Продолжаем говорить о психологии доступным языком.
JustMedia.ru продолжает рассказывать о психологии доступными словами. Сегодня затронем тему подросткового кризиса.
Подростковый возраст – это период примерно с 11 до 15 лет. Почему примерно? Потому что возрастная периодизация – это настолько индивидуальная вещь, что у одного подростковые изменения могут наступить в 11 лет, а у другого в 10, или в 12.
В этот период часто возникает такое явление, о котором знают все родители взрослых детей - подростковый кризис. Ребенок, казалось бы, становится просто неуправляем, он дерзит, не слушается, возникают проблемы в учебе, он может замкнуться в себе, у него происходят резкие скачки в эмоциональном фоне.
Данный кризис, а их в течение всей жизни не мало, называют самым сложным, ведь именно в этот период ребенок может заглянуть внутрь себя, обратить внимание на своего эго, но при этом не всегда понять причину тех или иных переживаний. Чувства обострены, точка зрения и жизненные принципы подвержены резким переломам. Происходит сдвиг ведущего вида деятельности с учебной на интимно-личностное общение. Немалую роль играют физиологические изменения, происходящие внутри растущего организма.
Подростки начинают предавать своему внешнему виду большое значение и в этот период любое слово, любая усмешка над внешностью может вызвать большую обиду или даже перерасти в комплекс. Сейчас они ищут свою идентичность: кто они? Что они из себя представляют? На что способны? Уважаемы ли среди сверстников?
Возникают серьезные недопонимания между родителями и детьми, маме не всегда просто дается осознание того, что ребенок больше не обращается к ней за советом, не просит у нее помощи, начинает сам принимать решения по поводу того, с кем и как общаться, чем занять свой досуг и так далее.
Взрослым надо понимать, что авторитетом сейчас для ребенка становится его сверстник, друг, одноклассники, знакомые, но не родители и взрослые. К сожалению, такая смена авторитетов не всегда заканчивается благополучно. Если лидером мнений станет сверстник, пропагандирующий девиантные формы поведения, то подросток может ему подражать. В данной ситуации, родителям стоит внимательно отнестись к кругу общения их ребенка, однако, стоит помнить, что запретами ситуацию не решить.
Давайте попробуем разобраться, из-за чего возникает кризис? Во-первых, учебная деятельность детей становится более сложной, возникают задачи, требующие усвоения абстракций, во-вторых, вместо одного любимого учителя возникают множество преподавателей-предметников, которые имеют разное мнение и требования, к которым необходимо подстроиться, в-третьих, на физиологическом уровне происходит буйство гормонов, изменения во внешности. Происходит глобальная перестройка ценностей, понятия добра и зла уже не так однозначны, как раньше.
Что родителям со всем этим делать? У психологов на этот счет есть несколько рекомендаций:
- наберитесь терпения, этот период пройдет, зато ваш ребенок научится быть взрослым, дайте ему такую возможность;
- не нарушайте его личное пространство, сейчас это воспримется подростком весьма болезненно;
- стремитесь к доверительным отношениям. Именно это поможет вам найти общий язык;
- не обесценивайте проблемы, с которыми к вам придет ваш ребенок, выслушайте его, и постарайтесь помочь. В данном возрасте проблемы подростку кажутся нерешаемыми: неразделенная любовь превращается в трагедию, колкое слово одноклассников в приговор неудачника и т.д. Дайте вашему ребенку почувствовать поддержку родителей;
- общайтесь с позиции партнер-партнер, а не взрослый-ребенок, в таком возрасте последний вариант вызовет лишь негативную реакцию, и ваши слова просто не будут услышаны;
- не критикуйте внешний вид, в данный период ребенок старается самовыражаться, и критика может вызвать различные комплексы насчет своей внешности и собственного Я;
- будьте в курсе его дел и увлечений. Даже если вам не нравится футбол или тяжелый рок, попробуйте узнать об увлечения вашего чада чуть больше, это поможет наладить общий язык;
- в случае возникновения серьезных проблем: девиаций, аддиктивного поведения, не бойтесь обращаться к специалистам.
Однако, не стоит придавать подростковому кризису только негативную оценку. Еще Л.С. Выготский, мэтр отечественной психолого-педагогической науки, говорил о том, что именно кризис создает почву для нормального, поступательного личностного развития. Ребенок учиться быть взрослым.
Просмотров: 5146
Автор: Алина Шешеня