Свердловская область — рекордсмен по количеству производителей хлеба в регионе.
Рынок хлебного производства в Свердловской области находится в уникальной ситуации. Так много конкурентов в этой сфере, как в нашем регионе, нет нигде у соседей. Как в этих условиях выживают конкуренты, какие форматы производства будут развиваться, а какие не выдержат конкуренции, участники рынка рассказали на заседании клуба для бизнеса, организованного Свердловским областным фондом поддержки малого предпринимательства.
Хлебобулочные проблемы
Представители хлебопекарного бизнеса отмечают, что создать новое производство полного цикла в Свердловской области, а тем более – в Екатеринбурге сейчас практически нереально. Во-первых, в регионе достаточно большая конкуренция между хлебозаводами, во-вторых, площадок, подходящих по санитарным нормам, практически не осталось.
«В Челябинске — один основной хлебозавод, в Перми — такая же ситуация, в Омске тоже монополия. А у нас — 25 производителей»,— отмечает директор ГК «На Вишневой» Анатолий Павлов.
По словам управляющего ОАО «Свердловский хлебомакаронный комбинат» Владилена Фуфарова, одна из причин такого обилия хлебных производств — заводы, оставшиеся с советских времен во многих городах области.
В условиях сильной конкуренции производители вынуждены снижать цены. Такую ценовую политику их заставляют главным образом крупные торговые сети, так как большинство из производителей реализуют свою продукцию через них.
Заработать на хлебном производстве стало очень сложно, констатирует Анатолий Павлов. «В карман» производителю уходит только около 7 процентов дохода. Зарплата у пекарей в Свердловской области невысокая. В среднем по области доход составляет около 17 тысяч рублей, в Екатеринбурге специалисты в этой сфере получают 32 тысячи рублей.
Кроме того, достаточно серьезная проблема наблюдается с кадрами.
Три разных ниши
Рынок хлебопекарных продуктов области сейчас оказался разделен на три сегмента.
Первый — это хлебозаводы, которые выпускают самые распространенные виды хлебобулочной продукции, производство поставлено на поток.
Второй вид — пекарни, производства меньшего объема. По мнению Владилена Фуфарова, выжить такие производства смогут только при выпуске нишевых продуктов.
С ним согласен и Анатолий Павлов:
«Мы, например, выпускаем восточную лепешку питу — до этого кроме нас ее в области никто не делал. Конкурировать с хлебозаводами в производстве хлеба — дело неблагодарное».
И третий, самый молодой вариант — торговля на месте производства.
«Это может быть производство полного цикла, то есть, формат мини-пекарни, а может быть разморозка продукции или производство выпечки из сухих смесей. Последние производства создаются при супермаркетах»,— объясняет Владилен Фуфаров.
По мнению участников рынка, наиболее успешно в ближайшее время может развиваться формат мини-пекарен. Их легко открыть — помещение можно переоборудовать даже из квартиры в жилом доме, да и другие требования к ним гораздо ниже.
Успех «Поль Бейкери» еще можно повторить
Все эти «бонусы» даются мини-пекарням с учетом одного «но»: перевозку свежей хлебной продукции с целью реализации в других торговых точках мини-пекарни осуществлять не могут. Продажа проводится только на месте.
Первоначальные вложение в открытие такого бизнеса достаточно низкие. В среднем на создание мини-пекарни необходимо около трех миллионов рублей, признается владелец сети мини-пекарен «Французский пекарь» Георгий Мурзин. По его словам, при удачных вариантах затраты могут окупиться и за год.
«У нас много удачных сетей мини-пекарен. Многие из них совмещены с форматом кафе, это повышает продажи. Один из наиболее удачных примеров — «Поль Бейкери». Их успех еще можно повторить. Главное — найти спонсора»,— считает Анатолий Павлов.
По мнению Георгия Мурзина, у такого формата, несмотря на радужные перспективы, сейчас «потолок» дохода достаточно низкий. У екатеринбуржцев нет традиции потребления свежей выпечки из мини-пекарен.
«Мало кто с утра пойдет в кафе за свежим багетом, который стоит дороже, чем хлеб в магазине»,— говорит Георгий Мурзин.
Что касается точек, занимающихся продажей размороженных полуфабрикатов, то они зачастую оказываются неконкурентоспособны на свердловском рынке, где и без того большая конкуренция в сегменте свежей хлебобулочной продукции.
По такому пути, к примеру, работает сеть «Пекарушка». Омские производители реализуют в Екатеринбурге избытки своего производства. Но, по мнению участников рынка, большим спросом они не пользуются.
Просмотров: 5699
Автор: Мария Мехоношина