Слёт «Клуба элитных клоунов» в Екатеринбурге прошёл на ура.
Всемирный фестиваль клоунов — мероприятие, успевшее стать традиционным как во всемирной цирковой среде, так и среди привыкших к хорошему уральских зрителей. В этом году «Клуб элитных клоунов планеты» собрался на арене Екатеринбургского государственного цирка в третий раз, билеты на грандиозное шоу горожане раскупили заранее, в зале и яблоку упасть было негде.
Накануне второго представления в служебных помещениях Екатеринбургского цирка его директор Анатолий Марчевский проводил встречу-планёрку. Дело в том, что каждая премьера для клоуна — только начало. Артисты «пробуют» публику и пытаются её почувствовать, проверяют настрой. Ко второму концерту остаются только самые удачные шутки и обороты, регулируется продолжительность номера.
Премьера фестиваля клоунов прошла не совсем гладко — некоторых иностранных шуток уральский зритель просто не понял. «Накануне я видела премьерный концерт,— поделилась впечатлением одна из зрительниц.— Было довольно много шуток ниже пояса, также были шутки на гомосексуальную тематику, так что сидящие рядом со мной родители выводили из зала своих детей».
К тому же, премьерный показ программы сильно затянулся, поэтому 26 ноября Анатолий Марчевский планировал её сократить. Клоуны разминались и охотно улыбались нам, журналистам. Артисты «Эквилибра на катушках «Клоуны» успокаивали маленькую дочку, с интересом следившую за происходящим. Ночь после концерта выдалась бессонной: люди из разных стран общались до утра.
«Для меня это первый фестиваль,— рассказал народный артист России Евгений Майхровский, клоун Май.— Сейчас без меня мои же спектакли идут, потому что я бросил всё и приехал. Ни разу не пожалел! Я наблюдал каждую репетицию приехавших артистов, и это был очень интересный опыт. Все очень разносторонние, от общения ты получаешь то, что тебе не хватало в творчестве».
Если на первый фестиваль желающих приехать клоунов было не так много, сейчас Анатолию Марчевскому и его другу, генеральному директору ФКП «Росгосцирк» Александру Калмыкову, приходится проводить практически конкурсный отбор, составлять шоу, чтобы похожие номера и стили не пересекались в одном фестивале. Максимум зрелищности и разнообразия.
«Это наш собственный «Клуб элитных клоунов»,— шутит Александр Калмыков. Анатолий Марчевский отсматривает плёнки, лично ездит на представления, приглашает и пытается понять, «прокатят» западные шутки у нас или нет. Например, в прошлом году знаменитый во всём мире, признанная легенда клоунады, Питер Шаб не сорвал бешеных оваций. Многие клоуны единогласно признают русских «тяжёлой аудиторией». Люди приходят под грузом проблем, неохотно участвуют в представлении, не улыбаются. Сидят в креслах и скептически смотрят: «Давай, мол, рассмеши. Я ещё подумаю, стоило ли мне платить за представление эти деньги». У нвропейцев другой менталитет, более «лёгкий».
«Когда нам позвонил наш агент и предложил участвовать в фестивале, мы тут же обзвонили наших друзей, которые здесь уже были,— делится воспоминаниями комический дуэт из Нидерландов, хрупкая Галина и брутальный Сони Хейс, мужчина с внешностью бывалой рок-звезды.— Все в один голос кричали: езжайте, там очень красиво. Марчевский — сказочный человек, добрый; тёплый приём. Директор цирка, ещё и клоун, всё понимает и принимает. Это незабываемо. Одно но — публика там тяжёлая».
Галина и Сони Хейс продемонстрировали известные уральскому зрителю номера, но в более интересном исполнении. В одном из номеров смешливая Галина играла весёлую помощницу вечно мажущего метателя ножей, это широко оценили екатеринбуржцы.
