Интервью с главным дирижером и генеральным директором Национального театра Белграда Дэяном Савичем
В прошлом году Екатеринбургский театр оперы и балета побывал на гастролях в нескольких городах Сербии и сразу покорил местную публику. В апреле этого года с ответным визитом столицу Урала посетил известный дирижер и генеральный директор Национального театра Белграда Дэян Савич. Он провел в Екатеринбургском театре оперы и балета два спектакля — «Севильский цирюльник» и «Мадам Баттерфляй», а также обсудил с его руководством дальнейшее партнерское сотрудничество между театрами и октябрьские гастроли Екатеринбургского театра оперы и балета в Сербии.
О том, почему в Сербии любят русскую оперу и балет, но с ужасом вспоминают постановку и гастроли «Евгения Онегина», почему в национальном театре Белграда только русские педагоги по балету и чем маэстро запомнился Екатеринбург, читайте в интервью JustMedia с главным дирижером и генеральным директором Национального театра Белграда Дэяном Савичем.
—Расскажите, пожалуйста, о предстоящем сотрудничестве Екатеринбургского и Белградского театров
—Первый раз с Екатеринбургским театром оперы и балета мы познакомились в сентябре прошлого года, когда его сотрудники приезжали к нам на гастроли. И мы сразу влюбились в этот балет. К вам в театр я приехал, как дирижер, а не как генеральный директор театра, потому что я не хочу и не люблю быть в театре и не работать. В первую очередь я — дирижер. Так я лучше знакомлюсь с театром. Только посещение спектаклей в качестве зрителя и вечером ресторана — это нехорошо. Во время своего недолгого пребывания в Екатеринбурге я побывал на двух спектаклях — Аmore Buffo и опере «Руслан и Людмила».
Осенью наше сотрудничество с вашим театром продолжится — в октябре уральцы приедут к нам. Один концерт-балет труппа даст на нашем большом музыкальном фестивале БЕМУС и еще три — на сцене национальных театров Белграда, Нови-Сада и Ниша. БЕМУС существует уже 45 лет. В нем принимали участие всемирно известные Герберт фон Караян и Святослав Рихтер.
Балетмейстеру вашего театра будет тяжело на сцене в Белградском театре, потому что сцена нашего национального театра не такая большая, как ваша, а в Нови-Саде — еще меньше.
—С какими произведениями уральцы к вам приезжали, и что бы вы хотели увидеть в октябре этого года?
—В прошлом году ваш театр привозил «Пахиту» и «Балетные антракты». Что будет в этом году, мы еще не обсуждали. Но, если возможно, то нам бы хотелось, чтобы были две разные программы — классическая и современная.
—Есть ли у нашего оркестра какие-то особенности, и как вам удалось сплотиться с екатеринбургским коллективом?
—Работа дирижера — интернациональна. Язык рук — универсален. Хотя я могу скромно говорить по-русски, довольно хорошо говорю на итальянском, немецком и английском. Кроме того, я знаю, что оркестр Екатеринбургской оперы отличный. У вас я дирижировал спектаклями «Севильский цирюльник» и «Мадам Баттерфляй».
—Вы уже много лет руководите театром. Расскажите о его репертуаре, о том, как в нем организована работа?
—За 150 лет существования театра я — единственный музыкант, который возглавлял театр, и для меня это большая честь. Самая большая проблема в нашем театре заключается в том, что опера, балет и драма идут на одной сцене. Всего в театре две сцены: большая в зале, рассчитанном на 650 человек, размером, как половина вашей сцены (смеется), и малая — только для драматических спектаклей в зале на 350 посетителей. У нас есть мечта о новой сцене для оперы и балета в центре Белграда, но когда она осуществится, неизвестно. Всего в нашем театре работает 730 человек. Есть большой оркестр, 100 человек балетная труппа, 40 солистов, 80 человек хора.
—А что касается структуры?
—В театре пять департаментов: опера, балет, драма, техника и администрация. И у каждого из них есть свой директор. Есть главный дирижер оперы и балета и еще четыре дирижера — для хора и различных спектаклей, а также балетмейстер, его помощник, драматурги. Педагоги балета у нас все русские, потому что русская балетная школа — это традиция. На ее базе можно ставить и современный балет, но основа должна быть классическая. У нас, кстати, многие поставки идут десятилетиями. Например, до сих пор идут постановки Лавровского, которым 60 лет.
—Как часто вы работаете как дирижер?
—Меня постоянно просят: «Маэстро, пожалуйста, придите сюда»! Но это невозможно. На постановки времени нет. Мне удается поработать дирижером раз в месяц, например, во время больших гастрольных туров или если трудный спектакль надо сделать без репетиций. Руководящая должность отнимает все мое время, потому что как генеральный менеджер я думаю не только об искусстве, но и обо всем остальном, в том числе о туалетной бумаге (смеется).
—Как вы выбираете репертуар? Сколько новых постановок в год?
