Ее хотели сделать центром города. Как формировалась площадь Парижской Коммуны в Екатеринбурге

Ее первое название - Щелковская или Дровяная площадь.

В новом материале JustHistory мы начнем рассказывать про одну из самых больших площадей нашего города, которая была почти с момента его основания. В советские года ее даже хотели сделать центром Свердловска, но эти планам было не суждено сбыться из-за разделения Уральской области. Сегодня территория площади почти вся застроена. От нее осталась лишь малая часть, на которой почти 100 лет назад установили памятник Якову Свердлову. Полностью, такой какой мы ее знаем сегодня, она была сформирована лишь к середине 1960-х годов. Итак, сегодня вы узнаете про начало формирования площади Парижской Коммуны.  

 

Щелковская или Дровяная площадь появилась в Екатеринбурге в 1725-1726-е годы. Здесь торговали строительными материалами и лесом, приезжающие из окрестных деревень крестьяне. Летом на площади устанавливали карусели и приезжал цирк-шапито.

 

На месте кирхи Святых Петра и Павла построили Дом артистов

 

На западной границе площади на перекрестке Главного проспекта и Солдатской (ныне Ленина – Красноармейская) в 1872-1873-е годы была построена каменная лютеранская кирха. У здания были две башни-колокольни в честь Апостолов Петра и Павла. Одновременно в кирхе могли размещаться до 150-и прихожан. Всего в городе в тот период проживали 224 представителя лютеранской веры. Рядом с кирхой было кладбище.

 

 

Кирха в честь Апостолов Петра и Павла. ФОТО: ГАСО

 

В начале 1920-х годов кирху закрыли и использовали как коммуналку. В начале 1930-х годов объект снесли. Через несколько лет на этом месте начали возводить жилой дом (Ленина, 46), но в годы войны стройку остановили. Пятиэтажку сдали лишь в 1954 году. Она получила название Дом артистов, потому как здесь проживали актеры из разных городских театров. На первом этаже дома размещались: «Центральная булочная», большой магазин «Подарки».

 

 

 

Кирха в честь Апостолов Петра и Павла. ФОТО: ГАСО

 

По одной из версий, инициатором передачи дома на Ленина, 46 актерам был маршал Георгий Жуков, который очень любил театр. После одного из спектаклей он был в гостях у актрисы и его поразили плохие условиями проживания. Многие актеры в то время жили в бараках бзе удобств.

 

Сначала цирк, а потом Оперный театр

 

20 ноября 1883 году на месте, где сегодня располагается Оперный театр, жонглер-итальянец Максимилиано Труцци открыл первый в городе деревянный цирк на 900 зрительных мест. В 1896 году жители Екатеринбурга впервые смогли увидеть здесь кинематограф, который в то время называли живыми картинами. В 1910-м цирк сгорел. 

 

 

На заднем плане здание цирка Труцци. ФОТО: ГАСО

 

Тогда же на месте цирка началось строительство Оперного театра в стиле модерн по проекту «Светлана» известного градостроителя из Пятигорска Владимира Семенова. Соавтором стал известный уральский архитектор Константин Бабыкин. Театр стоимость 300 тысяч рублей открыли 29-го сентября 1912 года. 

 

Оперный театр. ФОТО: Свердловский госархив

 

После этого Дровяную стали называть Театральной. В 1919-м года площадь получила официальное название — Парижской Коммуны.

 

Памятник Якову Свердлову

 

15 июля 1927-го года в центре площади Парижской Коммуны установили памятник Якову Свердлову. В начале 1920-х годов его хотели разместить на привокзальной площади. Тогда же был объявлен конкурс среди горожан на лучший проект монумента, но в итоге ничего хорошего из этой затеи не вышло. Реализацию задумки отложили.

