Репортаж из уникальной мастерской под Екатеринбургом.
Почти 4 года назад JustMedia.ru посещали лабораторию, в которой когда-то разрабатывали чемпионский квадроцикл, принесший первое место в ралли Dakar 2017. Много воды утекло за это время – Сергей Карякин получил травму, пересел на мотовездеходы, с огромным трудом находил средства на вступительные взносы, но все же участвовал в престижном ралли-марафоне. И вот, новая спортивная база, новое оборудование, начало работы над новой багги, на которой екатеринбуржец вместе со своей командой вновь будет покорять сложнейшую внедорожную гонку в мире.
Раньше крутились на 80 квадратных метрах, а теперь можно жить всей командой
Сегодня спортивная база команды Сергея Карякина находится на огороженном участке в 4,5 тысячи квадратных метров, на которых расположены два ангара в 600 и 500 квадратов по направлению в Горный Щит. Пространства достаточно, и даже с запасом – большая часть площадки перед зданиями отдана парковке. Сложно представить, но раньше команда снимала небольшое помещение на 80 квадратов.
На парковке стоит прицеп и грузовик MAN– он является жилым,на нем команда ездит на соревнования. Забираемся внутрь и обнаруживаем три спальных места, холодильник, стиральную машину, мойку, плиту с микроволновкой и чайником, душ-туалет, камеру хранения, кондиционер и рабочую зону для механиков.
В одном ангаре расположен небольшой офис, а в другом для механиков установлена мягкая мебель, стиральная машина, посудомойка и буквально сделано все, чтобы можно было трудиться хоть целые сутки. В зале для сборки автомобилей осталось лишь развесить красивые картины и чуть прибраться.
С 9 утра вся команда за работой – Сергей Карякин общается с механиками, спрашивает о прогрессе или раздает задачи. Никто не сидит без работы, и это хорошо.
«Безусловно, у ребят огромное количество работы, которое предстоит сделать за день, и ее становится все больше. Слава богу, есть заказы – мы делаем не только свои спортивные автомобили, но и выполняем коммерческие заказы, чтобы команда жила. Всем нужна зарплата, ее нужно выдавать в срок. Мы старались коммерциализировать команду, особенно в 2020 году, когда совсем не было спонсоров», - вспоминает тяжелые времена Сергей.
Новый станок, который позволит выйти вперед в гонке вооружений
Углубляемся в дальний производственный ангар. Здесь производят уникальные детали, которые впоследствии устанавливают на машины.
Одно из основных оборудований – станок лазерной резки металла. Его используют для изготовления металлических конструкций, таких как рамы и рычаги. Наш визит совпал с модернизацией устройства – на него установили кабинетную защиту.
«Благодаря конструкции станок будет полностью закрыт от попадания режущих газов и дыма, возникающих в процессерезки. Работа нашего конструктора Павла – стенки установлены идеально, без зазоров, при длине стола в пять метров. Это позволит как проектировать, так и резать шестиметровые трубы с точностью до десятых миллиметров», - рассказывает основатель производства.
Вторая установка – листогибочный станок. Под ним лежат заготовки для топливного бака. Рядом – сварочный стол, на котором все маленькие части с двух станков собираются в детали.
Последним масштабным обновлением производства стал новый токарный станок от DMG MORI, который вся команда ждала с начала года. Он был собран специально для уральской команды в Ульяновске и сможет автоматически вытачивать любые детали.
«Это «жемчужина», самый лучший станок, который позволит нам делать очень сложные вещи. Один из наших спонсоров компания DMG MORI производит лучшие на сегодняшний день станки, доступные на рынке. Он будет выполнять различные втулки, валы, оси, крепления. Все, что выполняется токарным способом – это про этот станок. Он имеет сложную конструкцию, что позволяет ему выполнять очень сложные детали, которые востребованы на рынке в плане заказов на аутсорс, так и для нашего личного использования», - делится Сергей Карякин.
Гонщик признается, что гонка вооружений в мире автоспорта идет без остановки. Чтобы поддерживать конкуренцию и бороться за лучшие места, приходится каждый год достраивать машины, применять новые технологии и соответствовать новым возможностям техники.
Место, откуда выезжают автомобили на соревнования
В первом ангаре проходит чистовая сборка машин. Команда Сергея Карякина их буквально строит с нуля
«Мы не только собираем и покупаем готовые детали, но и сами производим, изготавливаем, проектируем. 70% машин построены нашими силами, на наших станках – это большое достижение. Мы потратили на это очень много сил, и честно могу сказать, что этим можно гордиться», - рассказывает гонщик.
