Питерский режиссер расскажет екатеринбуржцам, как «Там живут люди».
Уютная и добродушная «Волхонка» распахнула перед корреспондентами JustMedia свои двери на пару часов — ровно столько длилась репетиция нового спектакля для вдумчивого и неравнодушного зрителя «Там живут люди», поставленная питерским режиссером Алексеем Янковским по пьесе южноафриканского драматурга Атола Фугарда. «Здравствуйте» донеслось из полумрака небольшого зрительного зала. Художник восседал в самом центре и руководил процессом. В считанные минуты корреспонденты JustMedia перенеслись в Южно-Африканскую республику начала семидесятых годов…
Африканская вечеринка с гусеницами, квадратным тортом и бессмертным Фрэнком Синатрой
За большим круглым столом — рыжеволосый Дон Брэдшоу в исполнении Игоря Решетова. Герой ведет отчет и размышляет о жизни, жаждет перемен, мечтает открыть дверь и оказаться в другом мире. Череда пустых дней делают пустым само существование Дона.
Пока Игорь Решетов читает монолог, вокруг стола суетится худрук театра, она же — исполнительница роли хозяйки Милли Татьяна Савинкова. Женщина сервирует стол и выбирает платье. У Милли праздник: сегодня весь дом будет отмечать 50-летие хозяйки. Вот только рядом не будет возлюбленного — мистера Алерса. Назло ему героиня Татьяны Савинковой задумала устроить грандиозную вечеринку на зависть всем. Поддержать веселье взялись уже упомянутый квартирант Милли Дон и его приятель Шорти Лангевельд в исполнении Сергея Ювженко. Добродушный боксер появляется на сцене в длинном плаще, кепке, с тортом и свекольной ботвой в руках. Торт — для хозяйки, листья — для гусеничек, которых герой держит в кастрюле и ждет, пока те сплетут шелк. Наивный и глуповатый, он вызывает и сожаление, и смех.
Милли готовится к самой грандиозной вечеринке |
«Полежат твои гусеницы и превратятся в моль. Никто не разводит моль, а ты разводишь»,— обращается Милли к Шорти.
Герои ведут беседы на повышенных тонах и обмениваются колкостями. После непродолжительных разговоров следуют паузы. Екатерина Мельникова, исполняющая роль Сиси (жены Шорти — прим. ред.) называет эти секунды молчания музыкой.
Добродушный Шорти совсем не умеет шутить |
«Текст любой пьесы — это музыка, а в музыке есть переходы и проигрыши. Зритель по-своему воспринимает эти паузы: кто-то в этот момент может вздыхать, кто-то уснуть, а кто-то подумать о своей жизни, вспомнить что-то. Мы же не говорим потоком, в паузах тоже что-то происходит, мы размышляем»,— говорит актриса.
Сиси открыто изменяет супругу с неким Билли, которого зритель спектакля так и не увидит...
Все люди — обладатели синих задниц павианов
Бьют часы, герои произносят неудачный тост, после чего выпивают по бокалу белого вина, съедают по куску ужаснейшего квадратного торта и начинают говорить о жизни. Праздником тут и не пахнет, вечеринка явно не удалась. Милли требует от гостей развеселить ее, но попытка Шорти рассказать анекдот, который оказывается загадкой, заканчивается спором. После этого хозяйка заставляет Дона спеть, но тот отказывается, и зритель становится свидетелем очередного конфликта. Прыщавый Дон покидает комнату, а Милли и Шорти затягивают бессмертную песню Фрэнка Синатры «My Way».
Дон видит в своем приятеле Шорти объект научных наблюдений |
«Мой дом, мой день рождения, и меня рано хоронить»,— провозглашает хозяйка.
Апогеем вечеринки становится признание Дона, что Шорти для него лишь объект наблюдений. Он видит в своем приятеле вымирающий человеческий вид, интересный для науки. И снова долгая пауза, после которой Шорти предлагает Милли сходить в зоопарк и посмотреть на синие задницы павианов. А спустя несколько минут герои признают, что каждый из нас является обладателем этой самой синей задницы.
«Автор дает зрителю возможность посмотреть на каждого героя в отдельности, увидеть его историю, понять жизненную драму, все сводится к самоиронии, у нас у всех синяя задница, как у павиана в зоопарке. Жизнь должна быть легкой, приносить положительные моменты, не стоит с головой уходить в проблемы, нужно просто жить…»,— говорит Екатерина Мельникова.
Ее героиня Сиси появляется на сцене в конце спектакля. Девушка просит мужа увезти ее в Кейптаун, поскольку все ей здесь отвратительно: в мужчинах она разочаровалась, и город ей надоел. Шорти все-таки находит силы переломить свой страх и неуверенность перед женщинами. Он хочет доказать жене свою любовь, и то, что он все-таки может сделать ее счастливой.
Сиси мечтает о Кейптауне |
«Каждый герой в итоге скандалов, шуток, сольных выступлений с песнями приходит к своей правде. Все герои, сами того не подозревая, помогают друг другу пройти своеобразный, жуткий и неприятный ритуал очищения. Очищения души и обретения надежды на лучшее. Жанр спектакля можно условно отнести к «Present сontinuous tense» (с англ. «настоящее продолженное время» — прим. ред.), действие, длящееся в определенный момент в прошлом, настоящем или будущем. Также и у героев: они не ценят реальный момент времени, постоянно оплакивают то, что уже не вернешь, и пытаются строить сомнительные планы. Персонажи спектакля создают иллюзию жизни, чтобы со стороны она смотрелась как красивая картинка увлекательного фильма. Им нужно устроить «такой тарарам, что прохожие будут останавливаться и говорить: «Там живут люди!»— рассказывают создатели спектакля.
В конце постановки актеры выходят на поклон. Это неотъемлемая часть любого театрального действа, а в нашем случае режиссер создает спектакль в спектакле. Четыре героя берут в руки четыре уголка белоснежной скатерти и превращают ее в экран, на котором под зажигательную музыку кружатся в танце представители разных эпох. Перед зрителем появляются танцующие Чарли Чаплин, Георгий Вицин, Хит Леджер, сменяют друг друга шикарные балы, яркие джазовые вечеринки и шумные, хмельные компании. Вот и наши герои пускаются в пляс, а Милли даже забирается на стол и от души постукивает каблуками. Все-таки вечеринка удалась, а жизнь продолжается…
У каждого спектакля свой срок, его нужно выносить, как дитя
В зале зажигается свет, и зритель благодарит актеров за игру. Алексей Янковский не прочь пообщаться с журналистами. Мы поднимаемся на второй этаж «Волхонки», где по очереди начинаем пытать режиссера.
На вопрос, какой конфликт лежит в основе спектакля постановщик с ходу отвечает: «Конфликт — в божественном происхождении человека и его тяжелом социальном существовании».
«Мир остается неизменен, а социум постоянно меняется. Конфликт драматический всегда один — между желанием чего-то и невозможностью это получить»,— говорит Алексей Янковский.
Для режиссера поклон - неотъемлемая часть театрального действа |
Разные режиссеры работают по-разному, утверждает наш собеседник.
«Можно привезти с собой какое-то зерно и посмотреть, что вырастет на почве театра. Мне было интересно, что вырастет здесь. Замечу, что один из действующих лиц спектакля — это зритель. Он может не аплодировать, но он становится участником действия, а это всегда трудно»,— добавляет режиссер.
Спектакли по пьесам Атола Фугарда ставят не часто. Но это никак не связано со сложностью пьесы.
«Просто она была когда-то кем-то забыта, а мы ее для себя открыли. Спектакль не сложный, он про обычных людей, которых мы встречаем ежедневно, про нас самих, про тех, кто изо дня в день живет своей жизнью и однажды решается что-то поменять, понимает, что так жить дальше нельзя. Вообще спектакль про любовь, про людей, которые не видят за обыденной жизнью важных вещей, утрачивают переживания и чувства»,— говорит актриса Екатерина Мельникова.
Она рассказывает, что спектакль готовили долго: сначала прочитали пьесу, потом походили по театральной площадке, как это обычно бывает. А затем несколько раз откладывали постановку в недолгий ящичек.
«У любого спектакля есть свое время, как у ребенка, которого нужно выносить, который должен созреть, чтобы появиться на свет. У каждого спектакля есть свой срок, нужно иногда уметь убирать его в недолгий ящик и абстрагироваться. Порой важно подождать, а потом достать пьесу и взглянуть на нее свежим взглядом. Играя свои роли, мы отталкиваемся от самих себя, а режиссер следит за развитием и направляет»,— добавляет Екатерина.
Сказать по правде, хочется взглянуть на спектакль целиком, чтобы в полной мере почувствовать себя участником этой южноамериканской истории. Советуем и вам. «Волхонка» ждет своего зрителя на премьеру спектакля «Там живут люди» 6 марта в 19.00 и 16 марта в 18.00.
ФОТОрепортаж с пресс-показа спектакля смотрите здесь.
Просмотров: 4685
Автор: Татьяна Рябова