Интервью с креативным директором компании «Атомстройкомплекс».
В Екатеринбурге проходит первый фестиваль паблик-арта под специфичным названием «ЧӦ». Он начался 3 сентября и продлится до 3 октября. За это время в городе появятся около десяти различных объектов. Среди них: деревянный четырехметровый медведь от Андрея Бартенева и десятислойная инсталляция в форме куба «Точка зрения» от Артема Стефанова. Также все эти дни проходит образовательная программа «Месяц визуальной культуры».
Фестиваль должен стать ежегодным. В этом году его тема – «Крепко стоять на ногах!». О смысле проекта, том, где появятся объекты паблик-арта, и о том, что фестиваль даст городу, читайте в интервью JustMedia.ru с креативным директором компании «Атомстройкомплекс» Никитой Харисовым.
—Как пришла идея создания фестиваля «ЧӦ»?
—В прошлом году мы начали думать, как отпраздновать 25-летие «Атомстройкомплекса». Все эти годы компания сосредотачивала свои усилия и компетенции в Екатеринбурге, открывая здесь новые производства, возводя жилье и объекты социальной инфраструктуры. Нам хотелось подарить что-то новое, чего в городе не было, и что отражало бы наш уральский характер. Так мы решили провести фестиваль арт-объектов.
—Каков его характер?
— С помощью фестиваля мы хотим рассказать обо всех чертах уральского характера, о его многогранностях. То же самое название «ЧО», мы вкладываем в него более широкий смысл. Хотим побороть общепринятое мнение, что уральцы – это такие грубые люди. Уральцы – очень талантливые, и добиваются очень многого. Уральцы умеют любить. Они вообще самые крутые люди (улыбается).
—Приглашение художников и размещение арт-объектов обходится дорого?
— Недешево. В Екатеринбурге проходят «Стенограффия» и «Карт-бланш», за годы проведения у фестивалей появилась узнаваемость, партнеры. «ЧӦ» - новый формат, подразумевающий не только рисунки, а арт-объекты. В 2005 году «Атомстройкомплекс» уже принимал участие в создании аналогичного арт-объекта - памятника клавиатуре. О ней много писали зарубежные издания во время ЧМ по футболу. Возможно, это и сподвигло нас провести такой фестиваль. Мы хотим, чтобы о нашем городе говорили не только в России, но и во всем мире. У нас есть цель развивать бренд Урала, продвигать его на мировой арене.
—Приглашали кого-то из зарубежных художников, которые могли бы рассказать о своих проектах в Екатеринбурге у себя на родине?
—В этом году участвуют только российские художники. Конечно, мы хотели привезти и зарубежных. Вели переговоры с одним из шведских художников, еще с несколькими из других стран. Но не получилось: планы скорректировала пандемия. Нам важно не просто купить арт-объект и поставить его на улице, а чтобы художник приехал, прочувствовал город, и сам предложил актуальную локацию, которая позволит наиболее полно выразить его идею.
—Почему уральские художники в меньшинстве, если на фестивале рассказывается про черты именно уральского характера?
— Покрас Лампас, Люблинский, Бартенев – приглашенные. Мы не считаем, что в фестивале должны принимать участие только уральские художники. Интересен взгляд на уральцев со стороны, то, какие черты характера и уникальность захотят обыграть в своих работах приезжие мастера. И, кроме того, участие приглашенных звезд станет дополнительным драйвером для развития нашего стрит-арта, вдохновит на новые идеи, художественные дискуссии и коллаборации.
—Прошло почти три недели. Открыт всего один объект. Дальше все пойдет быстрее?
—Первые недели мы делали упор на образовательные программы, лекции. Сейчас мы входим в активную фазу реализации арт-объектов. Хочу отметить, что выбор локации – непростой процесс. Бывает, что у художника есть эскиз, есть идея, но ее нужно правильно вписать в городской контекст, чтобы объект вызывал положительные эмоции и размышления.
—Исходя из этого, было принято решение размещать объекты не в центре, а на периферии города?
—У нас нет задачи разместить все объекты в центре, но финальное решение принимается художником и кураторами. Художники так выбирают место для реализации арт-объекта, чтобы как можно больше людей увидели его, получили новый опыт восприятия. И уже учитывая это, будут планироваться следующие фестивали.
—Где все же будут они размещены?
— Мы ведем переговоры с Ельцин Центром. Возможно, разместим какой-нибудь объект на Красноармейской, а также рядом с Дворцом молодежи, в одном из парков города. Часть локаций мы держим в секрете - пусть это будет лучше сюрпризом. Не исключаем, что по некоторым объектам придется менять локации. Необходимо примерить объект: поставить его, посмотреть, хорошо ли работает.
—Объекты рассчитаны на неподготовленного зрителя?
—Что значит неподготовленный? Человек, например, приходит в галерею - это целенаправленно. Он понимает, какой там уровень работ, ему это интересно. Когда мы говорим про паблик-арт, то это о более широкой аудитории. Но накладывает свои ограничения. Конечно, человек должен принять эту работу. Мы не говорим, что эти работы для всех без исключения горожан. Это просто другое. В галерею я могу прийти, посмотреть, почитать текст, послушать экскурсовода. Когда я иду по улице, идея должна считываться само собой.
—Но как тогда простому прохожему понять шрифты Покраса Лампаса?
—Мне кажется, там и не надо понимать. Можно запариться, начать читать, а можно воспринимать ее как визуально красивую картинку, фон и любоваться.
—Публичное искусство в Екатеринбурге - это больше официальное или нелегальное?
—Паблик-арт – это не стрит-арт. У нас есть «Карт-бланш», а эта вещь более широкая и должна быть согласована. Да, объекты могут появляться в городе нелегально, но это больше относится к стрит-арту. Появление наших объектов согласовано: в том числе потому, что мы уверены в том, что у каждого объекта должен быть свой хозяин, смотритель, чтобы он жил дольше.
—Фестиваль будет ежегодным?
—Надеюсь, что да. Мы хотим сделать его общегородским, чтобы к нам присоединились другие люди и бизнес. Это позволит расширить список мест, где могут быть реализованы проекты. Так, в этом году к нам присоединилась «Мега», на территории которой была расписана циклорама для селфи от Покраса Лампаса.
—Планируется, чтобы объекты просуществуют по 3-4 года?
—Хочется, чтобы они простояли как можно дольше. Это может быть 3 года, может 5, может 10. Мы начинаем с чистого листа, нужно смотреть, экспериментировать. Возможно, что некоторые объекты спустя какое-то время потом переедут в другие места, если они людям не надоедят. У нас есть много парков, где как раз не хватает ярких пятен и точек притяжения.
Просмотров: 7038
Автор: Дмитрий Тропин