На ИННОПРОМе чиновники, застройщики и банкиры обсудили инвестирование в инфраструктуру.
В рамках международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2014 прошла панельная дискуссия с участием банкиров, застройщиков и чиновников. Главным вопросом, поднятым на своеобразном круглом столе, стало финансирование инфраструктуры при строительстве новым микрорайонов: кто должен инвестировать в строительство сетей – застройщики, поставщики ресурсов или государство?
Главным экспертом дискуссии стал замминистра строительства и ЖКХ РФ Леонид Ставицкий. Он признал, что сегодня обязанности на подведение инженерных сетей к стройплощадкам ложится на плечи застройщиков, хотя бонусы потом получают поставщики энергоресурсов:
«25-30 процентов себестоимости продукта уходит на инфраструктуру, - заявил замминистра. При этом получается, что поставщик ресурсов требует транспорт, который позволит ему же продавать свой ресурс. Это все равно, что строить магазины для продавцов конфет. В цивилизованном мире девелопер подписывается под тем, что построит дом, который будет потреблять ресурс, и поставщик обязан подвести все сети вплоть до колодца».
При этом чиновник уверен, России такое идеальное распределение ролей в строительной сфере не светит в ближайшее время.
«Сегодня возложить полностью на поставщика ресурса обязанности по возведению объектов не получится, – отметил Ставицкий. - Я бы это обнуление разделил на два инвестиционных проекта: первый – это инвестиции застройщика, второй – инвестиции ресурсоснабжающей организации».
В идеале, считает замминистра, обязанность возводить инфраструктуру надо постепенно снимать с застройщика. Только это позволит сократить необходимый объем документов, которые девелоперу необходимо собирать для технического присоединения объекта к сетям. Сейчас, по словам Ставицкого, требуется порядка 58 таких документов. Снижение числа согласований в конечном счете скажется и на стоимости жилья.
«При этом значительное и главное – это переход от короткого инвестиционного цикла к понятию «жизненный цикл здания». То есть инвестиционный цикл перейдет на период эксплуатации, поскольку инвестор будет заинтересован в применении инновационных технологий за счет высвободившихся средств».
В этом направлении, по мнению чиновника, нужно развивать государственно-частное партнерство. Вопрос финансирования может быть решен, если банки предоставят муниципалитетам доступ к прямому кредитованию инфраструктурных объектов в рамках Генплана инвестиционного развития, поскольку Генплан – это своеобразный закон, по которому должен развиваться город.
«Это в первую очередь позволит решить проблему удорожания квадратного метра за счет того, что застройщику приходится проводить строительство сетей для ресурсоснабжающих организаций», – сказал Ставицкий.
Своим опытом развития городов и комплексного строительства в них на примере Среднеуральска поделился директор по развитию «Атомстройкомплекс» Виктор Ананьев.
«Мы совместно с муниципалитетом и Свердловской областью комплексно развиваем малый город, - рассказал застройщик. - Среда жизни в городе Среднеуральске должна к 2020 году стать более комфортной, чем сейчас. На сегодняшний день у компании «Атомстройкомплекс» три достаточно крупные площадки – это жилье средней этажности, малоэтажное жилье и большой проект «Южный берег», куда мы планируем перевезти нашу штаб квартиру. Сейчас в Среднеуральске реализуется жилой микрорайон «Пихтовый», в следующем году там начнется строительство детского сада, запроектирована реконструкция школы. Конечно, такому глобальному инфраструктурному проекту развития города нужна поддержка со стороны области».
По мнению Ананьева, в вопросах возведения инженерных сетей необходимо частно-государственное партнерство.
«У нас есть опыт взаимодействия частного бизнеса и муниципалитета. Есть вопросы, которые должны быть решены на федеральном уровне. Вопрос распределения федеральных денег, на мой взгляд, недорегулирован. Есть много муниципалитетов, кому из них дать деньги на инфраструктуру? Ответы в федеральном законодательстве намечены. Есть проект федерального закона о малых городах, программы развития технопарков. На мой взгляд, в этих законах должен быть прописан механизм, как муниципалитет совместно с бизнесом может доказать, что он просит денег не просто на что-то там, а что в результате бюджет – через налоги и прочие вещи – получит деньги, что через несколько лет получится прибыль».
Просмотров: 4819
Автор: Евгений Катыхин