Использование продуктов М2М помогает компаниям сократить операционные затраты примерно на четверть.
Насыщенность традиционного рынка сотовой связи заставляет операторов развиваться в новых нишах. В настоящее время быстрыми темпами растет рынок М2М (Machine-to-Machine) — сервисов по мобильной передаче данных между устройствами.
Как рассказала JustMedia директор по связям с общественностью уральского филиала ОАО «МегаФон» Людмила Протасова, сервисы М2М позволяют осуществлять контроль за различными параметрами того ли иного объекта с помощью передачи данных в сети оператора. Становится возможным в режиме реального времени осуществлять мониторинг работы платежных терминалов, бензоколонок, розничных передвижных торговых точек, систем охраны и сигнализации, производственных объектов (систем газового хозяйства, тепло- и энергоснабжения) и т.п.
«За 2009-2010 годы количество SIM-карт, использующихся для сервисов М2М, увеличилось практически в 20 раз, что говорит о росте спроса на высокотехнологичные услуги. На конец 2010 года доля абонентов-машин составила более 3% в абонентской базе корпоративных клиентов «МегаФон» на Урале»,— отметила Людмила Протасова.
Число SIM-карт МТС, задействованных в М2М сервисах в России, в 2010 году по сравнению с 2009 годом выросло на 105% и достигло 530 тысяч.
Около 40% всех клиентов М2М-сервисов МТС используется для мониторинга и диспетчеризации общественного транспорта, такси, автопарков и так далее. 20% приходится на удаленные измерения показателей датчиков в сфере ЖКХ. По словам пресс-секретаря компании МТС-Урал Дарьи Вольхиной, один их крупнейших проектов в этой сфере на Урале реализованы в Екатеринбурге и Тюмени. В этих городах счетчиками с SIM-картами МТС оснащены несколько тысяч жилых домов, благодаря чему вся информация о тепло, энерго и водоснабжении оперативно поступает в диспетчерский центр для анализа, что позволяет значительно снизить технологические потери и максимально оперативно реагировать на внештатные ситуации. Около 20% М2М сервисов используется в банкоматах и автоматизированных платежных системах. 10% клиентов, использующих данные продукты — охранные и противоугонные системы. В торговых автоматах и автоматизированных точках продаж установлено около 5% SIM-карт компании. Столько же приходится на прочие телематические сервисы.
Участники рынка также отмечают, что большим потенциалом обладает использование данных сервисов в мобильных кардиографах и при мониторинге машин скорой помощи. Также весьма перспективным выглядит применение технологий М2М предприятиями нефтегазовой отрасли и энергетики, а также IT-компаниями.
«Наши многочисленные проекты в различных регионах России показывают, что внедрение телематики в системы контроля и управления позволяет сократить операционные затраты компаний в среднем на 20-25% за счет оптимизации затрат на персонал, энергоресурсы и комплектующие, снизить аварийность и повысить качество предоставляемых услуг»,— отметила Дарья Вольхина.
Количество абонентов данных продуктов в дальнейшем будет только расти, принося сотовым операторам все больше выручки. По оценке МТС, абонентская база сервисов М2М в среднем будет увеличиваться на 45-55% ежегодно и к концу 2015 года вырастет в 7,5 раз до 2,5 миллионов устройств. В 2011 году МТС ожидает рост абонентской базы М2М-сервисов на 60%.
Просмотров: 485