Интервью с тяжеловесами кинобизнеса на фоне открытия в «Синема парк» кинозала IMAX.
В день открытия высококачественного кинозала IMAX в кинотеатре «Синема парк» (ТРК «Алатырь»), 15 декабря, корреспондент JustMedia.Ru пообщался с генеральным директором сети кинотеатров «Синема парк» Сергеем Китиным и генеральным менеджером департамента развития бизнеса IMAX Corporation Джулианом Стенфордом о прошлом и будущем российского кинопроката.
—Кино любимо русскими еще с седых времен Советского Союза. Но в 1990-е годы к нам в кинотеатры пришло запустение. Как удалось устроить Ренессанс в кинобизнесе?
Сергей Китин: В 1990-е годы у народа хватало забот: нужно было выживать. За десять лет кино сильно изменилось. Если в 90-е были лишь однозальные кинотеатры, то начало двухтысячных преподнесло мультиплексы, формат Dolby, современное оборудование. В этом году российский кинопрокат заработал один миллиард долларов, «вымахав» на 30 процентов. Это показатель того, что прокат активно развивается за счет того, что федеральные сети пришли в регионы. Мы стали частью системы кинопроката: голливудское кино приходит на наши экраны не месяц спустя, а одновременно со всем миром. Кинобизнес стал цивилизованным. Так, «Синема парк» публикует свою выручку на сайте. Поэтому продюсеры мировых компаний нам доверяют. Мы боремся с пиратством, устанавливая камеры в кинотеатрах. Комплекс мер сделали Россию киноединицей, уважаемой во всем мире.
—Джулиан, есть ли страны, подобные России, где кинопрокат претерпевает бурное развитие?
Джулиан Стенфорд: То же, что произошло с Россией, случилось и в других развивающихся странах: Китае, Индии. Ведущие киносети строят в этих странах модернизированные кинотеатры, которые вновь привлекают публику, например, строя кинозалы IMAX. Нам радостно, что Россия имеет хороший бэкграунд: сильные режиссеры, яркие фильмы. Сейчас мы можем прийти и поддержать это, построив что-то лучшее. И уже по темпам развития бизнеса Россия занимает для IMAX третье место после США и Китая.
С.К.: Мы сделали компанию, которая становится лидером на рынке, построив уже 20-й мультиплекс. Двигаем кинопрокат вперед, возвращая зрителя в зал. И само российское кино с точки зрения производства получает второе дыхание. Не зря у истоков «Синема парка» стояли Михаил Потанин и Никита Михалков.
—Советский период киномании прошел, но старые кинотеатры остались. Чем выгодна перестройка старых, а чем — постройка новых?
С.К.: Мы своими руками построили все мультиплексы, понимая, что из однозальника идеально сделать десятизальник нельзя — это всегда какой-то компромисс. Это, в конце концов, и обходится дороже. Мультиплексы мы затачиваем под цифровой кинотеатр. Это предусматривает даже система вентиляции. Когда настало время, мы договорились с IMAX и легко реконструировали один из екатеринбургских залов, так как высотность потолка в нем была 15 метров. Так никто не строит, а мы изначально ориентировались на модернизацию.
—А для специалистов IMAX есть разница строить зал в старом или в новом кинотеатре?
Д.С.: Мы строим, как и в старых, так и в новых кинотеатрах, результаты примерно одинаковые. Главное, зал должен отвечать определенным требованиям. Важно не размер экрана, а то, как он расположен к зрителю. Экран залов IMAX максимально приближен к аудитории. Таким образом, люди находятся в происходящем в ленте.
—Обыватели смогут отличить IMAX от другого 3D?
С.К.: Однозначно. Про любую хорошую вещь можно рассказать на пальцах. Другой вопрос, хватит ли пальцев на руке. Мы говорим о том, что это лучшее из возможного на сегодня качества: эффект присутствия, великолепный звук.
Д.С.: Эффект присутствия создается в комбинации трех факторов. Во-первых, специальное преобразование фильмов под IMAX (некоторые режиссеры снимают отдельные сцены специально для возможностей IMAX).Во-вторых, мы используем два проектора для качественной картинки. В-третьих, IMAX выстраивает звук специально для каждого кинотеатра. Колонки «выбрасывают» звук таким образом, что каждое место в кинозале идеально для просмотра кино.