С ралли «Шелковый путь» прошло 1,5 месяца, и все это время механики и инженер-конструктор анализировали результаты, чтобы внести в конструкцию автомобиля доработки и улучшения.
«Мы никогда не останавливаемся, всегда что-то дорабатываем: где-то аэродинамику, где-то качество сборки, где-то комфорт. Когда по 12 часов в день находишься за рулем, очень важно, чтобы машина была комфортная», - делится Сергей.
Победное багги «Шелкового пути» стоит в мастерской – инженер-конструктор Павел Логинов поставил на один из элементов крыши уровень и пытается рассчитать данные на компьютере. Спросить о ходе работы подходит Сергей –сейчас конструктор работает над тем, чтобы двери открывались сильнее – спортсмены постоянно бьются о них головой, когда выходят из машины
Проблема связана с газлифтом и размером двери, упирающейся в другие элементы кузова. Сергей предлагает поставить газлифт подлиннее – этого хватит, чтобы открывать дверь чуть выше. Павел соглашается, но для этого ему предстоит рассчитать, насколько нужно поднять дверь, чтобы внизу точки встретились на прежнем уровне и она закрылась.
«На ней мы выиграли «Шелковый путь» — это первая российская машина класса Т4. Здесь высокие требования к к техническому оснащению автомобиля - все должно быть вымерено до миллиметра. Это сделано для того, чтобы уровнять бюджеты команд на постройку техники, а, значит, и шансы на победу. У нас есть отличные спонсоры, за что мы им благодарны, но большой плюс этого класса – то, что он является одним из самых дешевых. Если машина нашего класса продается на рынке за 110 тысяч евро, то другие -за миллион. Мы можем строить их с куда более низкой себестоимостью, к тому же не нужно покупать готовые детали, так как их сами производим. Когда идет речь о десятках деталей, это выгодно», - отмечает Сергей Карякин.
Рядом с победной машиной стоят новые рамы, багги коллег и еще одну новую разбирает механик – с нее снимут двигатель и коробку передач. Позже они будут установлены на новый автомобиль для «Дакара», так как по регламенту соревнований они должны быть со стандартного серийного образца.
На «Дакар» отправится визуально похожая машина
В этом же ангаре, в стороне стоит симулятор и основа той самой багги, на которой уже через 4 месяца Сергей Карякин отправится покорять «Дакар». У стены лежат части кузова – с ними тоже есть нюанс.
«Визуально машина будет похожа на прошлогоднюю. По требованиям FIA она должна выглядеть как стандартная. Когда мы делали эту раму, то подгоняли ее под стандартный пластик – такая вот необычная ситуация. На машине будут базовые детали. Где-то это обусловлено регламентом, а где-то тем, что они нас полностью устраивают», - делится Сергей.
Конечно же, в машине будут новые детали – их сделают на том самом станке, а сейчас инженер-конструктор трудится над воздуховодом и охлаждением радиаторов.
«По сути, будет та же машина с некоторыми модернизациями. Мы поработали с воздуховодом, с охлаждением радиаторов. Пытаемся добиться, чтобы оно меньше грелось. Мы делали просчеты аэродинамики на компьютере и смотрели, как лучше обдуть - показатели улучшились. Дальше поработаем над удобством – будет больше пространство в дверях, для ног. Глобальных изменений пока не было по сравнению с прошлым «Дакаром». Будут новые передние рычаги. Станок только перевезли, до зимы что-нибудь с помощью его еще улучшим. Работа конструктора скучная», - шутит Павел Логинов и добавляет, что машина получится красивой.
Времени к главному заезду года для команды Сергея Карякина остается немного – с каждым днем на итоговое тестирование техники остается все меньше времени.
«Тестирование техники проходит перед гонкой и на тестах, если они есть. Основной полигон – спортивные соревнования, где и выясняются все слабые и сильные стороны техники, с которой мы в дальнейшем работаем», - отмечает уральский гонщик.
Dakar 2022 пройдет с 2 по 14 января в Саудовской Аравии. В прошлом году в Юго-Западной Азии Сергей Карякин занял второе место. Быть может, на этот раз получится приехать первым?
Просмотров: 4363
Автор: Дмитрий Тропин