Корреспонденты Justmedia побывали в одном из самых важных и закрытых зданий Свердловской железной дороги и увидели, как регулируется движение поездов.
Нынешний октябрь оказался богатым на «железнодорожные» юбилеи. 1 октября отмечали десятилетие образования ОАО «РЖД», 14 октября - 135-летие Свердловской железной дороги. На октябрь пришлась и еще одна значимая дата – десять лет исполнилось Диспетчерскому центру управления перевозками СвЖД (ДЦУП).
Появление этого темно-синего здания в стиле хай-тек стало событием для Екатеринбурга.
Темно-синее стеклянное здание в стиле хай-тек рядом с железнодорожным вокзалом Екатеринбурга видно издалека. Десять лет назад появление этой 17-этажной высотки было большим событием для города.
«Действительно, здание создавалось по самым прогрессивным технологиям. С момента создания оно отвечает всем передовым требованиям – как техническим, так и эстетическим. В 2005 году мы заняли призовое место в конкурсе на лучшую внешнюю подсветку в Екатеринбурге. Было приятно, - рассказывает первый заместитель начальника службы движения Свердловской дирекции управления движением (ранее – начальник ДЦУП) Владимир Пушкарёв. – С момента строительства мы постоянно развиваемся, и то, что представляет центр управления перевозками, вы сейчас увидите».
По сути, это здание – «головной мозг» СвЖД. Работа в этой сфере считается одной из самых ответственных и серьезных. Но зато работники ЦУПа по праву считаются элитой СвЖД. Сейчас в ЦУПе (именно так сокращенно называют на железной дороге центр) работают около четырехсот человек. Коллектив довольно молодой: средний возраст сотрудников составляет 36 лет.
«Раньше управление перевозочным процессом на Свердловской железной дороге не было централизованным. В границах пяти отделений – Свердловского, Тюменского, Пермского, а также Нижнетагильского и Сургутского - находилось пять небольших диспетчерских центров, которые выстраивали движение в границах только своего региона. Это приводило к напряженной ситуации на стыках зон ответственности. В 2000 году для наибольшей эффективности было принято решение сконцентрировать работу поездных диспетчеров в одном месте - в Екатеринбурге. Это очень удобно. Кроме того, здесь находится управление СвЖД, и решения принимаются более оперативно. Теперь все управление перевозками сосредоточено в одном здании», - рассказывает Владимир Пушкарев, проводя нас по коридорам.
В здании продумано все: и рабочие места, и зоны отдыха.
Проект высотки создавался специально под формат работы ДЦУП. В здании проложены собственные локальные вычислительные сети и оперативно-технологическая связь. Помещения оборудованы системами безопасности, в том числе системами контроля доступа, молние- и пожарозащитой. Все оборудование включено в общую систему, что создает единую среду для его функционирования. Продумано было все: и количество рабочих мест, и зоны для отдыха. В коридорах здания стоят мягкие диваны и аквариумы, а на первом этаже размещается центр отдыха с сауной, бассейном и спортзалом.
Первый камень в основание здания был заложен в 2001 году, а буквально через полтора года объект уже был сдан. Официальное открытие дорожного центра управления перевозками состоялось в октябре 2003 года. К тому моменту был завершен поэтапный перевод диспетчерского аппарата с отделений в Екатеринбург. (Заселение проводилось поэтапно. Последним сюда был переведен самый дальний отдел – Сургутский).
«Расстояние от Екатеринбурга до Сургута почти такое же, как от Екатеринбурга до Москвы. Можете представить себе, в каком удалении находилось Сургутское отделение, как сложно было диспетчерам взаимодействовать с центром», - отмечает первый заместитель начальника службы движения Свердловской дирекции управления движением.
Диспетчер Вера Морозова работает с одним из самых сложных участков - Камышловским.
