Для того, чтобы создать стрит-арт, нужно учесть множество различных деталей.
Екатеринбург считается одной из столиц российского стрит-арта – уличного искусства. Именно здесь развивались напряженные события вокруг мета-супрематического креста Малевича и Покраса Лампаса на площади Первой пятилетки, столкнувшие лбами православных активистов и прогрессивную общественность. И именно здесь во время преследования блогера Руслана Соколовского на набережной городского пруда появились покемон и покебол Ромы Ink. И если свою работу Покрас Лампас создавал при свете дня, то уральский уличный художник предпочитает работать ночью. Поэтому он стал героем нашего проекта JUSTNIGHT.
Мы встречаемся с Ромой Инком около стадиона «Юность». Здесь недалеко во дворах находится одна из его работ, которая была сделана в рамках партизанского фестиваля стрит-арта «Карт-бланш». Хотя организаторы не опубликовали ее в официальных соцсетях группы. Почему так получилось художник не знает.
Идти приходится не так далеко – на картах адрес граффити обозначен, как Народной Воли, 24а. Мы направляемся сначала вдоль «Юности», затем переходим перекресток, идем вдоль жилого дома, заходим за него и находим нужное место. Перед нами открывается небольшой кусочек лета посреди зимы. В голубо-зеленой воде расположился довольный котик породы сфинкс. Рисунок настолько реалистичный, что даже ночью видно, как от воды идет пар. Поскольку рядом с котиком мы видим уточек, на какое-то время разгорается обсуждение, где же происходит действие картины в море или в ванной (Интересно, что на тех же самых картах стрит-арт подписан, как «Кот и море»)? Очевидно, что такой рисунок понравится любому. Потому что котики нравятся всем.
Художник поясняет, что на самом деле это не совсем его работа. Эскиз принадлежит его подруге, которая часто помогает ему создавать работы. Из-за этого на свое творчество у девушки не хватает ни сил, ни времени. Поэтому Рома Инк решил таким способом сказать ей спасибо за ее помощь и воплотил ее эскиз в одном из дворов в центре города.
«Из-за очень жаркой погоды в интернете стали появляться различные гайды о том, как помочь животным ее пережить. Например, как обтирать кошек или купать собак. И я раздул, что эта работа отлично иллюстрирует наше лето, которое было в том году. Хотя, если задуматься, как холодно - мы просим жары, как жарко - мы просим холода. На самом деле люди такие существа, которые вечно чем-то недовольны, их вечно что-то не устраивает. А сейчас этот кот в зимнее время напоминает о том, как было летом», - рассуждает уличный художник.
В общей сложности на создание работы ушло около недели. Но из-за разных обстоятельств начали ее еще летом, а закончили в начале ноября. Рисовать приходилось в том числе и ночью, поскольку работа-то нелегальная.
Художник признался, что не знал, какая реакция будет у местных жителей. Ее всегда сложно предсказать. Но жильцы дома явно оценили такую яркую и милую картинку.
«Когда мы заканчивали эту работу, снег еще не выпал, но было уже морозно. Люди видели, что мы находимся здесь по два-три часа. И в один из таких дней из соседнего дома с первого этажа мужчина открывает окно и кричит: «Ребята! Хотите чаю? Вы чего тут мерзнете?», - делится историей художник.
Много ли ушло материала на такую работу? Около 10 литров водоэмульсионной краски, 7 баллонов белого цвета и 7-8 банок других цветов. Во время того, как художник объясняет все детали, становится понятно, что человеку, не связанному с творчеством, сложно осознать, много это или мало.
Рома Инк создавал эту работу вместе со своей подругой, которой принадлежит эскиз. Такая ситуация для него абсолютно нормальна. Художник рассказывает, что ему часто помогают друзья, поскольку им интересно участвовать в чем-то подобном.
«Я всегда стараюсь отмечать всех ребят, которые мне оказывали помощь, фотографировали, красили или еще что-то делали. И им классно, и мне классно, что мне помогают. Но если у меня такое состояние, что я хочу поработать один, то я иду и работаю один. Иногда так получается, что ты всех зовешь, а никто не приходит. Такое тоже бывает», - рассказал Рома Инк.
Вот здесь мы подбираемся к основной теме нашей встречи: как уличные художники создают работы в темное время суток? Как и всегда, у работы ночью есть свои плюсы и минусы. Спрашиваем у художника о тех и других.
Например, если создавать на стене что-то из головы, то в такие моменты ощутимо не хватает света. Отсутствие хорошего освещения мешает видеть цвет и адекватно воспринимать получившийся результат. Но есть и другие факторы.
