Корреспондент JustMedia.ru узнала, как уральское кинопроизводство живет после смены руководства
Свердловская Киностудия анонсировала новый проект – в следующем году в Екатеринбурге начнутся съемки социальной драмы «Сломя голову». Картина станет первым большим игровым фильмом, снятым в Екатеринбурге после перезапуска.
Весной этого года студия обрела новое руководство – во главу встали антикризисный менеджер ОТВ Виктор Шадрин и московский режиссер Евгений Григорьев. Минукульт поставил перед ними задачу возродить уральский кинематограф и сделать Киностудию творческим центром региона. Корреспондент JustMedia.ru побывала в застенках Свердловской Киностудии, чтобы узнать, как она живет сегодня.
Киностудия в Свердловске была основана еще в 1943 году и вскоре стала третьей по величине съемочной площадкой в Советском Союзе. В лучшие годы на ней одновременно снимали до десяти картин. Потом случились 90-е, недостаток финансирования и закулисные игры – руководство сменялось, а уральский кинематограф затухал.
Сегодня часть помещений студии отдана под аренду, а на историческом конструктивистском здании красуется вывеска торгового центра. Вся кинематографическая жизнь кипит в другом корпусе, скрытом во дворах на Ленина, 50Ж.
Здание студии сконструировано особым образом – все помещения и коридоры построены вокруг трех павильонов, одного большого и двух маленьких. Всю Киностудию можно обойти по кругу, каждый раз возвращаясь в ее сердце – центральный кинопавильон.
«Это очень интересно и удобно с точки зрения логистики, советские инженеры вовсе не были дураками – в этом здании все полностью заточено на кинопроизводство», – объясняет наш экскурсовод, сотрудник киностудии Павел Новиков.
Годы без съемок большого кино не прошли для помещений бесследно, например, в главном павильоне залили бетоном пол, чтобы удобнее было размещать выставки и ярмарки, а в тон-ателье покрыли краской естественную деревянную облицовку, которая служила для звукоотражения.
«Здесь был мокрый павильон, тут можно было залить все доверху водой, плавать на лодках и снимать кино. Но кинематографа не было и пол для удобства залили бетоном. Но спасибо, что он вообще не разрушен и его еще можно привести в порядок», – с оптимизмом рассказывает креативный продюсер киностудии Евгений Григорьев.
В перспективе киностудия может стать важной и современной точкой на карте Екатеринбурга, но сейчас руководство думает о практических вопросах: необходимы серверные и монтажные, камеры и свет, а главное люди.
«Можно вложить сюда сто миллиардов долларов, но кто будет строить декорации, кто будет ставить свет, кто будет эту киностудию обслуживать? Это все человеческий ресурс. Нужно заниматься созданием кадров, культурной среды, чтобы люди находили тут друг друга», – продолжает рассказывать Евгений Григорьев.
На вопрос о том, хочется ли киностудии вернуть в свое использование арендованные помещения и павильоны – кинодеятели отвечают: нет смысла их возвращать, пока не появилось проектов, для которых они понадобятся. Сейчас главной целью студии стало наращивание новых кадров.
Именно по этой причине первым масштабным проектом после перезапуска стала киношкола. На прошлой неделе из нее выпустился первый поток специалистов – 74 уральца научились профессиям механика камеры, осветителя, художника-постановщика и гримера. Под руководством опытных специалистов ребята сняли собственный короткометражный фильм, а некоторые из учеников даже получили приглашение на стажировку в Москву.
«Я предложил четырем участникам школы выйти ко мне на стажировку на съемки большого проекта от Netflix, которые стартуют в Москве в январе. Это крутой высокобюджетный сериал и ребятам очень повезло – они поучаствуют в подготовке по-настоящему большого проекта, а потом вернуться на Урал с огромным багажом опыта», – рассказал преподаватель курса механиков камеры, видеоинженер Сергей Петров.
В будущем киностудия надеется запустить еще и курсы для профориентации детей. Евгений Григорьев объяснил, что очень важно, чтобы дети могли попробовать себя в индустрии еще в школе и определиться, действительно ли они хотят в будущем заниматься кино.
Еще одним важным шагом к возрождению индустрии кино на Урале стало создание кинокомиссии. Этот равноудаленный от кинокомпаний орган будет выполнять несколько ключевых функций: привлекать в регион специалистов, помогать с организацией съемок в городе и обеспечивать систему рибейтов местным компаниям.
«Рибейты – это такой кешбек для киностудий. Это огромный ресурс для индустрии. Тебе становится выгодно ехать и снимать на Урале, потому что часть денег вернется. Еще кинокомиссия помогает компаниям в ориентации на местности, с поиском локаций, мест, людей, перекрытием дорог во время съемок… Это важный инструмент для создания комфортной индустрии», – объясняет Евгений Григорьев.
Усилиями новой команды жизнь на киностудии понемногу возрождается. В планах на будущий год три крупных проекта. Запуск лаборатории «Код города», которая займется подготовкой большого фильма к 300-летию Екатеринбурга. Съемки первого за долгие годы большого игрового кино «Сломя голову», за картину возьмется режиссер фильма «Туман» и сериала «Медиатор» Артем Аксененко. В разговоре Евгений Григорьев намекнул о переговорах с еще одним крупным режиссером, имя которого пока сохраняется в секрете.
Корреспондент JustMedia.ru попала на киностудию во время съемок учебного фильма киношколы и своими глазами увидела энтузиазм, с которым работает новая команда. На сегодняшний день у Свердловской Киностудии много задач, которые необходимо решать, но все, от новичков, до опытных сотрудников и приезжих специалистов, уверены – перспективы у уральского кино есть, нужно только постараться.
«Свердловская Киностудия – самая восточная киностудия России, дальше таких профессиональных студий просто нет, нет таких помещений. Она просто должна снова стать опорной киностудией страны», – заключает Евгений Григорьев.
Просмотров: 6831
Автор: Елизавета Шевелина