Концепция проекта цирка на 8 Марта-Куйбышева была разработана еще в конце 1960-х годов.
В заключительном материале JustHistory про развитие циркового искусства в Свердловске мы расскажем о последнем в нашем городе деревянном объекте на Куйбышева, который из-за ветхости пришлось сжечь, а также о строительстве всем известного нам сегодня здания с уникальным куполом на 8 Марта.
В 1933 году в Свердловске взамен временной площадки на Хлебной площади на Куйбышева-Розы Люксембург построили новый цирк. Рядом располагался кинотеатр «Рот Фронт» на 500 мест. Последний был открыт в здании Рязановской церкви (ныне Свято-Троицкий Кафедральный собор — прим. ред.), у которой снесли колокольню и купол. Цирк был деревянным и рассчитан на 2560 мест. Между стенами были опила. Для купола конструктор объекта Безухов применил деревянные фермы. Директором цирка стал Николай Слаутин.
ФОТО: Свердловский госархив
Парадный вход в здание было со стороны Куйбышева. Здесь был основной и репетиционный манежи. Конструкция объекта позволяла проводить даже сложные номера. Отопления не было, поэтому цирк работал только летом. Представления шли в основном по вечерам. По словам посетителей объекта, ко времени окончания программы, обычно как раз подходил трамвай.
В свердловском цирке выступали известные артисты, в числе которых дрессировщик Валентин Филатов, женщины-дрессировщицы Ирина Бугримова и Маргарита Назарова, эквилибрист и дрессировщик собак Николай Аристархов. В 1946 известный воздушный гимнаст Евгений Морус первым в истории отечественного цирка исполнил здесь сальто-мортале.
В годы Великой Отечественной войны — 1941-1944 годы — объект реконструировали. Это позволило проводить цирковые представления и в зимний период времени.
ФОТО: Свердловский госархив
Стоит отметить, что в годы войны ведущих цирковых артистов не забирали на фронт. Власти посчитали, что они своими выступлениями помогут рабочим, которые часами стояли у станков, хоть как-то расслабиться. Однако цирковые даже из тыла старались помочь своей стране и активно отдавали деньги и дорогие подарки на нужды Красной Армии. Так, бывший директор цирка Уралмашстроя Кристап Шульц передал свой бриллиантовый пояс чемпиона мира, который по слухам, получил от иранского шаха. На средства от его продажи смогли купить танк. За такой шаг мастер французской борьбы получил личную благодарность от Иосифа Сталина.
К началу 1970-х годов здание цирка на Куйбышева было сильно изношено, поэтому часть представлений перенесли во Дворец спорта профсоюзов на Большакова. В 1974 году цирк на Куйбышева закрыли.
В 1976 году объект сгорел. Во многих источниках сообщается, что это было случайное возгорание. Однако, как рассказал JustMedia.ru один из бывших работников ранее существовавшей в нашем городе военизированной пожарной части на Белинского, 115, объект подожгли специально. За тем, как он горел, наблюдали огнеборцы из разных подразделений города.
«Здание было ветхое. Чтобы быстрее его ликвидировать, решено было его поджечь. Всем этим занимались специалисты. На всякий случай к месту расположения цирка согнали пожарные расчеты. В одном из них был я. Подожгли. Мы следили за тем, чтобы огонь не вышел за периметр. В случае чего, начали бы тушение. Но все прошло хорошо», — рассказал бывший сотрудник пожарной части на Белинского.
Цирковые представления продолжали устраивать во дворце спорта на Большакова. Летом 1975 года большое шапито появилось на стадионе Локомотив в переулке Невьянский, 3. Спортобъект имел трибуну на 800 мест, небольшое здание и несколько спортивных площадок. Представления здесь проходили до 1979 года. В августе 1980 на одном из участков стадиона началось строительство станции метро «Уральская». Оставшуюся часть «Локомотива» заняли известный недострой «Призма» и площадка перед Северным автовокзалом.