«Если это лето и окраина города, то, конечно, появляются различные персонажи, которые неблагоприятно могут повлиять на результат твоей работы, да и вообще здоровье. Это опять же полиция. Ты привлекаешь к себе внимание в том плане, что ночью что-то делаешь. С одной стороны, тебя не видно, а с другой, ты, наоборот, привлекаешь больше внимания», - объясняет художник.
Но, подумав, он все же сознается, что работать ночью - удобно. Свою лепту внесли здесь современные технологии, которые изменили процесс создания работы. Многие художники сейчас приносят с собой портативный проектор и с его помощью переносят рисунок в масштабе на стенку. Если работа небольшая, то ее можно сразу закончить. В остальных случаях на место можно вернуться днем или уже следующей ночью.
На вопрос о том, насколько часто приходится работать ночью, художник отвечает, что бывает по-разному.
«Многое зависит от места. Если сравнивать Октябрьскую площадь [где были покемон и покебол] и эту локацию, то здесь мы свободно работали днем. Ночью приехали, разместили проектор, перенесли контуры и уже днем я спокойно приехал с лестницей и работал. Не без приключений, конечно, но все прошло достаточно мило и спокойно», - рассказывает Рома Инк.
Влияет и месседж, который необходимо донести до человека. Что-то провокационное нельзя создавать, когда на улице много людей. В таком случае неравнодушные граждане могут вызвать полицию или сами попытаться помешать созданию работы. Такие «разборки» могут печально отразиться не только на стрит-арте, но и на самом художнике. Так что в некоторых случаях выходит, что работать ночью даже безопаснее. Хотя, в искусстве есть подобная практика уличных перфомансов, когда авторы специально добивались подобной реакции.
«Если ты делаешь работу на периферии города и понимаешь, что зрители не подготовлены, то можно столкнуться с разного рода препятствиями. В таком случае проще работать ночью. Если же ты понимаешь, что это центр города, как здесь… Хотя и здесь мы до конца не знали, насколько подготовлен зритель. Но вот оказалось, что люди позитивно к такому относятся», - пояснил художник.
Вообще Рома Инк признается, что заниматься стрит-артом в Екатеринбурге достаточно просто. Большинство горожан подготовлены к такому творчеству. Уже никого не удивляет, что в городе проходят лекции по стрит-арту, встречи с художниками, выставки их работ в музеях.
А вот в городах поменьше дела обстоят иначе. Если человек там заметит стрит-артера за работой, то скорее всего это вызовет у него негативную реакцию. Художник уверен, что это связано с тем, что люди просто не понимают такого творчества.
«Реакция будет негативной только от непонимания. В этот момент человек сталкивается с определенной свободой. Он не понимает: а что, так можно? Почему он больше свободен, чем я? Зачем мне это надо? Почему я это делаю? Это порождает у него внутренний диссонанс, который вызывает у него такие чувства», - рассказал Рома Инк.
Тем не менее абсурдные и забавные ситуации с ним во время работы происходят постоянно. Рома рассказывает, как однажды рисовал Кита Флинта, вокалиста и танцора группы The Prodigy. Таким образом художник решил «отдать дань уважения» его творчеству. В процессе к нему подошла женщина 60+ и начала расспрашивать про работу и певца.
«В какой-то момент диалога, я понимаю, что она прекрасно знает, кто этот человек, которого я рисую. Она оказалась старым панком и начала показывать татуировки. Тут я осознаю, что она в условных 80-90-х годах была активной тусовщицей. После этого я уже начинаю на нее по-другому смотреть и думаю: Нифига бабушка! Она не просто знает, кто это, она еще меня сейчас научит и сама за него расскажет», - улыбается стрит-артер.
Интересные случаи случаются и с православными верующими. Мы с Ромой вспоминаем историю с мета-супрематическим крестом Покраса Ломпаса, и разговор немного уходит в религию. По мнению художника, в таком случае неправильно называть православных верующих – сумасшедшими. У них есть определенная точка зрения, которую они выражают таким способом.
«Бывает, что они подходят, начинают ругаться, но сделать ничего они не могут и начинают «душить» тебя своими мнениями, историями, позициями. Приходится на них либо реагировать очень аккуратно, либо не реагировать вообще. Постоят, побубнят и уходят», - делится опытом Рома Инк.
После этого художник рассказывает, что однажды с ним связывалась легендарная православная общественница Оксана Иванова. Только вот не для того, чтобы «поругать» за одну из работ, а наоборот – поспособствовать созданию одного конкретного стрит-арта. Подробностей художник не рассказывает, но уточняет, что общественница хотела «нарисовать определенное слово, в определенном проходном месте». Именно тогда Оксана Иванова баллотировалась в городскую думу Екатеринбурга, и ее пиар компания подвергалась агрессивной конкуренции.
