Новогодний наряд для утренников наши мамы мастерили из подручных средств.
Это сегодня в магазинах есть новогодние костюмы и подарки на любой вкус и кошелек. А в советские годы все было намного сложнее. Новогодний наряд для утренников наши мамы мастерили из подручных средств: марли, картона, ваты и мишуры. А заветный подарок состоял из конфет и мандаринок в целлофановом пакете.
Вместе с известными уральцами вспоминает, как в советском Свердловске проходили утренники.
Дмитрий Сарапульцев, генеральный директор «Гринвича» и Пассажа:
—Подарки всегда были одинаковые: набор конфеток и мандаринка в пакете. Где-то потом этот же набор клали, например, в красивую цветную картонную коробку в виде домика. Других не помню. Ходил на утренники в ДК «Урал», ДК Железнодорожников, в Дом офицеров. Маме и папе на заводе всегда приглашения для меня давали. Когда совсем маленький был, то ходил на представления с бабушкой, когда стал постарше – один. Ну, а, когда совсем вырос, то просто забирал подарок и уходил.
Утренник в детском саду, 1998 год. ФОТО: ГАСО
На утренники было принято наряжаться. Можно было просто купить маску картонную, например, зайчика за 20 копеек, и костюм готов. Мне больше всего запомнился костюм Кота в сапогах. Его сшила мама, когда мне было лет 8.
Утренник в детском саду, 1998 год. ФОТО: ГАСО
Жанна Рябцева, депутат Госдумы РФ:
—Я в школе была очень активным ребенком, участвовала во всех творческих номерах, спектаклях. Но самой незабываемой для меня и для всего Верхнего Дуброво была роль Лисы Алисы. У меня был шикарный рыжий лисий настоящий хвост. Длинные волосы, лисий нос - просто суперзвезда Лиса Алиса. Кот Базилио был тоже харизматичный. На всех елках в местном ДК выступили. Настолько круто влились в роль, что дети так смеялись, просто заливались. Хотя первый раз, помню, волновалась. Но я окончилась музыкальную школу по классу фортепиано и неплохо пела песню из фильма про Буратино. Из меня была крутая Лиса Алиса. Это был класс девятый.
Утренник в детском саду в годы войны. ФОТО: ГАСО
Утренник в детском саду Каменска-Уральского в годы войны. ФОТО: ГАСО
Леонид Рапопорт: министр физической культуры с спорта Свердловской области:
—Я был снежинкой. Это было любопытно и интересно. Я был маленький, худенький. На утренниках в детском сады были Дед Мороз и Снегурочка, которая нас собирала. Мы кружили вокруг нее.
Свердловск, 1967 год. ФОТО: из личного архива Екатерины Турдакиной.
Николай Коляда, драматург, директор «Коляда-театра»:
—Когда я был совсем малюсенький, то у меня был костюм клоуна. Он сохранился. Потом я приехал в Пресногорьковку, нашел его и привез. В 1990-е годы ставил «Корабль дураков» в Театре драмы, и костюм мне пригодился. По сюжеты, по сцене в клоунском костюме должен был ходить маленький мальчик. И вот этот герой надевал во время спектакля мой костюм.
Утренник в детском саду в годы войны. ФОТО: ГАСО
Манчажский район. Сказка про репку. ФОТО: ГАСО
Утренник в детском саду в годы войны. ФОТО: ГАСО
Помню, что боялся Деда Мороза. Я понимал, что это воспитательница с бородой, от которой еще немного пахло алкоголем, но мне все равно было страшно. Я кричал и прятался под стул. Помню эти ощущения. Мы в сельском клубе, холодно, дети ходят вокруг елки, а точнее сосны. В Северном Казахстане была сосна. И вот эта тетенька-Дед Мороз предложила нам искать подарки по углам. Мы пошли в один, второй третий. А потом она сказала: «А может быть подарки в печи?». И мы все заглянули туда. А там —пепел, угольки. Но я все равно подумал: «Может быть, и правда, подарки там?». Но потом мы все развернулись и увидели, что они, накрытые простынкой лежат под сосной. Прошло сто лет, но это ощущение, что подарки и правда могут быть в печке, остались у меня на всю жизнь.
Костюмированные вольные движения. ФОТО: ГАСО
Разучивание песен. Садик Первоуральска в годы войны. ФОТО: ГАСО
С 15 лет я сам стал работать Дедом Морозом и искать с детьми подарки. Сейчас в театре тоже иногда надеваю длинную шубу, бороду, беру в руки посох и играю с детьми. А что? Внешние данные мне это позволяют. Рост — метр девяносто, громкий голос, знаю выходную арию Деда Мороза: «Я, ребята, был в полете, в реактивном самолете. Облетел весь белый свет и привез вам всем привет». Новый год – это замечательный праздник. Пусть все будут здоровы.
Утренник в детском саду Ирбита в годы войны. ФОТО: ГАСО
Утренник в детском саду в годы войны. ФОТО: ГАСО
Сергей Мошкин, политолог:
—Я был и Петрушкой, и клоуном, и даже будучи в старшей группе имел роль фокусника Ивана. До сих пор стих помню: «Привет и поздравления, я фокусник Иван, принес вам чемодан. Ну-ка дети, отгадайте, что у Вани в чемодане». Я фокусы показывал перед младшими группами. Там склеили две коробки из плотного картона, сделали чемоданчик. В одной половинке были конфеты, а в другой сухие листья. Вначале дети кричали: «Подарки!», я открывал чемодан и разбрасывал сухие листья. А потом пара манипуляций, открывал другую сторону чемоданчика, там действительно были конфеты, и я их раздавал.
ФОТО: из личного архива Сергея Мошкина
Стихи всегда учил, рассказывал. Помню, был танец с бубном, туда внутрь воспитатели насыпали конфетти и заклеили пергаментной бумагой. Бубен звенел, а мне надо было по сценарию три раза ударить, после чего бумага рвалась и конфетти рассыпалось на всех присутствующих. Я помню, раз ударил – не рвется, два – не рвется, три – не рвется. Мне пришлось ногтями подцепить и порвать. Это все очень ярко в памяти. Костюмы были в детском саду.
ФОТО: из личного архива Сергея Мошкина
Когда готовились к утреннику, каждому дали свой померить. Мне выдали костюм Петрушки, и маме надо было нашить на него три большие пуговицы. Они были из ваты, обхваченной марлей, все накрахмалено. И надо было еще сделать колпачок. Костюмы-то хранились, а колпаки из бумаги нет. И вся семья мастерила мне колпак. Отец взял лист ватмана, сложил в кулечек, подклеил, цветной бумагой обклеил, помпончик сделали, круги и звезды, резинку снизу. И утром пошли в детский сад. Я обычно сам ходил в садик, он был во дворе. А в тот день я шел в сопровождении, мама несла колпак и костюм. Подарки все помню, обязательно апельсинка или яблочко, но апельсинка считалась дороже, это был жуткий дефицит.
Алексей Караваев, полномочный представитель «Гильдии управляющих и девелоперов» в Екатеринбурге и Свердловской области:
—Помню самый большой позор в своей жизни. Речь о костюме, в который меня нарядила мама в один из первых моих утренников. Я вызывал дикий хохот у своих одногруппников в детском саду. До сих пор более грустной физиономии, чем на фото с того утренника, у меня не было (улыбается). Все были мишками, звездочками, а я один как дурак Айболитом. С усами и в очках. А теперь смотрю и думаю, какой же я был глупый. Я тогда очень сильно выделялся на фоне своих однообразных товарищей.
Утренник в детском саду в годы войны. ФОТО: ГАСО
Другие костюмы мне как-то не запомнились. Что касается подарков, то они были стандартными: обычный целлофановый пакет, где были мандарины, вафли, одна или две шоколадных конфет и карамельки.
Утренник в детском саду, 1988 год. ФОТО: Свердловский госархив
Алексей Бадаев, директор Свердловского театра драмы:
—В садик не ходил, поэтому не был зайчиком (улыбается). Помню, что в младших классах был ковбоем. Знакомые родителей привезли мне кожаную шляпу ковбойскую из Венгрии, и я попросил маму пришить бахрому к штанам. Получился отличный костюм. Подарки у всех были одинаковые: конфетки и мандаринки в кулечке.
Утренник, 1988 год. ФОТО: Свердловский госархив
Утренник в детском саду в годы войны. ФОТО: ГАСО
Ранее известные уральцы рассказали, как отмечали Новый год в советском Свердловске. Также в проекте JustHistory вспоминали, как отмечали Новый год до Революции и как свердловчане провели самую холодную новогоднюю ночь с 31 декабря 1978 на 1 января 1979 года, когда за окном было -44 градуса, а в области — вообще -54 градуса.
Просмотров: 9233
Автор: Екатерина Турдакина