Сотрудники музея обнаружили в своей коллекции портрет Великой княгини Анны Павловны Романовой.
В Екатеринбургском музее изобразительных искусств состоялась презентация портрета дочери императора Павла I, Великой княгини Анны Павловны, королевы Нидерландов. До этого портрет кисти художника Тимофея Неффа значился в музее просто как «Женский портрет». Он был создан придворным художником Николая I и Александра II в 1856 году.
Это настоящий подарок Екатеринбургу в год 400-летия Дома Романовых, а также в перекрестный год России в Нидерландах и Нидерландов в России, считают сотрудники музея.
В момент переэкспозиции заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства Ольга Горнунг смогла более внимательно изучить портрет.
«Мое внимание привлекли богатые украшения и орденские знаки Святой Великомученицы Екатерины, считавшегося вторым по старшинству в иерархии русских наград с 1714 года»,— рассказала Ольга Горнунг в ходе презентации портрета.
Еще одна деталь, которая привлекла внимание сотрудника музея, — наброшенная на плечи женщины горностаевая мантия, которая входила в королевские регалии и была элементом геральдики, что могло указывать на особу Императорского дома.
«Период написания произведения позволил сконцентрироваться на дочерях Павла I. После сравнения многочисленных портретов стало ясно, что на картине изображена Великая княгиня Анна Павловна, младшая дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, сестра будущих монархов Александра I и Николая I»,— говорит Ольга Горнунг.
Сотрудник музея проконсультировалась с коллегой из Эрмитажа, который занимается творчеством Неффа. Эксперт подтвердил, что художник действительно писал портрет Анны Павловны, когда та приезжала в Россию, и тому есть письменные подтверждения.
В 20-летнем возрасте Анна вступила в брак с нидерландским наследным принцем Оранским и впоследствии стала королевой Нидерландов и великой герцогиней Люксембурга.
«В 1855-1856 годы вдовствующая королева посетила Россию, и именно тогда был написан этот неизвестный ранее портрет»,— сообщила сотрудник музея.
О том, как это произведение искусства попало в екатеринбургский музей говорить пока рано, этот момент исследован не до конца. Однако у сотрудников музея есть версия, почему портрет стал безымянным.
«Думаю, что таким образом полотно хотели спасти от смерти. Если бы большевики узнали, что на портрете изображена княгиня Романова, они бы не пощадили и уничтожили работу художника»,— отмечает Ольга Горнунг.
Сегодня портрет обрел не только имя, но и дорогостоящую раму, сделанную по заказу известной итальянской фирмой.
«Портрет вписался не только в рамку, но и в историю семьи Романовых, а также в историю русско-голландских связей»,— говорят сотрудники музея.
Просмотров: 5399
Автор: Татьяна Рябова