Главный чародей Средиземья рассказал о Шекспире, Станиславском и роли злодея-фашиста.
Сэр Йен МакКеллен, известный миру как могущественный мутант Магнито или главный волшебник Средиземья Гэндальф, в первую очередь — великий шекспировский актер, который сыграл практически все главные роли в постановках английского драматурга. Накануне легенда и кумир миллионов толкинистов по всему миру открыл фестиваль «Шекспир в летнюю ночь» в Екатеринбурге. Британский актер рассказал, почему предпочитает играть Шекспира в современной одежде, как оказался членом кембриджской мафии, отчего его Ричард III стал фашистом и почему Гэндальф не забрал себе кольцо всевластия.
О Шекспире: «В Британии он считается божеством»
Если хотите понять культуру Британии, вам нужно принять тот факт, что мы снобы. У нас Шекспир считается божеством, поэтому человек, который играет Шекспира, соединяется с этим божеством и считается особенным. С этим автором сложнее, но, вместе с тем, интереснее всего работать. Те, кто хотят стать иконами кинематографа, ищут для себя роли великих писателей. Бенедикт Камбербэтч сыграл Гамлета на сцене и Ричарда III в кино. Майкл Фассбендер, который украл мое наследство (актер сыграл молодого Магнито в приквеле «Людей Икс» — прим. ред.), сыграл Макбета. Джеймс МакЭвой исполнил роль Макбета на сцене театра, а мой близкий друг Мартин Фримен — Ричарда III на сцене. Традиция продолжается, молодые актеры готовы принять этот вызов, равно как и актеры-любители, которые тоже пробуют на себе роли Шекспира. Мои родители водили меня в театр в восемь лет, поскольку телевизора тогда не было, первый я увидел, когда мне было десять. Так, я начал знакомство с Шекспиром в качестве зрителя, а продолжил в качестве актера.
О роли Ричарда III: «Мне нравится играть Шекспира в современной одежде»
Все британские актеры хотят сыграть Ричарда III, потому что это чудесная роль. Знали ли вы, что второй художественный фильм, снятый в мире, был создан по Ричарду III? Это было немое кино. Мы с режиссером Ричардом Лонкрэйном решили осовременить пьесу, сделать ее актуальной для современного зрителя. Для этого было необходимо перенести героя в современный контекст (МакКеллен выступил в роли соавтора сценария — прим. ред.). Мне нравится играть Шекспира в современной одежде. Когда исполнял роли Ромео и Гамлета, носил джинсы. Мне кажется это естественным. Если персонажи одеты в обычную одежду, а не в специальные театральные костюмы, сразу можно понять, чем они зарабатывают на жизнь. Мне не нравятся постановки Шекспира, которые выглядят, как показ старой моды. Режиссер, сценограф и я приняли решение, что наш Ричард будет из недавней истории. Так мы оказываемся в 1930-х годах. В это время в Европу приходит фашизм, а в нашей картине он доходит и до Великобритании. Я ношу нацистскую форму. Думаю, что после того, как режиссер Брайан Сингер увидел меня в ней, решил взять меня на роль Магнито. Без этого фильма моя роль не состоялась бы. В момент работы над «Ричардом III» Лонкрэйн не был фанатом Шекспира. Он опасался, что современный зритель не воспримет язык драматурга, именно поэтому в течение 10 минут никто не произносит ни слова. Мне хотелось, чтобы аудитория заметила это и спустя этот промежуток времени даже те, кто не хотят слышать шекспировский текст, задались вопросом, когда же кто-нибудь заговорит.
О «кембриджской мафии»: «Все режиссеры изучали английский язык в Кембридже»
Я не учился быть актером, не ходил ни в какую актерскую школу. Она не научит вас играть, но когда вы пробуете это делать сами — это лучший учитель. В Британии нет единой системы игры, нет театральной школы. В этом ее отличие от России. В Кембридже можно изучать английскую литературу, не больше. Но у нас там был кружок молодых людей, которым было интересно актерское мастерство, и мы пробовали выступать в свободное время. Все режиссеры театра изучали английский язык в Кембридже, они подбирают актеров, с которыми комфортно работать, и я стал таковым, так как тоже изучал английский в Кембридже. Мы называем это явление «кембриджской мафией».
О Станиславском: «Сядьте перед зеркалом и корчите рожи»
У Станиславского есть маленький абзац, в котором говорится следующее: когда вы погружаетесь в своего персонажа, сядьте перед зеркалом и корчите рожи до тех пор, пока не увидите в отражении его лицо. Это очень практичный совет. Кто-то действительно делает все, чтобы стать похожим на персонажа, — усы наклеивает, волосы по-особенному зачесывает, чтобы достичь момента, когда тот сольется с актером. У меня свой метод: я просто размышляю, пытаюсь прочувствовать ситуацию и героя и надеюсь, что в момент репетиций появится солнечный луч и я пойму, как мне надо играть.
О «Властелине колец»: «Я вообще не понял сюжет»
(На вопрос, почему Гэндальф не забрал себе кольцо всевластия) Вы спрашиваете не того человека. Я вообще не понял сюжет, до тех пор, пока не увидел фильм, но даже тогда не до конца. Гэндальфом управляли силы, которые были выше Средиземья, людям, которые жили там, самим нужно было разобраться в ситуации.
Свою встречу с екатеринбуржцами Йен МакКеллен завершил монологом Шекспира из пьесы «Сэр Томас Мор»: «По разным политическим причинам она никогда не ставилась во времена Шекспира и не появлялась на сцене до 1964 года. Если посетите Британскую библиотеку, можете там увидеть манускрипт этой речи, написанный рукой Шекспира — единственный образец его почерка, который существует».
Просмотров: 7549
Автор: Татьяна Рябова