Тимур Абдуллаев: «Девелопер не должен быть социально ответственным, он реагирует на запрос»

Интервью с основателем Школы главного архитектора.

ФОТО: Евгения Никифорова

Бизнес не обязан быть социально ответственным. Любой застройщик, прежде всего, реагирует на потребительский запрос. Поэтому мы имеем тот город, в котором живем. Получается, что иных требований общество не формирует. Для качественных изменений в архитектуре и благоустройстве важно воспитывать культуру потребления городской среды, считает бывший главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев. Необходимо еще с подросткового возраста знакомить ребят с городом как общим архитектурно-культурным пространством, так как через 7-10 лет сегодняшние школьники станут наиболее активной аудиторией, формирующей запрос на развитие города. Это одна из задач учебной программы для старшеклассников, которая регулярно проводится на площадке лаборатории SCA-LAB.

 

В рамках проекта Школа главного архитектора вы запустили архитектурную лабораторию SCA-LAB. Участники проекта — школьники. Для чего это вам нужно и зачем привлекать ребят в таком раннем возрасте к архитектурным и урбанистическим вопросам?

 

—Действительно, в рамках Школы главного архитектора мы проводим учебно-проектные семинары для молодых специалистов с привлечением иностранных экспертов и разбираем кейсы девелоперов. Но поняли, что этого недостаточно, нужна постоянная площадка, где можно поговорить о городе. Так появилась архитектурная лаборатория SCA-LAB, где проходят лекции, мастер-классы, а также работает архитектурная школа для старшеклассников.

 

 

 

Идея последней сама по себе не нова. Помню, когда еще я учился в старших классах, то в школах Екатеринбурга существовала подобная практика. Ученики 10-11 классов проходили архитектурно-дизайнерскую подготовку в некоторых школах или лицеях. То есть в программу к основным предметам добавляли историю искусств, основы композиции, рисунок и живопись. После такого курса к моменту выпускных экзаменов ты четко понимал, стоит ли тебе связывать свою жизнь с архитектурой и дизайном или нет.

 

Я не знаю, почему сегодня такие классы упразднили. У нас в школах вводятся основы религии, эстетики, но не архитектуры. Хотя 100% жизни человек проводит именно в окружении нее, пользуется ей, это практически рукотворная природа. Считаю, что культурный человек просто обязан в ней ориентироваться. Возможно, если бы в школах в более массовом порядке подросткам давали основы архитектуры, то развеялись бы стереотипные представления об архитектуре как о чем-то узкопрофессиональном и далеком от обывателей.

 

 

На площадке архитектурной лаборатории мы решили воссоздать эту архитектурную историю для старшеклассников, но в обновленном формате. В основу положен курс из 40 занятий. Программа проводится два раза в год: летом как двухмесячный лагерь с ежедневными занятиями и множеством экскурсий и мастер-классов; и зимне-весенний период в формате четырехмесячной программы с занятиями два раза в неделю. После Нового года как раз стартует очередной проект, и сейчас мы активно набираем учеников.

 

—Что помимо основ архитектуры, заложено в программу курса?

 

—Нам важно не только научить ребят формально работать руками, показать какие есть техники, а привить осознанность творческой работы. Будущим архитекторам, дизайнерам и другим специалистам, работающим с городской средой, важно погрузиться в понимание социальной ориентированности своей деятельности. Их работа — не просто процесс творческой самореализации. Это участие в программировании жизни людей и к этому надо отнестись многогранно и глубоко.

 

 

В свое бюро я часто принимаю на работу молодых специалистов. На собеседовании всегда задаю им один и тот же вопрос: «В чем задача архитектора?». Многие отвечают: «Построить здание». Тогда я объясняю, что здание — это лишь оболочка. Задача — спроектировать жизнь людей. Важно понять, как это будет работать, кто сможет этим пользоваться. Именно поэтому в ШГА мы прокачиваем не только технический навык, но и пытаемся воспитать исследовательский подход, научить работе с городскими сообществами.

 

 

Если разбираться глубже с тем, как мы можем сделать наши города лучше, то важно понять, что глупо ждать социальной ответственности от застройщиков. Любой девелопер просто реагирует на запрос. Успешно все, что продается. Почему мы живет так, как живем. Потому что такой запрос. Потребители не транслируют иного, а просто покупают то, что им предлагают, продолжают ходить по неудобным тротуарам. У многих людей нет осознания ответственности за свою улицу, район или город.

 

Откуда тогда должен взяться этот запрос? Из общей культуры. Это видно на примере разных стран. Это уклады жизни, которые не объясняются словами, а передаются на ментальном уровне, как традиции и культурные особенности.  И нам важно такую историю постепенно воспитывать в ребятах со школьного возраста. Именно в этот период закладываются основы гражданской  сознательности.

 

 

—Как считаешь, насколько ребята понимают то, что вы пытаетесь донести до них. Видно ли это в их итоговых проектах?

 

—Поколения меняются. Дети 12-14 лет из последних выпусков защищают свои проекты осмыслено. Они четко формулируют и аргументируют свою мысль. Понимаешь, что многие взрослые иногда менее убедительны в подаче проекта. На защиту к нам приходили главный архитектор города, начальник управления культуры города и декан архитектурного университета. В какой-то момент они даже забывали, что перед ними дети, начинали задавать вопросы, сыпать профессиональными терминами. И я напоминал, что автору проекта 12 лет и у него все только начинается, но его уже воспринимают всерьез.

 

 

Мы постоянно совершенствуем нашу программу и тестируем новые форматы. В следующем потоке хотим попробовать новый принцип передачи зданий. Не от преподавателя к ученику, а по схеме наставничества. Когда молодые архитекторы, только начинающие профессиональный путь, делятся знаниями и помогают своим младшим подопечным.

 

—Участие в проекте бесплатно? Если да, то кто финансирует проект?

 

—Мы делали разные форматы проектов и платные и бесплатные. Новый сезон будет бесплатным, но есть определенный нюанс. Когда с людей не берут деньги, то у них часто пропадает понимание ценности того, что им дают. Значит, надо придумывать какие-то другие мотиваторы, которые заставят отнестись людей к курсу как к важному событию. Например, сделать вступительный экзамен.

 

 

Что касается спонсоров, то один из основных партнеров — это мое бюро Archnform. Но есть и другие партнеры, которые нас постоянно поддерживают, в частности компания  «Барс». Иногда, обсуждая с кем-то из бизнесменов спонсорское участие в образовательных проектах, слышу, что дети — это не их целевая аудитория, поэтому им это неинтересно. Понятно, что завтра это не конвертируется деньги, но это совсем другой горизонт планирования — это вложения в будущие поколения. Если крупные компании хотят в этом городе развиваться, плодотворно и долго работать, понимать, что хочет их потребитель, то надо думать об этом сейчас. Потому что через пять-семь лет социальный запрос, о котором мы говорили выше, будут формировать именно эти сегодняшние школьники.

 

К моей радости грядущую программу поддерживают сразу несколько ответственных и серьезных компаний. Кроме того, в этом году мы получили официальную поддержку Фонда президентских грантов. Все это позволяет нам сделать предстоящую Архитектурную школу еще более масштабной, насыщенной, интересной и рекордной по числу участников.

 

 

 

Об итогах первого и третьего сезона ШГА читайте здесь

 

ФОТО: лаборатория SCA-LAB

 

Просмотров: 9237

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости