Лидер «Сансары» о полете «Ласточки», шоу-бизнесе и любви к Екатеринбургу.
«Ласточка» группы «Сансара» облетела Россию и вернулась в родной Екатеринбург. Юбилейная пластинка проделала большой путь от «Вечернего Урганта» до музыкальных площадок Сибири. Презентация нового альбома продолжится осенью, сразу после череды летних фестивалей. Во время прогулки по уральской столице фронтмен группы Александр Гагарин рассказал JustMedia о своей любви к импровизациям, чем «Сансара» привлекает молодежь и как рождаются дуэты.
«Внутренний менеджер говорит, что произошли качественные изменения»
—«Ласточка» стартовала удачно?
—На улице весна, «Ласточка» летает, ей классно. Где-то удавалось собирать большие залы, где-то зрителей было меньше. Мне показалось, что выступления в Сибири прошли не так ярко, как в Екатеринбурге, Питере или Москве. Последний концерт давали в Красноярске. Я был не очень доволен выступлением. На сцене меня преследовало ощущение, что я не дорабатываю. Видимо, накопилась усталость, и мне казалось, что я какие-то вещи делаю машинально, но это было заметно лишь мне. После выступления подошли люди, у которых этот концерт «Сансары» был двадцать пятым по счету, и сказали, что он был лучшим. Судя по всему, есть какой-то уровень, когда ты хуже не сделаешь, плюс ко всему зритель приходит со своим внутренним миром, эмоциями и ощущениями.
—Твой брат Анатолий Гагарин в недавнем интервью сказал, что концерт в Доме печати легко связал последний альбом с предыдущими хитами. Он не разглядел швов между прошлым и настоящим. Так задумывалось?
—Если мы достаем давние хиты, например, те, которым лет пятнадцать, они все равно адаптируется под нас сегодняшних. И хорошо, если это заметно. Песни из альбома «Игла» и «Ласточка» исполняются в одном ключе, это две части одного целого. Развитие если и есть, то оно не всегда заметно, поскольку речь идет не о музыке, а о внутреннем ощущении, о каких-то своих историях. «Ласточка» музыкально спокойнее, чем «Игла», но не в плане текстов, в них — буря страстей и удушающих эмоций. Мне нравится тот звук, который мы нашли в альбоме «Игла» с саунд-продюсером Феликсом Бондаревым, и мне хотелось, чтобы с «Ласточкой» была похожая история. Однако в дальнейшем мы попробуем сделать шаг в сторону.
—Выступление в «Вечернем Урганте» наделало немало шума: екатеринбургская группа играет в рейтинговой программе Первого канала. Многие разглядели в этом творческий рост. Ты рассматриваешь это как своего рода признание?
—Мой внутренний менеджер говорит, что качественные изменения, действительно, произошли, но это не связано с Ургантом (улыбается). Последние четыре года мы занимаем активную позицию, все наши достижения — результат большого труда, какими бы мы ни хотели казаться бездельниками, праздно шатающимися по городу.
—То есть достижения для себя все же отмечаешь?
—Мы ставим себе какие-то галочки, вроде выступления в концертном клубе YotaSpace в Москве. «Сансара» никогда ранее не играла в таких больших залах. Пусть не собрали его целиком, но сам факт того, что мы там были — в каком-то смысле шаг вперед.И мы обязательно туда вернемся.
—Зачастую музыканты, которые видят перспективу развития, перебираются в Москву или Питер. У тебя таких мыслей не возникало?
—Зачем, если ты туда каждую неделю ездишь? В Москве достаточно быть — самолеты летают, поезда ходят, разве что корабли не плавают. Екатеринбург — это как загородный дом (смеется). Здесь хорошо, и люди приятные. Вернулся из Сибири с дикой радостью, как раз к «Ночи музеев», и почувствовал, может быть, на контрасте, что у нас один из лучших городов в России. Даже если ты живешь в Москве месяц или два, тебя не покидает ощущение, что Екатеринбург — твой дом. Со мной вопросы о переездах можно даже не обсуждать.
«Отношения между людьми гораздо интересней композиций»
—В твоем музыкальном багаже много дуэтов с коллегами по цеху. «Облака» со «Смысловыми галлюцинациями», «Флаги» с грузинской группой «Мгзавреби», «Такой как все» с «Марсу нужны любовники», и это далеко не весь список. Скажи, как рождаются эти песни и кто на очереди?
—У всех этих песен есть свои истории отношений между людьми, которые гораздо интересней, чем сами композиции. Например, куплет с «Мгзавреби» для «Флагов» музыканты написали в гримерке за десять минут до концерта. Люди делают селфи друг с другом на память, а я пишу песни. Песни-селфи.
—Помимо концертов с группой, ты часто даешь акустические концерты в духе «квартирника». Что тебе ближе?
—Играть акустику приятно в определенные моменты, но сейчас мне интереснее выступать с группой. Мы долго трудились над новым проектом.
—Была на концерте в Екатеринбурге и отметила для себя удачный видеоряд. Кто его подготовил?
—Пит Столкусбит. Его настоящее имя Семен. Он работал с «Глюками», «Чайфами», «АукцЫоном». Нам хочется, чтобы наши выступления всегда сопровождал видеоряд, поэтому будем включать его в технический райдер программы «Ласточка».
—На днях ты читал Бродского в Ельцин-центре. Скажи, есть ли поэты, которые вдохновляют тебя на творчество?
—Наверное, все так или иначе оказывают влияние. В том числе поющие поэты из русской рок-музыки. На самом деле я через эту пресловутую рок-поэзию стал читать традиционных поэтов. Мне интересен не только процесс стихосложения, но и истории жизни людей, которые это делают.
—Сегодня популярна мелодекламация. Тебе приходилось читать стихи под музыку?
—Запросто. Это не требует репетиций, можно импровизировать. Когда я презентовал свой сборник стихов «Souteneur» (с фр. «поддерживающий» — прим. ред.) в Омске, я буквально в этот же день предложил выступить вместе одной знакомой девушке, прекрасно играющей на пианино и самой пишущей музыку. Она спросила: «Что именно»? Я попросил просто изобразить в музыке, например, гром и шум дождя. Она играла, а я просто читал стихи. Зрителям это интересно, а для меня читать стихи под музыкальное сопровождение — так называемый «spokenword» — всегда было близко.
—А когда ты написал свой первый стих?
—Поздно. Лет в восемнадцать, и, мне кажется, писал ужасно. Я и сейчас самокритичен. Постоянно звоню Сереже Данилову (уральский поэт — прим. ред). Он же филолог, консультирует, дает советы.
«Я вытягиваю критику, мне нужно ее услышать»
—В последнее время много говорят о том, что аудитория «Сансары» молодеет. На концертах и вправду стало больше молодежи. У тебя есть этому какое-то объяснение?
—Жить в состоянии постоянной влюбленности — как раз та самая история, которая, как мне кажется, привлекает в первую очередь молодых людей. Я рад этому. Я общаюсь с Марго (дочь Александра Гагарина — прим. ред.), которой будет пятнадцать, и ее друзьями-подростками. Мне понятен их язык, а порой даже кажется, что это они не в тренде. Это забавно (смеется).
—Марго не думает о том, чтобы всерьез заняться музыкой?
—У Марго есть своя группа, она играет с друзьями. Наверное, я как-то на это повлиял, но не специально.
—Твои родственники всегда приходят на концерты?
—Мама и брат приходят на отчетные. Плюс ко всему в зале бывает много знакомых.
—Что чаще слышишь от них: критику или похвалу?
—Я вытягиваю критику. Мне важно ее услышать.
—В каких проектах в Екатеринбурге тебя можно будет увидеть в ближайшее время?
—Хотим для фестиваля «Коляда-plays» с Сергеем Даниловым сделать камерный вариант спектакля «Пионер».
—Ты, как и многие российские артисты, поддержал проект, который находится под угрозой закрытия. Скажи, насколько реально в нынешних непростых условиях зарабатывать на жизнь творчеством, при условии, что ты не в шоу-бизнесе?
—Были времена и похуже. Все зависит от людей. Я уверен, что можно собрать полный зал зрителей на каких-нибудь необычайно странных авангардных японских музыкантов, сделав так, чтобы люди, которые ими не интересовались, вдруг почувствовали жизненную необходимость прийти на концерт. Это и есть шоу-бизнес. Это просто инструмент, и пользуются им все.
Просмотров: 7953
Автор: Татьяна Рябова