 

ФОТО: А. Фрейдберга. Набор открыток издательства «Планета», Москва, 1977 года

 

Через несколько лет разработку эскиза памятника поручили ленинградскому скульптору Матвею Харламову. На реализацию проекта было собрано около 200 тысяч рублей. Высота памятника составляет почти 9 метров: около четырех метров сама скульптура и 5,2 метра — гранитный постамент. Фигура, по данным справочника-путеводителя «Свердловск» (1963 год), была отлита на ленинградском заводе «Красный выборжец». Постамент выполнен из серого шарташского гранита. На нем высечена надпись: «Якову Михайловичу Свердлову (товарищу «Андрею») - уральские рабочие». 

 

 

Дом печати

 

В 1929-1930 году на северном углу площади возводили здание для типографии издательства «Уральский рабочий» (Дом печати) в конструктивистском стиле с эффектным полуовалом главного входа и ленточным остеклением фасада вдоль проспекта Ленина. На трёх нижних этажах здания размещалась типография, а на четвёртом — издательство и редакции. Здесь выпускались: газеты «Уральский рабочий», «На смену!», «Крестьянская газета» и журнал «Шапи-Агай».

 

Дом печати. ФОТО: Свердловский госархив

 

После Великой Отечественной войны основной продукцией типографии, кроме газет, стали книги. В Доме печати установили современное оборудование для производства книг в твердом и мягком переплете, каких по всей стране были единицы.

 

Синтетический театр и огромная площадь рядом с ним так и не появились в Свердловске

 

В конце 1920-х – начале 1930-х годов, когда наш город был столицей Уральской области, в которую входили территории современных Курганской, Челябинской, Тюменской, Свердловской областей и Пермского края, был разработан проект «Большой Свердловск». Согласно нему, предполагалось сделать площадь Парижской Коммуны центром города и возвести здесь ряд масштабных проектов: Дом промышленности, гостиницу «Большой Урал», Городок чекистов, Дом советов (построили на площади Труда), Синтетический театр. По соседству с последним планировали создать огромную площадь. Но в итоге после распада в 1934-м году Уральской области часть проектов так и осталась на бумаге, а другие получились значительно скромнее, чем предполагалось. 

 

Несколько проектов Синтетического театра. ФОТО: Свердовский госархив

 

В 1931 году был объявлен конкурс на проект Синтетического театра, который должен был разместиться напротив Оперного в границе улиц Мамина­Сибиряка – Первомайская - Тургенева и проспекта Ленина. Предполагалось, что объект смогут одновременно посещать 4 тысячи зрителей, но затем этот показатель был увеличен вдвое — до 8000 человек. Здесь планировали показывать драматические спектакли, оперу, балет, а также устраивать собрания. Свои работы представили 11 архитектурных групп. Наилучшим был признан проект Гинзбурга.

 

ФОТО: с сайта управления госохраны ОКН Свердловской области.

 

В период разработки проекта Синтетического театра горожане стали называть между собой площадь Парижской Коммуны площадью Двух театров.

 

На месте частных домов хотели разместить огромную площадь. ФОТО: Свердовский госархив

 

Рядом с новым театром в границе улиц Первомайская – Мамина-Сибиряка — проспекта Ленина — Городка чекистов на месте деревянных домов хотели разместить огромную площадь. Но после того, как перестала существовать Уральская область и финансирование резко сократилось от проектов театра и площади решено было отказаться.

 

ФОТО: Свердловский госархив

 

Отданный под театр участок вплоть до 1950-х годов был застроен деревянными и даже каменными домами. В каменной двухэтажной усадьбе на Ленина, 51 (угол Ленина и Тургенева, ранее Главного проспекта - Верхне-Вознесенской) до революции жил горный инженер В. В. Мостовенко, который 25 лет - с 1885-го по 1910-й годы - управлял гранильной фабрикой. В советские годы в доме располагалась дамская парикмахерская №8. Там можны было сделать перманент, завивку и покрасить волосы. 