Трио «Стагбагс» прибыло прямиком из Швейцарии и с интересом взирало на остальных. Три молодых парня причисляют себя к модерновым клоунам, но говорят, что им интересно было из-за кулис посмотреть на работу своих более «классических» коллег. «Стабагс» — это этакий «комеди клаб» в клоунаде. Номера ребят новые, очень живые, натуральные, современные, отлично обыгрывается музыка, интересны визуальные эффекты. Трио открывало первое отделение. Перед зрителями ребята предстали в образе солидных рэпперов. В самом разгаре брутального мужского танца с одного из «музыкантов» начали предательски сползать низко сидящие модные рэпперские штаны. Юмор у швейцарцев очень непосредственный, своими скетчами они просто взвинтили аудиторию.
Не так повезло комическому дуэту «Лос Мандукас» из Венгрии. Премьерное представление могло трагически закончиться для акробатов. Двое молодых на вид мужчин уже более 25 лет играют акробатов — маленького и огромного. Этот номер лидер группы Фабио начал репетировать ещё со своим отцом. «Здесь у вас много добрых людей и много профессиональных клоунов. Рядом с некоторыми я чувствую себя просто новичком,— признался Фабио.— Однако вчера мне стало по-настоящему страшно. В нашем номере мы выводим на сцену мужчину, зрителя. Понимаете, я — не гей, однако в номере я шуточно пристаю к этому мужчине, обычно людям очень смешно, это просто номер, просто игра. Но вчера, когда я начал приставать к мужчине из зала, я был напуган — он взбесился. Я честно думал, что он меня убьёт, не видел более злого зрителя». Да, Фабио не знал об особенном менталитете уральских мужчин (попробовали бы вы исполнить подобный номер на Уралмаше).
Так что ко второму концерту этих элементов в программе уже не было. Зал принял Фабио и партнёра тепло, ведь вместо «странных наклонностей» они показали настоящую силу и несколько интересных трюков.
Бесспорным вниманием публики пользовались «гигантские животные» циркового театра «Але Хоп» из Аргентины. На сцену выходили похожие на огромных комаров футуристические инопланетные «слоны» и один «слонёнок». Гигантские странные животные выполняли команды смелой инопланетянки с кнутом. В антракте группа в настоящих «клоунских» костюмах ходила по залу, развлекала зрителей, создавая соответствующую атмосферу.
Ещё одним зрелищным номером стали эквилибры на катушках «Клоуны». Трое клоунов: блондинка с веснушками — рыжий клоун, огромный белый мужчина — белый и грустный красный клоун. Классика, «представление о клоунах» Федерико Феллини, яркое визуальное представление. «Красивый номер с очень ярким визуальным рядом,— пояснил Анатолий Марческий,— а их красный клоун и правда всегда грустный». Грустный красный мужчина весь вечер молчал. «На самом деле, я всегда был тяжеловесом,— рассказал белый клоун.— Мы делали сложные номера на катушке, катушка на живом весе — это здорово, но и опасно. Всегда может «гульнуть» рука, и человек рискует упасть. А потом нам предложили сделать наш номер в виде клоунады, добавить драму. Помню, как мы в первый раз одели костюмы и после выступления я почувствовал, что реакция публики была другой, намного более сильной».
Номер готовили год, хотя неискушённому зрителю он не покажется сложным. Однако его высоко оценили профессионалы, трио пригласили на международный чемпионат в Монте-Карло, на «олимпийские игры» для циркачей всех мастей. Наши зрители и не подозревали, с какими знаменитостями находятся.
Русских клоунов представлял Клоун Харри. «То, что он делает, не делает на российской сцене никто, у нас нет такого стиля работы,— восторженно сообщил Александр Калмыков.— Я был шокирован, впервые увидев его».