—В год у нас три новых и две возобновленных оперных постановок, две балетных, одна с оркестром, три-четыре драматических постановки для большой сцены и столько же на малой. Наши спектакли идут не только в Белграде, но и в целом по Сербии. Я всегда говорю директорам департаментов: «Не надо никакого экстрима, Mein Kampf нам не к чему». В прошлом году мы ставили Вагнера «Летучий голландец», «Аиду» Верди. В этом году будет Штраус и Шекспир. В нашем репертуаре итальянская, французская, русская и немецкая опера. Правда, наша публика почему-то не любит Моцарта. Зато ей очень нравится итальянская и русская оперы.
Вообще когда ставим русскую оперу, то весь театр мобилизуется. Последний раз на гастроли в Италию мы ездили с «Евгением Онегиным», и я вспоминаю об это с ужасом: 250 человек, пять автобусов. Но, конечно, несмотря на все сложности, на фестивале в Равенне спектакль имел огромный успех. Все русские оперы — «Князь Игорь», «Борис Годунов» — очень большие и сложные, но мы их рады играть.
—Есть ли что-то общее между вашим и нашим театрами?
—У нас, как и у вас, репертуарный театр. Как я уже говорил ранее, мы годами показываем некоторые спектакли. Например, «Севильскому цирюльнику» 40 лет. Мы три раза делали для него новые декорации и шили костюмы. «Евгению Онегину» 20 лет.
—Вы говорили, что у вас есть в планах строительство новой сцены, когда это произойдет?
—В 45-градусную жару очень хорошо было бы играть на открытом воздухе. Для этого есть отличное место — византийско-римский костел на берегу рек Сава и Дунай. Пять лет назад я рассказал о своих планах, но у нас надо пять, шесть, а то и десять лет, чтобы эти нововведения были приняты. Когда я первый раз сказал, что надо сделать отдельную сцену для оперы и балета, мне сказали: «Дирижер хочет разрушить национальный театр». Спустя полгода говорили уже другое: «А знаете, это неплохая мысль, ведь в Европе везде опера и балет отделены от драмы». Через год мне сказали «Браво». Поэтому отделить оперу и балет от драмы — это наша первоочередная задача.
—Есть ли какая-то разница между артистами нашей оперы и вашей?
—У ваших артистов хорошая школа. Солисты одновременно музыканты. Они знают языки, стиль, сольфеджо. Исполняя оперу на французском или итальянском, понимают то, о чем они поют. У вас все музыкально точно — оркестр, хор. Если ты как дирижер можешь соответствовать этому высокому уровню, то зрители это понимают. Вообще, ваша публика очень хорошая, много аплодирует.
—Какая у вас публика, часто ли вообще люди посещают театр?
—Раньше по понедельникам театра не работал. Сегодня он каждый день открыт для посетителей. Нет спектаклей только в праздничные дни, хотя желающих посетить театр очень много. Это связано с тем, что в праздники актерам надо платить по двойной ставке, а средств на это нет.
150 лет назад население Белграда было 30 тысяч человек. В театре был только большой зал, рассчитанный на 800 мест. Затем добавили ложи, балконы еще на 600 мест. Сейчас население нашего города 3 миллиона и купить билеты на спектакль проблематично. Люди приходят в кассу: «Дайте билеты на «Кармен». Им говорят: «Нет билетов». Они просят на следующую постановку — «Травиату». Им опять говорят, что нет билетов. И им приходится брать на то, что осталось.
У нас как в национальном театре билеты недорогие. Даже на премьеры билет стоит всего стоит около 10 евро, на гастрольные спектакли театра «Глобус» — 30 евро. Хотя даже 10 евро — это довольно дорого, учитывая, что средняя зарплата у белградцев 300-500 евро в месяц. С другой стороны, цены не менялись уже 10 лет и, наверное, надо подумать об их повышении.
—Вы 25 лет работаете дирижером. Работа с какими оркестрами вам запомнилась больше всего?
—Я работал с Лондонским симфоническим оркестром, Венским оркестр, Королевским оркестром в Осло и оркестром Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В России мне всегда доводилось работать только с хорошими музыкантами — в Новосибирске, Томске, Красноярске. Из российских знаменитостей я работал с Зурабом Саткилавой, Еленой Образцовой, Ириной Архиповой, Галиной Калининой, Владимиром Крайневым и восхищен их мастерством.
—Вы впервые в Екатеринбурге? Какие у вас впечатления от его посещения?
—В Екатеринбурге я впервые, и впечатления потрясающие. Моя жена готовилась к поездке. Она влюблена в Россию. Я тоже влюблен, но она больше. Мы были на Ганиной яме, на экскурсии по городу. Было очень интересно посмотреть капсулу времени в Историческом сквере. У меня есть приглашение в Иркутск. Моя жена сказала «Хорошо, едем, там есть Байкал». Меня приглашают и в другие города, например, в Сургут, но мы хотим работать с федеральными театрами. Поэтому, несмотря на то что Сургут богатый город, он не подходит для нас по формату. Конечно, если Кирилл Кравченко из «Газпрома» позвонит нашему президенту и тот попросит меня посетить этот город, то тогда я скажу: «Мы пойдем на Сургут».
ФОТОрепортаж с интервью смотрите здесь:
Просмотров: 5230
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Александр Константинов