«Я ее послушал, а в конце разговора сказал, что она не совсем понимает, кому она звонит и что просит. Вроде бы вышел милый диалог, по личному разговору она абсолютно адекватный, нормальный человек. Но видимо у нее есть тоже свое амплуа, которое она развивает и поддерживает», - поясняет художник.
После этого мы возвращаемся к незаказному искусству. Узнаем у Ромы Инка, с чего начинается стрит-арт: с места или с эскиза? На удивление, ни с того, ни с другого.
«Все начинается с идеи в голове и большого желания что-то делать. Именно это должно присутствовать в первую очередь. Когда идея пришла и сформировалась в голове, ты начинаешь искать методы ее воплощения», - пояснил художник.
По его словам, идея может находить свое воплощение в разных форматах: рисунках, инсталляциях или трафаретах. Иногда художник может идти по городу, заметить стенку и понять, что на ней хорошо будет смотреться одна техника. Иногда можно понять, что какое-то определенное выражение будет хорошо выглядеть в определенном виде. А можно захотеть, чтобы твое послание увидели множество людей и целенаправленно искать бетонный забор на видном месте.
«Важно, когда ты выбираешь стенку, понимать, что она из себя представляет и каким материалом тебе придется работать. Сейчас многие ребята подготавливают себе поверхность для работы: то есть заранее приходят со шпателями, с грунтами, убирают все лишнее. А потом уже на следующий день приходят на разметку», - поясняет Рома Инк.
Художник признается, что несмотря на то, что он сам выбирает стенки, на которых будут работы, получается не все и не всегда. Иногда можно максимально хорошо подготовиться, но что-то может пойти не так и «ты уйдешь ни с чем».
Оказывается, перед тем, как начать работу, стрит-артер должен учесть множество мелких деталей: температуру, тип поверхности и даже влажность. Казалось бы, даже такая незначительная деталь может создать художнику серьезные сложности.
«Допустим, если влажность высокая, то ночью стена может покрываться какой-нибудь изморозью, и красить будет тяжело. Днем это все высыхает и красить уже легче. Еще влажность влияет на время высыхания краски», - поясняет художник.
Особое влияние на работу имеет температура, во время которой она делается. Зимой хранить банки с краской на улице не получится – они просто замерзнут и работать ими будет тяжело. Поэтому в холодное время года художнику нужно продумать, где он будет хранить материалы. Да и очевидно, что самому человеку на морозе теплее не становится. Для комфортной работы стрит-артеры берут с собой разогревающие мази, которыми растирают руки, надевают перчатки и работают.
Спрашиваем, сколько же живут работы, которые создает художник, и получаем очевидный ответ: бывает по-разному.
«Меня очень многие обвиняют в каком-то хайпожорстве и не без оснований! Действительно, мне нравится обыгрывать истории, которые происходят здесь и сейчас, которые находятся в повестке дня», - признается художник.
В пример он приводит историю про работу, посвященную Мусоргскому. В честь 180-летия композитора художник решил почтить память, нашел старую стену рядом со зданием филармонии и нарисовал там его портрет. Однако коммунальщики почему-то идею не оценили и через два дня прибыли на место уже с пескоструйным аппаратом.
«Зачем? Почему? Причем сайты с наркоманской тематикой, которые были вокруг, остались, а конкретно наш рисунок был стерт. Работа была не провокационная, никому ни о чем ни кричала, не высказывала никаких протестов, никого не оскорбила. Но тем не менее ее стерли», - удивляется стрит-артер.
А вот знаменитый смайлик прожил целый год, хотя и не был ни с кем согласован. В свое время на этом же месте шары на Драме превращались также в покебол, пикачу, героя из «Кошмар перед рождеством» и даже коронавирус. В определенном смысле именно их можно назвать отличительной чертой Ромы Инка. Однако сам художник называет свой стиль – отсутствием стиля.
«Я практически 10 лет занимаюсь стрит-артом и до сих пор нахожусь в поиске. Мне до сих пор интересно пробовать новое. Например, делать что-то из ниток. До этого я пробовал делать куски [граффити – прим.ред.], иллюстрации. Мне нравится не зацикливаться на чем-то одном. Да, стиль - это круто, почерк - это тоже круто. Но я думаю, что пока мне не надоело искать, я буду искать и осваивать разные направления», - заявляет уличный художник.
К этому моменту стоять на улице становится уже очень холодно. Поэтому задаем художнику последний вопрос: «Екатеринбург – столица стрит-арта?» Рома Инк вздыхает и иронично замечает: «Столица майонеза».
Просмотров: 7535
Автор: Дарья Сокол
Фотограф: Антонина Пыжьянова