Начальник управления автокредитования ВТБ24 рассказал о том, почему «японцам» даже в кризис не обогнать «европейцев», и как уральцы относятся к покупке авто в 2014 году.
Автомобильный рынок в России переживает сложный период. На фоне ухудшения общей экономической ситуации в стране показатели продаж автомобилей резко снизились, в том числе и в сегменте кредитования. Кто сможет позволить себе покупку автомобиля в условиях кризиса? Как изменятся приоритеты россиян (и уральцев, в частности) в выборе марки авто?
О дальнейшем развитии ситуации на авторынке JustMedia поговорил с вице-президентом, начальником управления автокредитования ВТБ24 Алексеем Токаревым.
- Алексей, насколько сильно упал уровень продаж автомобилей в начале 2014 года? И можно ли прогнозировать продолжение этого падения?
- Год действительно начался действительно тяжело. Но мы изначально прогнозировали снижение темпов роста рынка автокредитования. Если изначально эксперты банка ВТБ24 предсказывали рост в районе 19% в середине 2013 года, то уже к концу года прогнозы были пересмотрены, и рост рынка кредитования в начале 2014 года был оценен в 9%. Сейчас. В первые два месяца подведены первые промежуточные итоги. Можно отметить, что на фоне снижения продаж автомобилей резко снизилась доля кредитных продаж. Если такая тенденция сохранится, то вполне вероятно, что к концу года мы увидим падение рынка автокредитования.
- Каковы причины дальнейшего снижения показателей?
- Причин несколько. В первую очередь, это завершение программы государственного субсидирования в декабре прошлого года. Она была значительным фактором экономии для клиентов, и в декабре, в последнем месяце действия программы многие постарались успеть стать участниками программы. В результате мы увидели большой рост кредитных продаж автомобилей.
Второй фактор возможного спада продаж – это нынешняя ситуация с курсами валют. Часть людей сейчас приобретает автомобили и недвижимость с целью вложения денег. Многих подстегивает на покупку еще и то, что производители автомобилей планируют поднять цены. Некоторые начали повышать их уже сейчас.
- Как выглядит Уральский регион на фоне других российских территорий?
- Достаточно неплохо. Лучше, чем в целом по России. Здесь активно в конце прошлого года развивалась государственная программа льготного автокредитования. ВТБ24 стал в ней лидером по региону, обогнав по большинству показателей Уральский банк Сбербанка России.
- Ухудшение экономической ситуации в стране повлияет как-то на изменение популярности марок автомобилей? Не станут ли покупатели отдавать предпочтение производителям с Востока, отказываясь при этом от покупок американских и европейских автомобилей?
- Думаю, что большого разворота в эту сторону не произойдет. Безусловно, восточные брэнды, например, Mitsubishi, чувствуют себя сейчас достаточно уверенно, но нельзя говорить о том, что происходит какое-то перераспределение спроса.
Мне кажется, что у европейских производителей есть преимущество в том, что они чаще обновляют модельный ряд. А потребители во многом ориентируются на этот фактор.
- Банк ВТБ254 делает сейчас ставку на клиентов с высоким достатком. Каковы прогнозы по продажам автомобилей в 2014 году в этом секторе?
- В премиум-сегменте, по нашим прогнозам, все будет достаточно стабильно. Что касается нижнемассового сегмента, то там, повторюсь, ощущается спад. Массовые автомобили пострадали в первую очередь. Например, продажи Lada упали на 19% относительно прошлого года.
- Может ли снижение спроса на автокредитование подстегнуть развитие других продуктов, к примеру, лизинга?
- Для юридических лиц этот продукт стал традиционным, известным. Но в целом рынок лизинга в России значительно отстает дот других стран. Пока у нас в государстве на этот продукт приходится всего около 5% от общего объема продаж. В Европе, для сравнения, показатель составляет около 40%.
Если говорить о лизинге для физических лиц, то здесь ситуация обстоит еще сложнее. Законодательно лизинговые программы стали доступны уже около полутора лет, но никаких компенсаций за это время с точки зрения налоговых преференций так и не появилось. Кроме того, и сами клиенты пока не готовы морально к долгосрочной финансовой аренде. Все-таки россияне предпочитают оставаться собственниками автомобиля. В целом, лизинговые продукты рассчитаны на тех, кто меняет автомобиль через 1-2 года, а в России средний срок владения автотранспортом составляет 3-4 года.
- Будет ли банк ВТБ24 ужесточать условия для заемщиков?
- Мы не сворачивали программы автокредитования и в 2008-2009 году, не собираемся этого делать и сейчас. Корректировки продуктов не будет. Хотя в ряде банков такая тенденция прослеживается, особенно на этапе одобрения заявок.
- Как долго продлится, по-вашему, период снижения продаж автомобилей?
- Мы ожидаем, что доля кредитных продаж так или иначе должна будет расти. Думаю, что в марте уже будет отмечен небольшой рост продаж, ну и большие надежды мы возлагаем на апрель – это традиционно высокий месяц покупок автомобилей.
Просмотров: 5888
Автор: Мария Мехоношина
Фотограф: Андрей Бочаров