Самым спорным вопросом остается создание в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле районных дум.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев изменил стратегию проведения реформы местного самоуправления: вместо пакета из пяти-шести законов, которые планировалось внести в Заксобрание одновременно, депутаты будут рассматривать инициативы правительства поэтапно, говорит парламентарий Евгений Артюх.
«Реформа пройдет, а жесткий или мягкий вариант — это вопрос подачи»,— отметил в разговоре с JustMedia депутат.
Напомним, изначально Евгений Куйвашев предполагал провести муниципальную реформу быстро: внести в Заксобрание 5-6 законов, который примут одним пакетом — лишат население крупных муниципалитетов права выбора главы, а сами города разобьют на самостоятельные районы со своими главами, сити-менеджерами и думами.
Выглядело это жестко, резко, неожиданно. Однако губернатор столкнулся с колоссальным противостоянием со стороны властей Екатеринбурга и Нижнего Тагила, после чего полпред Игорь Холманских предупредил Куйвашева о личной ответственности за напряженную политическую ситуацию в регионе. Губернатор попросил Заксобрание отложить рассмотрение вопроса до осени.
«Губернатором была изменена стратегия, цель осталась та же — реформу провести,— отметил Евгений Артюх.— Ее основная идея — приблизить власть к населению. Мы живем в муниципалитете, где 1,5 миллиона жителей, это неуправляемая структура, в которой учесть мнение горожан сложно, им можно манипулировать. Людей не слышат. Мировая практика идет к тому, что современный муниципалитет — это порядка 8 тысяч жителей, например, внутри Нью-Йорка существует пять тысяч муниципалитетов. Или вспоминаю, как в Сиэтле мне показали памятник Ленину. Когда соцлагерь прекратил свое существование, один из жителей привез «вождя» из Чехословакии и посредством референдума горожане решили: пусть памятник стоит. Главная идея нынешней реформы — власть нужно приблизить к населению».
Депутат рассказывает, как однажды к нему со своими проблемами обратились жители одного из домов Октябрьского района: не смогли найти местного парламентария и дождаться помощи от районной администрации. Им проще было дойти до областного депутата.
«В Заксобрание будут внесены два законопроекта. Один из них закрепил 14 полномочий за сельскими муниципальными образованиями. Раньше было так, что у них не было своих бюджетов. Например, сельское поселение Галкинское получало в виде отдельной сметы деньги из Камышлова, а теперь у них будет свой бюджет под эти полномочия,— поясняет Евгений Артюх.— Второй закон закрепляет существующий порядок избрания глав муниципальных образований, но в нем есть один политический момент. Если какой-то муниципалитет захочет изменить порядок избрания, например, Екатеринбург решит перейти с двуглавой системы правления на одноглавую, то ему, помимо внесения изменения в Устав, нужно будет инициировать как субъекту законодательной инициативы внесение изменений в областной закон».
Свердловские парламентарии не сомневаются, что первые инициативы будут приняты. На очереди — законопроекты, посвященные учету общественного мнения и созданию районных дум в городах с районным делением. С последней инициативой крупные муниципалитеты в корне не согласны.
По мнению екатеринбургских депутатов, власти уральской столицы смотрят на проблемы города комплексно, не допуская ухудшения ситуации в одном районе за счет другого. В условиях, когда каждый район станет мини-городом, для его руководства будет важно в первую очередь снизить свои расходы на те или иные цели, при этом средства достижения результата могут быть различными.
Просмотров: 3227
Автор: Татьяна Рябова