 

Дом Мостовенко на Ленина, 51, где в советские годы была дамская парикмахерская №8. ФОТО: ГАСО

На месте этих домов предлолаглось разместить Синтетический театр. Слева - Дом печати. ФОТО: ГАСО

 

Лишь в 1951-м году на этом участке началось строительство монументального здания в стиле советской неоклассики для офисов треста «Свердловскуголь». В 1953-м году стройку заморозили на несколько лет. Сдали объект лишь в 1957-м году.  Однако в итоге здесь разместился Совнархоз. В 1965 году по решению обкома партии здание было передано Уральскому государственному университету имени А.М. Горького.

 

ФОТО: Р. Папикьяна. Набор открыток издательства «Планета», Москва, 1972 год

 

Городок чекистов

 

На восточной границе площади Парижской Коммуны в квартале улиц Луначарского — Первомайская — Кузнечная и проспекта Ленина в 1930-х годов начали возводить жилищный комбинат НКВД, известный нам как Городок чекистов. Завершилось строительство комплекса к 1934 году. До 1950-х годов на центральном входе в жилой комплекс стояла охрана с ружьями. Пройти внутрь можно было только по пропускам.

 

Городок чекистов сверху. ФОТО: Свердловский госархив

 

В комплексе были фабрика-кухня, столовая, буфет, поэтому большинство квартир не имели кухонь. Также здесь были: детский сад, больница, клубный комплекс (затем дворец культуры имени Ф. Дзержинского, а ныне Свердловский областной краеведческий музей — прим. ред.), военторг, прачечная, баня, два пионерских клуба, окружной универмаг, мебельная мастерская и тир. Во дворе были детские и спортивные площадки, три фонтана, а также корты, один из которых зимой превращался в каток. Зеленые скверы и клумбы разбили пленные немецкие садовники.

 

ФОТО: Свердловский госархив

 

В гостинице «Исеть» располагалось общежитие для одиноких, малосемейных и командированных людей. Всего здесь было 100 комнат, где могли разместиться до четырех человек. Первый этаж общежития занимал универмаг, где предлагались продукты и промтовары: посуда, игрушки, одежда, обувь, люстры, спорттовары. Впоследствии отдел спортивных товаров превратился в отдельный специализированный магазин «Спорттовары». Общежитие располагалось здесь до 1958 года. Затем объект был закрыт на реконструкцию. После нее здесь открылась гостиница «Спорт», которую затем переименовали в «Исеть». В ней было 97 номеров, два конференц-зала, кафе, буфет и ресторан, который открыли на месте спортивного магазина. Последний переехал в здание через дорогу.

 

В других объектах Городка чекистов располагались квартиры. При чем, чем ближе к «Исети» был расположен дом, тем более высокие чины его населяли и тем больше была площадь занимаемых ими квартир. Например, во втором корпусе на одном этаже располагается по две квартиры. В первом подъезде их площадь составляет порядка 100-125 квадратных метров, во втором — по 70-80 квадратных метров, а вот в третьем корпусе на одном этаже «уживаются» по четыре квартиры.

 

 

 

ФОТО: Свердловский госархив

 

«Жилой комплекс «Городок чекистов», построенный в 1932-1934 годы, представлял собой «квартал нового быта». Эта система жилья, тесно связанного с ним обслуживания обеспечивала удобства проживания и новую, коллективную форму организации быта. Жилые дома комплекса образуют периметральную застройку 5-8 этажей. В квартирах не было кухонь, так как в комплексе был располагался комбинат питания. Для молодежи предназначался дом гостиничного типа (ныне гостиница «Исеть», связанный галереей с клубным комплексом», — говорится в «Путеводителе по Свердловску» от 1983 года.

  

 ФОТО: М.Филатова, И.Тюфякова, В.Ветлугина, Ю. Киселева. Из «Справочника-путеводителя по Свердловску», 1973 год.

Стоит отметить, что по некоторым данным, до 1848 года на месте Городка чекистов размещалось кладбище.

 

В следующем материале мы расскажем о том, как дальше развивалась площадь и когда она была окончательно сформирована.

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за помощь в подготовке материала заведующей отделом публикации и использования Госархива Свердловской области Ольге Никоян.

 

Просмотров: 4358

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости