1 сентября в России вступили в силу поправки в закон об образовании, согласно которым в школах и вузах должна быть разработана воспитательная программа для детей и студентов. Другими словами, в учебных заведениях теперь должны не только учить, но воспитывать.
Сам факт «продлёнки», внеурочных занятий – явление для российских школ не новое. Но в новой редакции закона воспитание обозначено не только как всесторонне развитие личности, но и как формирование «патриотизма в самом положительном его проявлении; гражданственности; чувства законности». При этом «главными» по развитию всех этих качеств назначены педагоги.
«Со своей стороны мы готовы приложить все усилия, чтобы помочь учителям, – говорит заместитель директора Департамента молодежной политики Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Ольга Котлярова в рамках круглого стола, посвященного внеурочному образованию. – В регионе есть все возможности, чтобы сформировать качественные программы. Сегодня министерство уже работает над созданием единого банка ресурсов для педагогов, которые они могли бы использовать в своей работе. Наша задача заключается не в том, чтобы контролировать, а в том, чтобы помочь учителям. На Среднем Урале много сильных общественных организаций, проектов, связанных с образованием, хорошие школы, и нам важно, чтобы педагоги знали, каким ресурсом можно воспользоваться. Кроме этого, в реализации закона участвуют и другие министерства – спорта и культуры, и мы также стремимся к тому, что это межведомственное взаимодействие было максимально эффективным».
Учитель начальных классов школы №69 Екатеринбурга, финалист конкурса «Учитель будущего» Екатерина Белоцерковская отмечает, что никакая воспитательная работа не должна проходить без участия семьи. Задача современного учителя – увидеть, как можно объединить ученика, его родителей и учителя, чтобы вместе создать нужную среду и модель взаимодействия.
«Регламентирование такой работы не может проходить в рамках одного документа, спущенного сверху. Все школы разные, с разными возможностями. Есть сельские школы, где, очевидно, что возможностей для внеурочной работы гораздо меньше, чем в городе. Создавая такую программу, педагоги школ должны исходить из своих потребностей, заявок родителей и детей, тогда будет сформирована общая, нужна всем система, которая и будет работать. Безусловно, воспитание тесно связано с образованием. Но для меня как учителя, важно не просто научить ребенка чему-то, а помочь ему проявить его способности. И внеурочные занятие – это время, когда школьник может дальше раскрыть возможности, которые появляются у него вовремя учебы, выбрать именно ту деятельность, которая поможет ему развиваться дальше. В процессе воспитания должны участвовать все, и я имею ввиду воспитание не только ребенка, но и себя. Например, ученик приходит ко мне в класс и видит, как я взаимодействую с другими учителями, детьми, родителями – и он также учиться на этом, и использует дальше эту модель общения», – говорит Екатерина Белоцерковская.
Согласна с коллегой и проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей» Мария Афонина. По ее словам, в рамках обновленного закона важно сделать среду внеурочных занятий такой, чтобы она стала естественной и комфортной для учеников, учителей и родителей. И для этого сегодня есть огромные цифровые возможности.
Ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова, отмечает, что новая виртуальная эпоха, в которую вошли учителя и ученики, позволяет делать процесс воспитания более разнообразным и интересным. Новые каналы связи помогают значительно расширять имеющиеся горизонты.
«Внеурочные программы я бы разделила на три направления. Во-первых, это время можно использовать для профориентации. Сейчас активно появляются новые профессии, связанные с цифровой реальностью, и мы должны рассказывать об этих новых возможностях детям. Во-вторых, проектная деятельность. Современная цифровая среда снимает границы пространства и времени, и позволяет вовлекать в процесс разных людей, не ограничиваясь временными рамками. Главная задача педагога здесь – обозначить цели и задачи. В-третьих, участие школьников и студентов в социально-значимых акциях. У нас, например, в вузе есть даже магистерские программы, по которым готовят преподавателей, способных организовать такие мероприятия для детей», – говорит Светлана Минюрова.
Школам, сузам и вузам правительство дало ровно год на то, чтобы написать свои методики. В течение этого учебного года учителя разрабатывают свой проект программы, который затем утверждается директором. Новые воспитательные методики должны будут появиться во всех школах с 1 сентября 2020 года.
Кстати
В качестве хорошей базы для синтеза воспитательной и образовательной деятельности может стать работа в рамках комплексной программы «Уральская инженерная школа», которая реализуется в регионе по инициативе губернатора Евгения Куйвашева. Ежегодно из областного бюджета на ее финансирование выделяется порядка 150 рублей.
«Благодаря этому проекту в школах области создана высокотехнологичная образовательная среда для изучения математики, информатики, физики, технологии, LEGO-конструирования, образовательной робототехники. За пять лет реализации проекта современным оборудованием оснащены кабинеты технологии в 39 школах, оборудован 101 кабинет естественно-научного цикла, в 56 школах созданы кабинеты 3D-моделирования», - говорит министр образования и молодежной политики региона Юрий Биктуганов.
Автор статьи: Ольга Плехова
Фото: Борис Ярков
Просмотров: 2920