Авторский спектакль «Гадкий утёнок» зажигает звезды и заставляет сердца трепетать.
В вечернее время в театре балета «Щелкунчик» кипит жизнь. По коридорам снуют маленькие артисты, в залах дают уроки танца педагоги-мастера, а на главной сцене вот уже неделю проходят финальные репетиции премьеры балета-сказки «Гадкий утёнок» по мотивам произведения Ганса Христиана Андерсена. Екатеринбург увидит авторский спектакль, поставленный художественным руководителем театра Михаилом Коганом, в День защиты детей. А вот нетерпеливые корреспонденты JustMedia решили не дожидаться премьеры и оказались свидетелями одной из последних репетиций…
Михаил Коган: Массне — не плохой композитор, видимо, я плох для Массне
Визит JustMedia начинается со знакомства с руководителем «Щелкунчика» Михаилом Ароновичем Коганом. Стучим в дверь его кабинета.
«Да-да, входите. Усаживайтесь, пожалуйста»,— приветливо говорит создатель театра балета, занимает свое кресло и дает понять, что не прочь поговорить о грядущей премьере.
Ради благого дела Когану пришлось подружиться с Массне
Оказывается, что Михаил Аронович совершенно не был готов к работе с музыкой французского композитора Жюля Массне.
«Бывают спектакли, которые ты хочешь ставить, но этот спектакль я ставить не хотел. Просто не понимал музыку, и это не потому, что Массне плохой композитор, видимо, я плох для Массне»,— с улыбкой на лице утверждает художественный руководитель театра.
Согласно теории Михаила Когана, в любом спектакле обязательно присутствует такая часть, которая должна тебя зацепить и привести постановку к успеху.
«В случае с «Гадким утёнком» такая часть нашлась с трудом. Произошло это не сразу, а во время репетиций, когда я вдруг почувствовал, что у меня внутри что-то зажглось. В этот момент все трепещет, и ты понимаешь, что попал в точку»,— говорит создатель спектакля.
Сначала постановщик отказывается раскрыть карты перед JustMedia и не называет самый волнительный момент спектакля. Он обосновывает свое решение тем, что зритель должен прочувствовать постановку и ощутить на себе тот самый внутренний трепет. Однако позже Михаил Аронович признается, что его не оставило равнодушным превращения утенка в лебедя…
Даже свободная минутка артиста превращается в разминку
В спектакле задействовано более 50 танцовщиков. В массовых сценах, а также партиях цыплят, утят и индюшат заняты начинающие артисты балета — ученики первого класса хореографической школы.
Самым маленьким артистам, исполняющим роли паучат, — по шесть лет. А вот характерные партии «взрослых» достались старшему составу театра балета «Щелкунчик».
«Важно, чтобы зритель увидел, что дети не просто изображают из себя птиц и животных, а понимают, какую роль они несут в спектакле. Ребята играли с таким удовольствием, что порой заигрывались»,— рассказывает Михаил Коган.
Порой маленькие детки делают сложные поддержки в паре со старшими ребятами. По словам сотрудников театра, «взрослые» артисты в такие моменты отвечают за малышей, которых держат, крутят и подбрасывают. Это очень трогательные моменты, поскольку первые работают надежно, а вторые доверяют более опытным коллегам.
Горбатую спинку «Щелкунчик» исправит
Гостеприимные сотрудники «Щелкунчика» с удовольствием представляют нам главного художника театра Ольгу Меньщикову. JustMedia не терпится узнать, в чем же уникальность декораций и костюмов, созданных специально для «Гадкого утёнка».
«Костюмы спектакля более тяжеловесные. Ноги в балете всегда стараются облегчить и сделать их воздушными, а в этой постановке многим артистам придется надеть яркие полосатые гетры. Птичий двор и характерные персонажи должны контрастировать с чистыми, легкими, нежными лебедями»,— говорит Ольга Меньщикова.
Что касается декораций, они объемнее прежних, отличаются сочностью, изяществом и на них превосходно ложится свет.
Пока JustMedia беседует с главным художником театра, в кабинет незаметно пробираются «взрослые» солисты «Щелкунчика» Роман Игошев и Никита Тихомиров.
Репетиции еще не начались, а это значит, что есть время «попытать» юных артистов.
Из маленькой куколки Роман превратился в прекрасного принца
«Лет в шесть меня привели в «Щелкунчик». Я был «горбатым» мальчиком, и мама отправила меня в балет, чтобы я исправлял свою спинку. Моим дебютом стала роль маленькой куколки в спектакле «Щелкунчик» на сцене Оперного театра. Тогда мне было семь лет»,— вспоминает Роман.
