все они исчезли с улиц Екатеринбурга. Так на площади 1905 года на месте статуи Александру II после февральской революции 1917 года горожане заменили императора на статую свободы, которая простояла до занятия города белыми в 1918 году. А с восстановлением в Екатеринбурге власти большевиков в 1919 за дело взялся уже наш знакомый Степан Эрьзя. Сначала на царский пьедестал вскарабкалась голова Карла Маркса. А затем памятник Освобожденному труду (в народе – Ванька голый). Голова Маркса не пропала и переехала на площадь народной мести. Сейчас примерно там же стоит памятник Комсомольцам Урала.

 

Подробнее историюплощади 1905 года и памятников на ней читайте в этот четверг в очередном выпуске JustHistory.

 

Памятник Александру I. Фото: Госархив Свердловской области

 

Памятники неустановленным лицам

 

А как же с обещанными объектами с утраченной историей, о которых толком ничего не известно. Пожалуйста. Вот Колонна из храма на Ивановском кладбище. Этот массивное каменное надгробие стоит на Ивановском кладбище. Табличка с именем покойного отсутствует. И поиски лица, нашедшего здесь покой, пока не увенчались успехом. Но благодаря специалистам из областного краеведческого музея мы знаем происхождение самого камня. Оказывается, это пилон входных ворот католического костела Святой Анны. Храм был возведён ещё в XIX веке и до конца 50-х годов его уже закрытое здание высилось на транспортном кольце на перекрестке улиц Малышева и Карла Либкнехта. Во время сноса кто-то из руководителей стройки перенес часть храмовых ворот на Ивановское кладбище и таким образом увековечил память кого-то из родственников.

 

Костел святой Анна, фото: библиотека Белинского.

 

Памятник неустановленному человеку

 

В сквере за трамвайной остановкой Ватутина на Сортировке стоит памятник неустановленному человеку. Многие считают, что это монумент в честь генерала Николая Ватутина. Но это не так, внешне памятник не похож на советского военачальника, кроме того, фигура одета в форму не генерала, а железнодорожника. Но и это не поможет нам установить личность человека, увековеченного в камне. Ответ на загадку дает статья из газеты «Уральский рабочий» за 1988 год. Дело в том, что это не памятник, а парковая скульптура, которая и в самом деле представляет абстрактную фигуру работника железной дороги, вероятнее всего машиниста в парадной форме.

 

 

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний экскурс в исчезающую часть истории Екатеринбурга.

 

В следующий раз поговорим о исчезающих и пропавших улицах, истории их переименований и вообще о необычных названиях.

 

 

Просмотров: 2423

Автор: Алексей Богнер

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости