В Екатеринбурге изначально будущая Сакко и Ванцетти была новой западной границей города. В 70-е годы XVIII почти на всем ее протяжении располагались крепостная стена и земляной вал. В районе пересечения с Главным проспектом был Московский шлагбаум. Именно поэтому первое название Сакко и Ванцетти было Московская. По данным книги «Улицы и площади старого Екатеринбурга» (Зорина, Слукин, 2005 года), развитие улицы началось в начале ХIХ века, когда граница города отодвинулась еще западнее.
Дом на Сакко и Ванцетти, 69. ФОТО: Свердловский госархив
«На плане 1829 года видно, что к этому времени на будущей Усольцевской улице полностью сложились первые два квартала к северу от Главного проспекта и три квартала к югу от него, достигающие будущей Коковинской площади. К 1845 году все кварталы улицы почти полностью сформировались, а южная ее часть приблизилась к территории женского монастыря. К этому времени на плане города закрепилось уже и название улицы — Усольцевская. Вместе с тем вплоть до конца ХIХ века бытовали и другие ее названия: Полковская, Ивановская, Мартыновская, Ковелинская. Эти названия были связаны с фамилиями поселенцев улицы, о которых пока нет точных сведений», — отмечается в книге «Улицы и площади старого Екатеринбурга».
Сакко и Ванцетти, 69-71. ФОТО: Свердловский госархив
По переписи 1887 года, здесь располагались 124 усадьбы. Владельцами последних были в основном мещане. Однако были и более титулованные обитатели. В их числе: представитель знаменитого аристократического рода граф Иван Андреевич Толстой, проживавший в двухэтажном полукаменном доме на Усольцевской, 35 (в районе дома купцов Агафуровых), который до настоящего времени не сохранился. Основное количество домов было деревянным. Улица считалась «спальной», но была у нее и шумная часть — толкучий рынок.
Сакко и Ванцетти, 52. ФОТО: Сытникова Ю.Н. Предоставлено: ГАСО
В 1929 году Усольцевскую переименовали в Сакко и Ванцетти в честь двух итальянцев Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти, которые жили в Америке и боролись за права рабочих. Участники движения за права рабочих, рабочие-анархисты, выходцы из Италии, проживавшие в США. В 1920-м году их обвинили в убийстве кассира и охранников обувной фабрики. Суд присяжных признал их виновными и приговорил к смертной казни. В 1927 году приговор был приведен в исполнение, Сакко и Ванцетти казнили на электрическом стуле. Лишь спустя 50 лет – в 1977 году – было официально подтверждено, что оба итальянца были осуждены и казнены за преступление, которого не совершали.
Сакко и Ванцетти, 73. ФОТО: Свердловский госархив
Сегодня улица сохраняет это название, ее протяженность составляет 1980 метров.
Сакко и Ванцетти, 59. ФОТО: Свердловский госархив
Татаро-башкирский треугольник
По данным ЦРО «Региональное духовное управление мусульман Свердловской области», в треугольнике Усольцевская – Коковинская – Студеная (Сакко и Ванцетти – Шейнкмана – Маршала Жукова) с 1882 до 1919 года располагался мусульманский, а с 1919 до 1942 года татаро-башкирский район.
История развития последних начинается с семьи купцов Агафуровых и их родственников: Абдрашитовых и Сабитовых. В 1870-е году отставной унтер-офицер Хиссаметдин Агафуров купил дом в квартале между Усольцевской и Коковинской улицами. Его сыновья Камалитдин и Зайнитдин основали «Торговый дом братьев Агафуровых» и продавали: чай, фрукты, музыкальные инструменты, золотые и серебряные вещи, резиновые изделия, табак и прочие товары сначала в Старом гостином дворе, а затем в своем универсальном двухэтажном магазине в доме Дмитриева на Успенской, 16 (Ныне Вайнера, 16). К 1884 году последние приобрели на Усольцевской еще два дома №22 и №24. К 1910-у году в собственность братьев Агафуровых также перешли усадьбы №26, 28, 30, 38, 40 и 52.
Дом на Сакко и Ванцетти, 24. ФОТО: Свердловский госархив
«В 1911 Камалетдину Агафурову принадлежат дома по Усольцевской: №22-30 и №38-40. Таким образом, фактически были выкуплены все дома по правой стороне Усольцевской до Главного проспекта (проспект Ленина). Постепенно район стал заселяться татарами и башкирами», — отмечается на сайте ЦРО «Региональное духовное управление мусульман Свердловской области».
Объект №24 был перестроен по проекту Юлия Дютеля в 1890-е годы и после смерти Хисаметдина там проживал Зайнитдин Агафуров. Старший брат Камалитдин разместился с семьей в тогда еще одноэтажном доме на Усольцевской, 28. В 1896 году он получил от главного архитектора города Александра Чирковского разрешение на достройку второго этажа. В переустройстве усадьбы использовались самые передовые технологии того времени. Здесь появился водопровод, канализация, ванная, туалет и даже каменная печь, в которой приготовленная пища якобы оставалась горячей длительный период времени. В состав усадьбы также входили конюшня, каретный сарай, флигель, баня, кладовые, ледник, птичник.
Дом на Сакко и Ванцетти, 24. ФОТО: Свердловский госархив
С началом революции братья Агафуровы покинули Россию, перебравшись в Японию и Китай. Все их имущество в нашей стране было национализировано. В 1919 году в доме №28 открыли татаро-башкирский техникум с общежитием, а в 1922 году — центральную татаро-башкирскую библиотеку и Мусульманский татаро-башкирский педтехникум. С 1938 года здесь была коммунальная квартира.
Дом на Сакко и Ванцетти, 28. ФОТО: Свердловский госархив
В середине 1930-х власти СССР предложили эмигрантам раскрыть места, где они спрятали деньги, драгоценности и золото, а взамен получить процент. По поручению старших в страну вернулась жена младшего брата Агафуровых Салия. Она показала, что клад с золотым слитком весом 16 кг зарыт у беседки рядом с домом.
Сегодня в доме №28 располагается Музейный клуб, а в объекте №24 — постоянное представительство Республики Татарстан в Свердловской области.
Дома купца Лебедева и зажиточного крестьянина Панова
Напротив особняков семьи Агафуровых расположились еще два примыкающих друг к другу деревянных сокровища — дом купца второй гильдии Александра Лебедева на зажиточного крестьянина Панова. Оба объекта были построены в 1890-м году по проектам, утвержденным городской управой.
По данным Свода памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург, здание на Усольцевской, 25— уникальный образец жилого дома столицы Урала конца XIX века, фасады которого богато украшены резным деревянным декором, выполненным в различной технике с использованием народных орнаментальных мотивов. В нем проживал купец Лебедев, который приехал в наш город из Центральной части страны. Он владел небольшой модной мастерской. В 1900-м году бизнесмен скончался при не выясненных обстоятельствах. Его супруга и прямая наследница состояния продолжила его бизнес, но вскоре прогорела. Ей пришлось продать дом. После Революции объект, как и во многих другие в городе, превратился в коммуналку, и имел такой статус вплоть до конца 1980-х годов.
Сакко и Ванцетти, 23. ФОТО: Свердловский госархив
Такая же судьба постигла и дом с балконом, и небольшим куполом на Сакко и Ванцетти, 23, где проживал крестьянин Панов, торговавший мукой крупчаткой. В свое время в доме размещалось питейное заведение и проживал преподаватель математики мужской гимназии Г.И.Эбергард.
Сакко и Ванцетти, 23. ФОТО: Свердловский госархив
После расселения коммуналки в обоих домах сделали перепланировку, в ходе которой были уничтожены внутренние орнаменты, украшавшие объекты. Также были снесены прилегающие к домам хозпостройки. В ходе реставрации дома под руководством Льва Хабарова дом купца Лебедева объединили с домом Панова, и здесь открылась вечерняя художественная школа Павла Хожителева.
Сакко и Ванцетти, 23. ФОТО: Свердловский госархив
Несмотря на это, начиная с 2017 года, МУГИСО пыталось найти новых хозяев для зданий на Сакко и Ванцетти 23,25. Но если в 2017 году стоимость лота была на уровне 39,3 млн рублей, то уже в ноябре 2018 года за дома просили около 10 млн рублей. Но даже за такую небольшую сумму реализовать объекты культурного наследия не удалось.
Сакко и Ванцетти, 25. ФОТО: Свердловский госархив
В 2019 году школа переехали и объекты стали пустовать. Сегодня он находится в аварийном состоянии. По оценкам «Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера», которому оба дома были переданы в оперативное управление, на реставрацию требуется более 100 млн рублей. После ее проведения в памятнике деревянного зодчества откроется Музей художника Виталия Воловича.
Дом Ивана Полкова
В 1815 году участком на Усольцевской, 40/Главный проспект, 11 «а», принадлежавшем гиттенфервалтеру X класса Ивану Полкову располагались: двухэтажный каменный дом, флигель, службы и баня, сад. Объект арендовало Благородное собрание. Последнее устраивало здесь приемы и балы.
Во второй половине XIX века Полков, построив себе новый дом с видом на Городской пруд (сегодня это дом Севастьянова), продал этот земельный участок вместе со всеми объектами екатеринбургскому мещанину Григорию Михайлову. К имеющимся объектам здесь добавились кузница и портерная, владельцем которой был сын водочного короля Зауралья Викентий Поклевских-Козелл. Последний имел восемь винокуренных заводов в нашем регионе.