После этого карьера юного артиста пошла в гору. Для него ставились красивые сольные номера.
«Это очень талантливый и способный парнишка. Как правило, он играет принцев, а тут вдруг неожиданно исполняет роль этакого гуся-дурачка, который пытается ухаживать за гусынями и вызывает смех в зале. К моему большому удивлению, в новом спектакле Роман раскрылся еще и как актер. Я даю ему материал, а он его развивает и находит такие нюансы и повороты, что в зале спокойно сидеть невозможно»,— говорит постановщик Михаил Коган.
Однако перед Романом стоит непростая задача. В «Гадком утёнке» ему предстоит сыграть не только роль гуся, но и роль страшного паука.
«Второй образ дается сложней, он для меня непривычен. Да и вообще эти герои контрастные: гусь забавный, а паук ужасный»,— отмечает Роман.
Его коллега Никита Тихомиров предстанет перед зрителем в роли пса — хозяина двора.
«Для меня это просто смешная дворняга. Партию заучил механически, осталось войти в образ. Главная задача не только станцевать, но и по-актерски отыграть роль. Нужно найти какую-то изюминку, чтобы и зрителю было интересно наблюдать за твоей работой, и у тебя было желание дальше исполнять эту роль»,— говорит артист.
Прежде чем взяться за роль, Никита ищет в ней изюминку
JustMedia незамедлительно спрашивает, собеседника, нашел ли он эту самую изюминку.
«Первого июня проверим»,— смеясь, отвечает Никита.
Гусеничка, танцующая на пальцах
JustMedia направляется в зрительный зал. На сцене репетируют лебеди. Шесть девочек и ровно столько же мальчиков разбиваются на пары и оттачивают каждое движение.
«Не прыгайте с такой силой! Артем, спокойней! У тебя волосы взлетают до потолка!»— выкрикивает из зала Михаил Коган.
Маленький, но опытный Артем показывает коллегам, что нужно делать на сцене
Постановщик просит ребят вообразить, что они разгребают щепки, которыми усеяна гладь пруда, и артисты не по разу отрабатывают комбинации движений.
«Мягче, мягче! Горбатая спина! Девочки с партнерами танцуем, а не сами по себе!»— доносятся наставления создателя спектакля.
В это время в одной из небольших театральных комнат полных ходом идет приготовление к репетиции «птичьего двора», который сменит на сцене команду лебедей. Артисты надевают костюмы цыплят, летучих мышей и насекомых. Мамы, бабушки и даже папы помогают своим чадам перевоплощаться.
Навстречу JustMedia выбегает маленькая девочка в костюме гусеницы. Это девятилетняя Яна Черепанова, ставшая для руководителя театра настоящим открытием. Михаил Коган заметил артистку на репетициях и намерен работать с ней в дальнейшем.
«Эта маленькая девочка будет исполнять главные партии в моих будущих спектаклях. А в «Гадком утёнке» ей предстоит сыграть роль гусенички — подружки нашего лебедя. Яна оказалась настолько крепкой, что даже исполняет свою партию на пальцах. Я обнаружил в ней то самое ядро, которое впоследствии даст хорошие результаты»,— говорит создатель спектакля.
Зеленая гусеничка Яна оставляет волнение за кулисами
Сама «гусеничка» признается, что ей нравится танцевать на сцене «Щелкунчика». До «Гадкого утёнка» девочка танцевала в других спектаклях и исполняла сольную партию минутки в «Золушке», а также участвовала в массовых партиях в роли виноградинки, лягушки и рыбки.
«Конечно, я немного волнуюсь перед выходом на сцену. Но наш педагог всегда подбадривает девочек и говорит, что нужно оставлять волнение за кулисами»,— говорит Яна.
Практически все артисты в сборе. Еще чуть-чуть — и сцена «Щелкунчика» превратится в птичий двор. Яркие костюмы и позитивный настрой ребят говорят о том, что все получится и премьера пройдет «на ура».
JustMedia решил не раскрывать екатеринбургскому зрителю все секреты спектакля и пожелал оставить красочное действо за закрытыми дверьми. Приходите в «Щелкунчик» в День защиты детей и сами все увидите.
ФОТОрепортаж с репетиции балета-сказки «Гадкий утёнок» смотрите здесь.
Просмотров: 6534
Автор: Татьяна Рябова
Фотограф: Донат Сорокин