Юные хористы из Екатеринбурга прдеставили столичным меломанам уникальную программу «Планета звука».
Назвать джаз-хор Свердловской детской филармонии музыкальным символом Екатеринбурга предложил народный артист России, профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского Рафаэль Багдасарян. А руководителя коллектива заслуженного работника культуры Марину Макарову профессор рекомендовал выдвигать на звание заслуженной артистки России.
Эмоциональные рекомендации появились после выступления хора в стенах Московского международного дома музыки. Москвичам джаз-хор представил уникальную программу «Планета звука». Она объединила музыкальные культуры Ирландии, Китая, Болгарии, Самоа, Бразилии, Литвы, Мексики, России... Двадцать произведений звучат на четырнадцати языках мира. Семнадцать номеров участницы хора (им от тринадцати до двадцати лет) исполняют a cappella. Стилевой разброс: от григорианских хоралов до африканских ритуалов, от русских народных песен до джаза. Удивительным образом столь богатая стилевая палитра дает ощущение единства. Это главная задача, которую ставили перед собой создатели «Планеты звука».
Фольклор отнюдь не синоним незатейливости. Это прихотливый ритмический рисунок, сложная мелодическая линия, но главное — неукротимая энергетика. «Планету...» собирали с миру по нитке в буквальном смысле. Народные песни и обработки присылали в Екатеринбург из Англии, Сингапура, Литвы... Большую часть программы на Урале не слышали никогда.
Качество исполнения вполне соответствует взрослым профессиональным хорам. Изломанные, хроматические мелодии, коварные синкопы, полиметрия, пение в движении, звукопись девчонкам из джаз-хора покорились с видимой лёгкостью. Блестящий пример звукоподражания — «Дождь» (национальный ритуал Эквадора, призывающий живительную влагу). Если закрыть глаза, кажется, концертный зал оказался в самом центре тропического ливня: шелест первых капель, хлесткие струи, гул проливного дождя, раскаты грома... «Праздничный парад» Рэя Баудуца, Стива Алена и Боба Хаггарта (пример традиционной американской парадной музыки) демонстрирует качественный вокал в движении (приседания, наклоны, повороты, шаг...).
Видимая лёгкость стоила коллективу примерно полтора года кропотливой работы. Изучение аутентичных ритуалов, национальной манеры исполнения в разных странах. Музыкальную составляющую проекта дополнил содержательный визуальный ряд. Образ того или иного народа создавали не только характерные интонации и движения, но и включение в номер национальной символики. Каждая новая песня преобразовывала костюмы хористок: на жакетах стараниями художника по костюмам Оксаны Бакеркиной то «расцветали» ирландский трилистник или азиатский цветок, то появлялись африканские амулеты, то считывались росписи майя и литовский орнамент...
После концерта овация продолжалась несколько минут. Коллектив детской филармонии впервые выступал в Московском международном доме музыки. Первый концерт джаз-хора для жителей столицы стал не только открытием, но и изумлением, и откровением. «Все произведения были исполнены на высочайшем профессиональном уровне. Соблюдены детали, характеризующие ту или иную страну. Классическое исполнение было во всем. Спасибо большое авторам программы за то, что я и мои друзья побывали на таком концерте»,— говорит первый президент фонда «Новые имена» Иветта Воронова.
Программа в этом году удостоена премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.
Просмотров: 4734