«Неизвестная» художника Тимофея Неффа долгое время хранилась в музее ИЗО, но кто изображен на картине, стало известно совсем недавно.
Настоящим подарком Екатеринбургу в год 400-летия Дома Романовых, а также в перекрестный год России в Нидерландах и Нидерландов в России стало открытие, сделанное в музее ИЗО. Установлено, что «Неизвестная» художника Тимофея Неффа является портретом Великой княгини Анны Павловны, королевы Нидерландов.
До атрибуции было известно, что на картине имеется авторская подпись и год создания — Neff 1856, но кто изображен на полотне — оставалось загадкой, поэтому произведение многие годы значилось в музее как «Женский портрет». Работа была написана Тимофеем Андреевичем Неффом (1804—1876), придворным художником Николая I и Александра II, автором многочисленных портретов представителей великосветского общества.
В процессе изучения картины внимание заведующей отделом отечественного и зарубежного искусства Ольги Горнунг привлекли атрибуты, изображенные на портрете. Это, прежде всего, знаки ордена Святой Великомученицы Екатерины, считавшегося вторым по старшинству в иерархии русских наград с 1714 года. На картине изображена дама, на которую возложены знаки ордена св. Екатерины I степени — красная с серебряной каймой лента, которую носили через правое плечо, и восьмиконечная звезда на левой стороне груди с помещенным на ней орденским девизом «За любовь и отечество». Знаки ордена Большого креста, или высшей степени, имели право носить «принцессы царской (императорской) крови, «сколько есть», а также за особые заслуги, в том числе, просветительские, дамы дворянского происхождения». Всего за 200 лет существования ордена высшей степенью было награждено 310 человек. Таким образом, круг возможных героев сузился.
Другой деталью, обратившей на себя внимание, являлась наброшенная на плечи изображенной дамы горностаевая мантия, которая, как известно, входила в королевские регалии и была элементом геральдики, что могло указывать на особу Императорского дома.
Следующие атрибуты портрета — украшения, которые исключительны по своему богатству, художественным достоинствам, величине и количеству вправленных в них драгоценных камней. Эти аксессуары позволили предположить, что на картине представлена одна из Великих княжон Романовых, а период написания произведения позволил сконцентрироваться на дочерях Павла I. После сравнения многочисленных портретов княжон стало ясно, что на картине изображена Великая княгиня Анна Павловна, младшая дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. В 1816 году 20-летняя Анна вступила в брак с нидерландским наследным принцем Оранским (с 1840 года — королем Виллемом II). В 1840—1849 года Анна Павловна была королевой Нидерландов и великой герцогиней Люксембурга. В 1855-1856 годах вдовствующая королева посетила Россию, и именно тогда был написан этот, неизвестный ранее, портрет.
В Российском государственном историческом архиве сохранился «Реестр приданным вещам, принадлежащим Ея Императорскому Высочеству Государыне Великой Княгине Анне Павловне» 1816 года. Из бриллиантовых «вещей» указан и «убор бриллиантовый с рубинами». Судьба драгоценностей Анны Павловны — это отдельная захватывающая история.
Портрет был написан Неффом в 1855-1856 годах во время приезда 60-летней вдовствующей королевы Нидерландов в Россию. Известно, что в 1855 году Анна поссорилась со своим старшим сыном, королем Виллемом III, и решила вернуться на Родину. Она приехала в Гатчину в ноябре 1855 года и снова увидела пейзажи любимого парка, мостики, озера… Но возвратить прошлое было уже невозможно. Анна была последней дочерью Павла I и Марии Федоровны, еще жившей на свете, и довольно скоро поняла, что здесь, в новой России, она никому не нужна со своими старомодными привычками и карамзинским слогом. Побывав в Москве и помолившись в ее соборах, вдовствующая королева уехала назад, в Голландию, давно ставшую ее домом.
Просмотров: 3429