Творческая интеллигенция спорит о новом перфомансе художника.
Творчество известнейшего московского уличного художника-каллиграфиста Покраса Лампаса в Екатеринбурге вновь вызвало множественные споры. Если два года назад Супрематический крест столкнул лбами прогрессивную общественность и православных активистов, то проведенный накануне перфоманс «Теория разбитых окон» заставил спорить творческую интеллигенцию уральской столицы.
Одни эксперты считают, что художник обличает пороки современного общества, другие видят логические нестыковки и даже признаки административного правонарушения. JustMedia.ru собрал полярные мнения о последней работе художника в Екатеринбурге.
Анна Филосян, автор telegram-канала «Е-Катарсис»:
Покрас Лампас вчера устроил перформанс на Первомайской 1В, у здания золотосплавной лаборатории. Назвал свою каллиграфию на окне «Теория разбитых окон» и загонял что-то многозначительное о том, что хочет ее проверить. Напомню, теория разбитых окон — это о том, что люди охотнее нарушают нормы и правила, если видят вокруг признаки беспорядка.
Вот три логических претензии к его перформансу.
1. Если ПЛ хочет проверить теорию разбитых окон (повлияет ли общая загаженность здания на то, что загадят и единственное чистое окно), то если это теперь и произойдет, то только чтобы вступить в диалог с самим Покрасом и хайпануть (то есть осознанно), а не по теории разбитых окон (то есть под воздействием неосознанного психологического механизма «Всем можно, а чем я хуже?»).
2. Если ПЛ хочет проверить теорию разбитых окон «наоборот» (повлияет ли чистое окно на то, что и остальные окна тоже вымоют и вообще приведут здание в порядок), то тоже не по адресу: здание принадлежит Бруснике, которая и так собирается его ревитализировать.
3. Здание — памятник архитектуры, бомбить на нем противопоказано, а если там уже есть граффити и теги, то отмывать их без особых разрешений и согласований — тем более. Любые агрессивные материалы вредят старым зданиям, стекло может полопаться (что и произошло), оконные переплеты — потрескаться и рассыпаться в прах. Так арт-перформанс с благими намерениями проверить чужие правонарушения перерастает в собственное правонарушение, которое ни разу не делает чести знаменитому гастролеру.
Вывод: иногда художнику лучше просто рисовать.
Алексей Шахов, автор экскурсий по стрит-арту Екатеринбурга:
На контрасте того, что я видел, как он рисовал свою работу, перформанс смотрится еще мощнее. 40 минут ему понадобилось, чтобы нарисовать свою работу и около трех часов, чтобы отмыть точно такое же окно.
Мой коллега по подкасту «Росстритартнадзор» считает, что голосование за то, что закрасить, было нечестным, так как пришли туда любители Покраса. Но я с ним не согласен — анонс акции был во многих городских медиа, и прийти туда мог кто угодно.
Говорить о теории разбитых окон можно сколько угодно. И, да, трудно отрицать, что наш город убит незаконной рекламой, обвалившимися зданиями и граффити. На их уборку, кажется, не выделяется почти ничего, коммунальщики закрашивают только арты, в которых выражается несогласие с «линией партии». Зато оперативно.
Мне кажется, Покрас надавил на больную мозоль города, отсюда такая реакция общества — перформанс осуждают, местами выдают критическую оценку. И есть огромный выхлоп реакций от лидеров мнений.
Запустилось публичное обсуждение — искусство и создано для этого. Так что перформанс я считаю удавшимся на все 100.
Просмотров: 5057
Автор: Евгений Катыхин