Многие редкие экспонаты выставлены впервые.
В Екатеринбурге открылась выставка «Как живые. Группа Дятлова», посвященная трагическим событиям девяти студентов УПИ, отправившихся в поход 65 лет назад.
На экспозиции, с помощью писем, можно понять, что кроме Юрия Юдина, в те дни выжил еще один турист – это Николас Попов, который подписывался как «тип мрачный».
«Он планировал принять участие в этом походе, но он к тому моменту уже окончил УПИ и работал в научно-исследовательском институте в Бугульме. В письме он изъявляет желание войти в состав участников похода. А рядом лежит телеграмма, где он пишет Игорю Дятлову, что не успевает и в поход не идет», - рассказал директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарев.
Кроме переписок ребят, на выставке можно увидеть специальные щупы, которыми искали тела туристов после гибели, под витринами разместили ботинки, лыжи, крепления, а посередине зала находится алюминиевый лист. Историки предполагают, что последний принадлежит самолету или ракете, что, в теории, может подтверждать версию о техногенной катастрофе.
«Это тоже то, что было найдено многими поисковыми группами в районе перевала. Просто такое свидетельство археологизации этой истории. Это не лыжи дятловцев, но вещи из того места», – подчеркнул Игорь Пушкарев.
На открытии присутствовали и знакомые Игоря Дятлова. Например Алексей Бурдин налаживал с ним коротковолновую рацию.
«С Игорем Дятловым я ходил в поход в 1956 году на пик Грандиозный. И мы с ним настраивали его коротковолновую рацию. Идея была такая – между плотами организовать радиосвязь. Все было организовано, но эксперимент оказался бесполезным, потому что через десять минут после того, как мы толкнули плоты, первый из них прижало к залому на реке и рацию с него смыло. А вместе с оборудованием и нашу идею», – рассказывает Алексей.
Профессор Петр Бартоломей был другом пропавших студентов, а потом и председателем Фонда памяти группы Дятлова. Мужчина находился в составе поисковой группы, которая не раз проходила по горе в поисках зацепок.
«Я близко к сердцу принимаю все версии и разглагольствования. Для меня важно, что эти люди достойны великой памяти. У Игоря была отличная фотографическая память. За год до гибели нам пришлось путешествовать по другому маршруту приполярного Урала. Карт не было. На самолете Игорь, вместе с руководителем группы, пролетели и посмотрели путь. Когда мы шли уже по нему втроем, меня поразило, насколько четко он запомнил маршрут и безошибочно провел тургруппу. Легендам и версиям гибели, коих более 500, я не верю. Придерживаюсь только одной – это техногенная катастрофа. На снегу отпечатались следы ног. Группа убегала от чего-то. Либо тепловое, либо химическое воздействие из-за ракеты», – делится ученый Петр Бартоломей.
Артефакты можно увидеть на выставке, которая открыта для посетителей с 1 марта по 10 апреля, со среды по воскресенье, по адресу Карла Либкнехта, 26.
Просмотров: 3168
Автор: Галина Ниценкова