Стиль работы клоуна Хэрри показался мне некой отечественной калькой на известного в германии Хуш-ма-хуша, завоевавшего сердце зала на прошлом фестивале (в конце представления появление чёрно-белого фрика Хуша вызывало у публики настоящую истерику). Клоун Хэрри использует в своих номерах зрителей. На вопрос о том, злятся ли клоуны на недовольную публику, он только улыбнулся. «Если зритель недоволен, виноват всегда клоун. Ведь люди приходят, чтобы улыбаться,— рассказал он.— Мы ещё с антракта высматриваем в зале самых радостных ярких людей, которые улыбаются и хотят участвовать, их и приглашаем. Да, бывают ошибки, зритель счастливый, довольный, но — не подыгрывает тебе. Со временем я стал находить в себе силы и приглашать других людей из зала, правда, это нарушает ритм представления. На 20 удачных у клоуна обычно приходится один неудачный зритель, подсадных уток у нас нет. Бывает, что подвыпившие подростки сидят и выкрикивают оскорбления. Клоун не должен обижаться. Однажды я был свидетелем того, как клоуна довели. Он поднялся к публике и врезал самому говорливому зрителю. Остальным предложил уйти, а недовольных пригласил «поговорить» к чёрному входу». Клоун Май тут же вспомнил аналогичную ситуацию с другим финалом: «Клоун подошёл к пьяному мужчине и вкрадчиво сказал: «Господин, вам не нравится наше первое отделение? Хотите мы проводим вас в наше девятое, оно тут недалеко, вам там будут рады».
Однако ничего подобного на фестивале не произошло. Публика хорошо приняла и клоуна Хэрри, и клоуна Мая.
Настоящим открытием и даже чудом для меня (и, судя по реакции зала для всех), стала Анна Опера, человек-труба. Вы видели смешные пружинки-радуги в 1990-х? Представьте, что их стало четыре, что они огромного размера, это ноги и руки, без головы. Огромные самоходные пружины выбегают, и делают всевозможные фигуры, вырастают и изгибаются как кажется не может ни одно человеческое тело.
«Это то самое чудо которое должно быть в каждом цирке, которое от него ждут, — рассказал Анатолий Марчевский.— Представляете, когда наши дети на репетиции впервые увидели костюм Анны, они были в шоке. Все просили попробовать и потрогать, так и стояли с открытыми ртами, а ведь дети у нас бывалые!». Саму Анну мы так и не увидели. «Костюм она снимает только в самолёте», - пошутил директор.
Однако Анна была не единственным чудом вечера. Фестиваль был посвящён 75-летию знаменитого клоуна Леонида Енгибарова, кумира Анатолия Марчевского. На концерт приехал его внук, лишь недавно узнавший о том, кто был его дедушка. Леонид Енгибаров был отцом его матери. Он погиб молодым, а его супруга осталась с маленькой дочерью на руках. Когда девочке не было и пяти лет, маму насмерть сбила машина и ребёнка отдали в Чехию, к бабушке и дедушке, она потеряла все связи с Россией. В 17 лет девушка потеряла бабушку и дедушку и осталась одна. Вскоре она вышла замуж и родила ребёнка, однако не прожила с мужем и трёх лет. Пара решила расстаться. У женщины нашли страшное заболевание, борьба с которым отнимала много сил, мальчика отдали отцу. Но сын и отец прожили не так долго — отец мальчика умер, когда он только успел стать подростком. Юноша вернулся к матери, которую совсем не знал, отношения между ними были сложные. Однажды, сидя на чердаке, он обнаружил коробку с записями на русском и рисунками, дневниками, фото. Он понёс находку к матери и узнал, что дед был великим клоуном Енгибаровым. Мальчик отнёс записи переводчикам, дневник и примечания деда увлекли его. Он не заметил, как влюбился в профессию. Сейчас ему 26, и он учится, учится быть как дед. В конце вечера Анатолий Марчевский подарил юноше звезду в созвездии Рыб, названную в честь его деда звездой Енгибарова, вручил сертификат… и после этого из-под купола цирка полетели жёлтые лисья клёна с лицом клоуна и его знаменитой подписью. Журналисты называли Леонида Енгибарова «клоуном с осенью в сердце», и Марчевский решил придерживаться этого определения во всём, «запустив» в цирке осень, несмотря на огромные холодные сугробы на улицах.
ФОТОрепортаж о фестивале клоунов смотрите здесь.
Просмотров: 2867
Автор: Алиса СТОРЧАК, фото — Валентина СВИСТУНОВА