Проект цирка на 8 Марта -Куйбышева. ФОТО: Свердловский госархив
Концепция проекта цирка на 8 Марта-Куйбышева была разработана еще в конце 1960-х годов. Ее предложили архитекторы Центрального проектного института строительства зрелищных зданий и спортивных сооружений Николай Никитин (автор проекта Останкинской телебашни в Москве) и Юлиан Шварцбрейн (автор проекта цирка и гостиницы в Сочи). Фишкой объекта должен был стать сквозной купол, возвышающийся на 32-х решетчатых и ребристых полуарках, которые будут сходиться вместе на высоте 50 метров.
ФОТО: Свердловский госархив
Предполагалось, что в амфитеатре зрительного зала будет более 12 рядов на 3000 мест и объект станет самым большим после цирка на проспекте Вернадского в Москве.
После обсуждений решено было, что проект Дворца циркового искусства реализуют в Свердловске. Для его постройки был выделен земельный участок на берегу Исети в границах улиц: 8 Марта, Куйбышева, Народной Воли и Степана Разина. В 1974 году началось строительство методом народной стройки. В итоге в возведении объекта принимали участие 64 городские организации, но строили можно сказать всем городом. Регулярно проходили субботники и воскресники, в которых участвовали не только рядовые горожане, но и партийщики.
ФОТО: Свердловский госархив
После того, как был возведен фундамент к строительству привлекли бывшего директора цирка в Нижнем Тагиле и строителя по образованию Феликса Лейцингер. Учитывая, что он уже имел опыт работы в цирке, то он значительно скорректировал первоначальный проект: внес более 60 правок.
ФОТО: Свердловский госархив
В двухэтажном здании разместились: 13-метровый манеж с высотой купола 23 метра, репетиционный манеж, вестибюль, фойе, гримерные, а также конюшня на 30 лошадей, отделения для хищников и других животных. В зрительном 20 рядов, рассчитанных на 2558 посадочных мест.
ФОТО: Свердловский госархив
Самым сложным в проекте был купол. Для заливки последнего заказали марку бетона с морозостойкостью 400. В Свердловске такой материал использовался впервые. На то, чтобы одеть 300 тонные ребра купола в бетон потребовалось 1200 тонн этого материала. На бетонирование одного ребра требовалось примерно двое суток.
ФОТО: Свердловский госархив
Фасад облицован гранитом, мрамором и алюминиевыми витражами. Украсили его 12 горельефов, на которых были изображены иллюзионисты, клоуны, акробаты, жонглеры, дрессировщики с животными.
ФОТО: Свердловский госархив
Объект сдали в конце 1979 года.
«Как только убрали деревянные заборы, окружавшие строящийся цирк, он открылся свердловчанам во всей красе. А выглядит он неплохо — и монументален, и красив в одно и то же время», — отмечалось в заметке газеты «Вечерний Свердловск» от 14 ноября 1979 года.
ФОТО: Свердловский госархив
Первым директором цирка стал Феликс Лейцингер. Начался набор сотрудников. Ежедневно приходили устраиваться по 40-50 человек. Для того, чтобы создать для цирковых домашнюю атмосферу, директор открыл хорошую столовую. Там можно было заказать, в том числе блюда различных национальных кухонь. При цирке для детей сотрудников открыли мини-детский сад.
ФОТО: Свердловский госархив
Первое представление для зрителей здесь прошло 1 февраля 1980 года. Цирк получил имя дрессировщика Валентина Филатова.
Открытие цирка. ФОТО: Свердловский госархив
«Сверкают огни, звучит музыка, идёт весёлое праздничное представление – открытие нового Свердловского цирка. Праздник, на который спешат взрослые и дети, не обманывает их надежд. Всякого, кто переступает порог цирка, ожидают встречи не только с интересной программой, но и с уникальным архитектурным сооружением, которое по праву можно назвать Дворцом циркового искусства», — писала газета «Вечерний Свердловск» по поводу этого грандиозного городского события.
Открытие цирка. ФОТО: Свердловский госархив
Здание цирка несколько раз реконструировали. Так, в 1994 году консоли второго этажа объекта укрепили колоннами, а образовавшееся свободное пространство застеклили. В 2018 году фасад здания облицевали керамической плиткой. Также обновили фойе и гардероб. В данный момент цирк также находится на реконструкции.
ФОТО: Свердловский госархив
Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за помощь в подготовке материала заведующей отделом публикации и использования Госархива Свердловской области Ольге Никоян
Просмотров: 6860
Автор: Екатерина Турдакина