Дом на Сакко и Ванцетти, 40. ФОТО: Свердловский госархив
После Революции 1917 года объект перешел в собственность государства. Здесь размещались различные учреждения и коммунальная квартира. В годы перестройки тут проходили выставки андеграундных художников. До наших дней сохранился только северный флигель. Последний, по данным Свода памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007, был построен во второй XIX века и представляет собой полукаменную двухэтажную постройку, прямоугольную по объему. Украшение его составляют деревянные наличники второго этажа.
После перестройки в уцелевшей части особняка в 2001 году здесь открылся православный домовой храм во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки.
Екатеринбургское Алексеевское реальное училище
21 октября 1873 года в нашем городе было открыто Екатеринбургское Алексеевское реальное училище. Изначально оно, по словам историка Евгения Бурденкова, располагалось в доме купца Клушина, что на углу Главного проспекта и Колобовской. Но объект был не приспособлен для этого. В 1879 году «Попечительством заведения приобретен в собственность училища недостроенный каменный двухэтажный дом, с небольшим деревянным флигелем и службами наследников екатеринбургского купца Ислентьева, находящийся на Главном проспект города» (Ленина, 13 «б).
Ленина, 13 б. ФОТО: Свердловский госархив
На конец 1880-х годов в состав комплекса построек училища входили каменный двухэтажный дом, флигель, службы и баня. В 1897 году архитектору Юлию Дютелю было поручено составить смету и проект на постройку здания пансиона с церковью для училища по соседству с основным зданием. Строительство пансиона для училища на пересечении Усольцевской и Главного проспекта (ныне Ленина, 13) завершилось в 1898 году.
Ленина, 13. ФОТО: Свердловский госархив
В 1901 году на средства городского головы Ильи Симанова церковь была окончательно отделена, а 28 августа того же года была освящена во Имя Св. Благоверного Александра Невского. Между главным учебным корпусом и пансионом с церковью находился сад (ныне дом на Ленина, 13 «а», построенный для работников аффинажного завода на Ленина, 8). Последний приходился на середину квартала, простираясь с юга на север. Время его закладки не установлено, но в планах Екатеринбурга 1850-х годов он уже показан с регулярной планировкой, дорожками, боскетами и цветниками.
Дом на Ленина, 13 а. ФОТО: Свердловский госархив
«В 1903 году в здании пансиона разместили 2-ю женскую гимназию, которая занимала его до 1913 года, а затем переехала в собственное вновь построенное здание на Сибирском проспекте (ныне Куйбышева). И в феврале 1913 года первые три класса реального училища перевели в помещение пансиона на Ленина, 13», — сообщает Официальный портал Екатеринбурга.
ФОТО: краеведа Сытникова Ю.Н. Предоставлено: ГАСО
Алексеевское реальное училище было ликвидировано после революции в 1919 году. В здании пансионата, по словам Евгения Бурденкова, открыли кинотеатр «Прогресс». В 1934 году здесь размещалась общеобразовательная школа, а с 1943 года — государственная музыкальная школа-десятилетка при Уральской консерватории, где наряду с музыкальным образованием учащиеся получали полное общее образование. В 1991 году в объект на Ленина, 13 занял Свердловский мужской хоровой лицей.
Усадьба мещанина Александра Шарова
Застройка территории усадьбы на Сакко и Ванцетти 43/Главный проспект, 16 велась в течение почти пятидесяти лет – всю первую половину XIX века. Сначала здесь построили каменный двухэтажный дом, ворота и флигель. Центральная часть дома выходила на Усольцевскую, а двор и огород — на Главный проспект.
Во второй половине XIX века, предположительно в 1880-е годы, усадьба была перестроена. Дом был достроен, и теперь его главный фасад выходил на проспект. Появился новый вход.
Сакко и Ванцетти, 43. ФОТО: Свердловский госархив
По данным 1889 года, усадьба принадлежала мещанину Александру Шарову. В ее состав входили каменный двухэтажный дом, избы, служба и баня.
Сакко и Ванцетти, 33а-35 ФОТО: Свердловский госархив
В 1912-1914-е году в здании располагался клуб приказчиков и правление профсоюзов торговых служащих. Предположительно, здесь проходили тайные встречи екатеринбургских большевиков, в числе которых был Леонид Вайнер.
В 1930-е годы в усадьбе Шарова находилась школа-семилетка № 4 с общежитием для воспитанников. В 1935 году на первом этаже южного фасада был заложен вход, на месте которого появилось окно.
Сакко и Ванцетти, 45. ФОТО: Свердловский госархив
Сакко и Ванцетти, 51. ФОТО: Свердловский госархив
В 1940-х годах здесь открыли балетную школу отделения искусств при Свердловском облисполкоме, а в 1957 года – школу № 89 для умственно отсталых детей. Во время капитального ремонта в 1960-м году в здании сделали перепланировку. На первом этаже с южной стороны заложили два окна, а еще одно превратили во входную дверь, к которой ведет наружная металлическая лестница. Главный вход на северном фасаде, напротив, превратили в окно.
Сакко и Ванцетти, 53. ФОТО: Свердловский госархив
В 1985 году здание передали Свердловскому государственному медицинскому институту, в 1996 году оно было зарегистрировано за Уральской государственной медицинской академией.
Синагога
В 1881-1882 годы на Урал, в том числе в Екатеринбург, начали массово переезжать евреи. Согласно переписи населения 1887 года, количество иудеев в столице Урала превысило число мусульман и составило 0,6% от городского населения (Город Екатеринбург: сб. ист.-стат. и справ. сведений / сост. И. И. Симанов. Екатеринбург). Проживающие тогда в городе иудеи имели съемное или служебное жилье. Обязанности раввина и шойхета (резника) исполнял Зундель Давидович Кац, проживавший в доме Максимова на Хохрякова, 15. Здесь же из-за отсутствия в Екатеринбурге в 1887 году синагоги проходили встречи верующих и размещался кивот со свитками Торы.
Сакко и Ванцетти, 59/Малышева, 18. ФОТО: Свердловский госархив
В 1894 году иудеи города обратились к местным властям, чтобы им разрешили открыть синагогу. Прошения подавались и в последующие годы, но они не были поддержаны. В связи с этим все богослужения вплоть до смерти Каца до января 1915 года проходили в его доме на Тихвинской. После того, как в 1906 году в столице Урала выбрали первого казенного раввина, которым стал выпускник Варшавского университета Иосиф Лейбович Левенталь, община получила право открыть синагогу и вести метрические книги. В 1910-м году еврейская молельня открылась в доме Юргина на Усольцевской, 52. Здесь она продолжала размещаться до 1928 года.
Сакко и Ванцетти, 59-61. ФОТО: Свердловский госархив
По данным Свердловского госархива, в сентябре 1920 года Екатеринбургский совет рабочих и крестьян передал еврейской общине в бесплатное пользование несколько зданий: объекты Гоголевской, 12 и 14, микву с молельней вместимостью до 150 человек на набережной Исети на Сибирском тракте, 40 «а» и каменный дом на Усольцевской, 52. На первом этаже последнего были комнаты, а на втором – синагога.
Дома на Сакко и Ванцетти, 63/1 и 63/2. ФОТО: Свердловский госархив
«У прихожан было два входа: по деревянной лестнице во дворе и через пристрой. Внутри стояли скамьи, пронумерованные на 300 человек, но, по свидетельству членов общины, в праздники собиралось до 450 человек», — отмечается в документах ГАСО.
Дом на Сакко и Ванцетти, 67. ФОТО: Свердловский госархив
Синагога на Усольцевской, 52 была закрыта в 1928 году. Сначала это хотели сделать под предлогом того, что это религиозный объект, которые подлежат ликвидации, но затем нашли более вескую причину. В объекте нашли нарушения требований пожарной безопасности. Несмотря на это, вскоре после закрытия синагоги здесь разместилось общежитие.
Коковинская площадь
Коковинская площадь была сформирована еще в 1820-е годы. Она располагалась в границах Коковинской-Отрясихинской-Покровского проспекта-Усольцевской (ныне Шейнкмана-Радищева-Малышева-Сакко и Ванцетти). Площадь получила свое название из-за одноименной улицы Коковинской. Последняя была названа в честь мастера-камнереза и руководителя гранильной фабрики Якова Коковина.
На площади располагался рынок, который называли Новая толкучка. Старый толкучий или Зеленый рынок располагался в районе пересечения современных Малышева и 8 Марта. На рынке были установлены палатки, навесы и просто столы. В центре располагался водонапорный бак.
Старый толкучий или Зеленый рынок. ФОТО: Свердловский госархив
По данным книги «Улицы и площади старого Екатеринбурга» (Зорина, Слукин, 2005 г.), здесь можно было приобрести поношенные одежду, обувь и аксессуары. Также подпольно здесь торговали золотом и поделочными камнями. Были здесь свои лавки и у купцов, в том числе братьев Агафуровых. Нередко на площади проходили балаганы и театральные представления.
ФОТО: Свердловский госархив
В начале 1930-х на площади был открыт Центральный колхозный рынок. Здесь появился большой и несколько десятков маленьких деревянных павильонов. В 1954 году рынок реконструировали. На месте большого деревянного здания появилось каменное. В последнем стали торговать мясом и молочной продукцией. Центральный рынок был закрыт летом 2007 года. Сегодня на его месте элитный жилой комплекс.
Просмотров: 4548
Автор: Екатерина Турдакина