С.К.: Высокотехнологическое оборудование IMAX отличается не только ценой. Грубо говоря, цифровой проектор стоит 100 тысяч евро, а техника IMAX - на порядок дороже. Оборудование настолько умное, что исключает человеческий фактор. Любая ошибка в качестве изображения автоматически исправляется. А за 40 минут до показа оборудование проходиттест. Даже в мелочах мы гарантируем хорошее настроение зрителя.
—Сегодня каждый может купить большой 3D-экран, выстроить звук, приготовить поп-корн и позвать друзей. В чем же секрет популярности кинотеатров до сих пор?
С.К.: Мы предлагаем выбрать не только по душе, но и по качеству. В «Синема-парк» есть залы Jolly, Relax, теперь IMAX. Безусловно, домашний просмотр останется актуальным, но приход в кинотеатр — это огромная гамма ощущений. Можно и узнать много новостей, посмотрев анонсы фильмов. Идти в кинотеатр значит быть актуальным, знать много, что и требуется молодежи. «Ты еще не посмотрел этот фильм? Ты кусок жизни потерял!». Поход в кино — определенный социум. После просмотра я иногда покупаю DVD, чтобы во второй раз посмотреть фильм или, включив голову, посмотреть что-то умное. Но если ты хочешь быть актуальным, ты все равно пойдешь в кинотеатр.
—Производители 3D-телевизоров являются для IMAX конкурентами?
Д.С.: Скорее всего, нет. Когда я работал в MGM, все были уверены, что DVD убьет кинотеатры, а наоборот ДВД подстегнул интерес к кино. Домашняя 3D система не позволяет добиться того, что предлагает «Синема парк» и IMAX. С улучшением домашних кинотеатров, появляются и улучшения в кинотеатрах.
—Сергей, с открытием нового зала в Екатеринбурге вы планируете запустить линейку образовательных фильмов. Такое для столицы Урала в новинку. Возможно ли то, что в будущем школьники начнут познавать мир через 3D-очки?
С.К.: Почему бы нет? Тот же IMAX — лучший способ увлекательной подачи информации, которая может быть занудной на уроке географии. Посетив образовательный фильм в IMAX, сознание любого зрителя будет перевернуто. Уверен, что педагоги захотят, чтобы их дети приобщились к такому способу подачи, испытали эмоции и захотели познавать мир. Что мы можем предложить следующим этапом, сложно сказать.
—Джулиан, вы работали в компании Aristocrat Technologies, которая разрабатывает видеоигры. Не секрет, что сейчас они становятся все более кинематографичными. Не кажется ли вам, что кино и видеоигра вот-вот сольются на экранах кино?
Д.С.: «Трон», который близок видеоигре, показывает, как соприкасаются игра и кино. Но есть технические моменты, которые не позволяют двум мирам объединиться: разница между ощущениями одного человека и коллективного переживания фильма, разница в более активном вовлечении в происходящее и в более пассивном. Я знаю такие примеры, когда операторы киносетей пытались сделать кино интерактивным, но это не получилось. На данный момент останутся технические параметры, которые не позволят кино и играм объединиться. Видеоигры популярны сегодня, потому что позволяют геймеру делать то, что он хочет. «Аватар» или «Трон» увлекают вас в картинку, туда, куда вы бы хотели попасть. Пройдет еще много времени, перед тем как мы дадим возможность геймерам и киноманам получить двойное удовольствие.
—Что может быть круче нынешнего IMAX? В какую сторону разработчики будут изощряться дальше?
С.К.: Сегодня по качеству изображения и звука достигнуто многое. Существует эксперименты с 4D, 5D, но это аттракцион, шоу. Развитие, скорее всего, не пойдет туда. Элемент интерактивности в ближайшее время может быть реализован в обучающих фильмах. Так, я присутствовал в израильском кинотеатре, куда водят школьников и в очень умной подаче дают материалы о наркотиках, и анонимно, с помощью пультов голосования, выясняют их отношение с помощью вопросов. Если говорить о художественном фильме, то интерактивность не очень нужна, и пока новые идеи вряд ли появятся.
ФОТОрепортаж с открытия зала IMAX в «Синема парк» смотрите здесь.
Просмотров: 4812
Автор: Беседовал Иван НЕКРАСОВ, фото — Александр МАМАЕВ