Поездные диспетчеры – одни из самых важных сотрудников центра управления перевозками. Каждому выделена отдельная комната, где установлены средства связи с участками и мониторы для контроля движения в режиме онлайн. Работа у диспетчеров напряженная. Диспетчер Камышловского участка Вера Морозова, едва переговорив по телефону, тут же снова отвечает на следующий звонок.
«Камышловский диспетчерский участок – один из самых сложных на железной дороге. Но Вера отлично справляется со своей работой. Вообще, берут в диспетчеры далеко не всех. Для того, чтобы попасть сюда, необходимо не менее трех лет отработать дежурным по станции, пройти серьезный профотбор, получить одобрение психолога», - рассказывает Владимир Пушкарев. В подчинении диспетчера находятся дежурные по станции и поездные локомотивные бригады.
Всего на СвЖД тридцать диспетчерских участков со средней протяженностью в 230 километров. В 1988 году участков на дороге было 48. После открытия центра количество диспетчерских участков удалось оптимизировать.
Очевидным новшеством в работе диспетчеров с переводом в ДЦУП стало внедрение инновационной технологий управления перевозочным процессом, позволяющей отслеживать поездную ситуацию в режиме реального времени на всем протяжении дороги - а это более 7 тысяч километров путей, по которым ежесуточно пропускается более 100 пассажирских, 390 пригородных и более 900 грузовых поездов. При этом диспетчеры могут вносить необходимые корректировки и принимать управленческие решения в случае отклонения от штатного режима работы, вести мониторинг состояния инфраструктуры и повышать эффективность управления перевозочным процессом.
Благодаря внедрению новых технологий на многих участках теперь вообще пропадает необходимость контроля движения в ручном режиме. Особенно это облегчило работу на отдаленных территориях, где низкая населенность, а между станциями расстояния достигают десятков и сотен километров. «Недавно на такую «безлюдную» технологию был переведен Ишимский участок Транссибирской магистрали - на новый формат работы было переведено семь станций», - отмечает Владимир Пушкарев.
Еще одним новшеством в ДЦУПе стало то, что поездные диспетчеры перешли на безбумажное ведение графиков.
«Раньше диспетчер в течение 12 часов вручную был вынужден чертить графики движения поездов на участке. На это уходило больше половины рабочего времени. Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера обеспечивает безбумажное ведение графика исполненного движения поездов», - объясняет руководитель.
Мы поднимаемся еще на пару этажей вверх – в главный диспетчерский зал.
Главный диспетчерский зал напоминает центр управления космическими полетами.
«Напоминает центр управления космическими полетами, - комментирует Владимир Пушкарев. – Только у нас рабочие места отделены друг от друга перегородками. В ближайшее время изменится модель диспетчерского управления на главном ходу дороги (по Транссибу). Мы планируем реконструкцию диспетчерского зала и размещение в нём поездных диспетчеров главного хода. Работая вместе, в более тесном взаимодействии, они смогут повысить командную составляющую своей работы, ориентируясь на общий результат, на качество перевозочного процесса».
В настоящее время сотрудники ДЦУП реализуют масштабные планы по оптимизации процесса организации движения, которые включают в себя множество перспективных направлений.
«Мы одними из первых стали применять технологию движения грузовых поездов по выделенному расписанию. Сейчас этот опыт повсеместно активно внедряется на сети дорог. Движение по расписанию обеспечивает контроль и сопровождение поезда, и самое главное - грузополучатель знает, в какое время прибудет поезд, и от этого выстраивает своё производство», рассказывает первый заместитель начальника службы движения Свердловской дирекции управления движением (ранее – начальник ДЦУП) Владимир Пушкарёв.
Этот масштабный проект – только начало глобальных изменений. Через два-три года даже нынешний перевозочный процесс будет организован на принципиально новом уровне.
Фоторепортаж с экскурсии по Диспетчерскому центру управления перевозками СвЖД (ДЦУП) смотрите здесь.
Просмотров: 10860
Автор: Мария Мехоношина