Модерн просуществовал всего 20 лет.
Модерн просуществовал всего 20 лет. За этот недолгий период в Екатеринбурге успели возвести значительное количество зданий в этом стиле. Часть из них — в дереве. Однако не все из этих «русских теремов» или «средневековых замков» с романтичными башнями сохранились до наших дней. Так, одни из них были уничтожены огнем, другие — разрушились или были снесены. Кандидат архитектуры, профессор, зав. кафедрой Истории искусств и реставрации УралГАХУ Михаил Голобородский рассказал JustMedia.ru историю возникновения стиля арт-нуво и сохранившемся и утраченном деревянном модерне Екатеринбурга.
По словам Михаила Голобородского, модерн (арт-нуво во Франции, Сэцессион - в Австрии, Югентстиль - в Германии) зародился в Европе в конце XIX века. Он пришел на смену эклектике, в которой ещё сохранялось наследие классицизма: симметрия планов, колонны, пилястры и декор заимствованные из архитектуры античности.
«Когда эклектика, которая копировала орнаменты Древней Греции, Рима, Китая и других стран, себя изжила, начинается поиск нового изобразительного языка. Последний нашли в природных формах. Для арт-нуво было характерно подражание растительной природе, общая устремленность ввысь подобно тому, как росток тянется к свету», — говорит Михаил Голобородский.
В период модерна архитекторы начинают по-новому работать со строительными материалами, в том числе с современными на то время металлоконструкциями, профилями, большеформатными полированными стеклами, цветным кирпичом и керамическими изделиями.
ФОТО: предоставлено Михаилом Голобородским |
Искусствоведы разделяют модерн на два подвида. Первый — декоративный, где ведущим элементом становится орнамент. Основой стала прихотливо изогнутая линия, которую еще называют линией бича. Второй — конструктивный. Он зародился в Австрии. Главным средством выразительности стали конструкции, новые объемные построения.
Модерн просуществовал довольно недолго — с 1890-1910 годы — однако он не обошел стороной и Екатеринбург. Часть проектов была реализована в традиционных формах деревянного зодчества. Правда, некоторые из этих шедевров, сегодня, к сожалению утрачены.
«Для Урала всегда было свойственно строить из дерева, потому как лес здесь всегда был в изобилии. Самой судьбе было угодно, чтобы модерн принял формы в дереве. В Екатеринбурге, и в России в целом, этот стиль архитектуры разнообразен и отличался особой сказочностью и лиричностью. Например, композиция дома Филитць у зоопарка, состоящая из башенок разного объема, напоминает русские терема. В этом объекте мы можем увидеть одновременно проявление национальной ветви эклектики и в тоже время модерна», — отмечает Михаил Голобородский.
В стилистике «терема» с шатровыми и бочковыми завершениями, шпилями и башенками были построены две дачи на Отдыха на берегу озера Шарташ (сегодня объекты утрачены, последний — на Отдыха, 55 — был уничтожен огнем в 1905 году, — прим. ред.). Фасады объектов были собраны из нескольких ассиметричных объемов, украшенных узорочьем и резьбой.
ФОТО: предоставлено Михаилом Голобородским |
Для модерна, в том числе уральского, характерен большой вынос карниза посредством кронштейна, полный отказ от симметрии фасада и анфиладного расположения помещений внутри. В классицизме и эклектике дверь в доме располагалась по центру, напротив окна или камина. Для модерна это не характерно. Вход чаще всего находился с угла для того, чтобы можно было постепенно по кругу осмотреть здание изнутри.
Одна из дач на озере Шарташ, до 1917 года. ФОТО: Свердловский госархив |
Нигде так раньше не была завязана планировка и внешний вид здания как в модерне. Так, размер окон напрямую зависел от величины и назначения помещения в объекте.
«Архитекторы, работающие в стиле модерна, больше думали о комфорте и динамичности самой композиции, получаемой за счет сочетания разных по величине объемов. При этом, несмотря на общие черты и функциональное назначение, все здания в Екатеринбурге, построенные в стиле модерна, уникальны», — говорит заведующий кафедрой Истории искусств и реставрации УралГАХУ.
Проект восстановления дома Фофанова |
Дом Фофанова на Вайнера, 64 «б» (сегодня от него остался только фундамент, — прим. ред.) построен в стилистике европейской ветви модерна. Для последнего было характерно сочетание в одном объекте разных объемов и фактур. В состав дома Фофанова входили несколько строений, отличающихся по форме, высоте и конфигурации основных элементов, в том числе окон. За счет этого объект выглядел монументально. В его формах прослеживалась средневековая замковая архитектура, подчеркнутая романтичной башней.
Дом Фофанова на Вайнера, 64 «б». ФОТО: Свердловский госархив |
ФОТО: с сайта bochenin.com |
Еще несколько объектов деревянного зодчества с башенками располагались на Береговой. Однако информация о них, как и сами объекты, утрачена.
Дом присяжного поверенного, адвоката В.И. Иванова, построенный на перекрестке Царской - Клары Цеткин (после пожара воссозданный на Пролетарской, 10 — прим. ред.) построен в стилистики европейского и русского исторического модерна. Как и дом Фофанова, он состоит из нескольких объемов, самостоятельность каждого из которых подчеркивает сложная крыша. Криволинейность и тягучесть форм прослеживается в геометрии окон, которые имеют здесь круглую и подковообразную формы. Пластику окон подчеркивают наличники, напоминающие форму кокошников. Последние украшены, в том числе растительным орнаментом. Все окна разной величины. Самое большое располагается в холле, поменьше — в кабинетах и спальнях.
Воссозданный на Пролетарской, 10 Дом Иванова |
«Дом с мезонином» на Венгерских Коммунаров, 56 «а» (Снесен в 1990-х годах — прим. ред.) возведен в стиле декоративного модерна. Объемно-планировочное решение выполнено в стиле классицизма: симметричные окна, вход — по центру, который венчает большой купол. Еще два малых — по бокам центрального фасада. Однако фасадный декор с богатой накладной резьбой, рисунки оконных переплетов и ограждения на кровле выполнены уже в стилистике модерна.
ФОТО предоставлено Михаилом Голобородским |
«Для модерна в Екатеринбурге было характерно, когда формы конструктивно и функционально заложенные в металле выполнялись в дереве. Допустим, на кровле должна быть металлическая оградка, а она тоже выполнена из дерева. В итоге декор «Дома с мезонином» выполнен по моде, а сама форма здания еще следует за эклектикой, то есть прослеживается некое отставание за развитием стиля. Это, как и сейчас, было характерно для Урала. Хотя «разрыв» в модерне был минимален», — отмечает Михаил Голобородский.
Февральской Революции, 9, 1970-е годы. ФОТО: Свердловский госархив |
Еще одним объектов в стиле декоративного модерна является Дом Мишиных на Февральской Революции, 9, о чем свидетельствуют криволинейные очертания больших окон с массивным линейным переплётом, крупный резной растительный орнамент наличников окон и двери. Композиция фасада ассиметрична, рисунок оконных переплетов неодинаков. Над входной группой на фигурных кронштейнах нависает козырек. Один из объемов дома венчает купол. В объекте характерная для модерна планировка, когда в центре расположен холл, вокруг которого разбегаются помещения.
Дом на Февральской Революции, 9. ФОТО: Свердловский госархив |
Изначально орнамент был с глухой резьбой, а после распространения лобзика — прорезным. Оба варианта, по словам Михаила Горобородского, можно увидеть в доме врача Соколова на Февральской Революции, 27. В орнаменте объекта превалируют темы, взятые из растительности. В доме большие окна с расстекловкой. Верхняя часть окна имеет мелкую геометрию, нижняя — крупную. Здание и сегодня находится в отличном состоянии, сохранились печи и чугунные камины, отлитые на Каслинском чугунном заводе в 1907 году.
Февральской Революции, 27. ФОТО: Свердловский госархив |
Дом на Кирова, 49 (Сгорел в августе 1996 года — прим. ред.) с элементами барокко и модерна. Последний выразился в декоре стен, а именно применении рисунка в обшивке сруба. Венчали объект три декоративных купола со шпилями.
Кирова, 49. ФОТО: с сайта bochenin.com |
В стилистике позднего модерна было построено здание на Розы Люксембург, 43 «а». Стиль выдает объемная композиция с переломом кровли и большие контрастные окна. Декора на объекте нет.
Дом на Розы Люксембург, 43. ФОТО: Свердловский госархив |
Образцом конструктивного модерна в Екатеринбурге стала усадьба Утякова на Клары Цеткин, 1. Фасады объекта почти полностью освобождены от декора. О том, что это модерн говорит только ассиметричное планировочное решение и переплеты окон основного этажа.
Просмотров: 10821
Автор: Екатерина Турдакина