Гость «ИННОПРОМа» рассказал о том, каково реальное состояние инфраструктуры технопарков в стране и Свердловской области.
Тема развития российских технопарков стала предметом бурных дискуссий выставки «ИННОПРОМ». Каким путем должны идти российские технопарки? Могут ли уже сейчас заинтересовать отечественные проекты иностранных инвесторов? Какова их окупаемость? Об этом JustMedia поговорил с гостем выставки, исполнительным директором Ассоциации индустриальных парков России Денисом Журавским.
- Денис, на ваш взгляд, что готова предложить Россия мировому рынку технопарков, и правильно ли выбраны приоритеты?
- Главное, что мы можем предложить мировому инвестиционному сообществу сейчас – это готовую инфраструктуру для локализации производства. Для России технопарки – новое явление. 7-8 лет назад в России такого понятия вообще не было. Мы совершили колоссальный прорыв за довольно короткий срок. Когда мы презентуем индустриальные парки для зарубежных представителей бизнеса, их интересуют не столько отдельные проекты, сколько сам факт наличия инфраструктуры в России. Зарубежный бизнес удивляет, что у нас появилось четкое представление о том, что же такое индустриальные парки, наличие на практике всех составляющих этих проектов – готовых площадок, сервисных компаний, экспертизы. Пока наше предложение миру заключается именно в том, чтобы рассказать о наличии таких проектов в России.
- Российские технопарки пошли по пути создания, отличающемуся от многих зарубежных стран. За границей чаще сначала готовится вся необходимая инфраструктура для проекта, а затем уже приглашаются резиденты. У нас же создание инфраструктуры и поиск инвесторов идут параллельно. Насколько эффективен этот подход?
- Пока это вынужденная реальность. Но эффект от нее есть. За прошедшие 7 лет созданные в России технопарки дали российским регионам около 70 тысяч рабочих мест. Завершенные проекты могут похвастаться тем, что каждый вложенный рубль привлекает 8 рублей инвестиций и обеспечивает 6-7 рублей налоговых поступлений. Это существенные цифры.
Но в целом принципиальная позиция нашей ассоциации заключается в том, что создание инфраструктуры должно опережать приход инвестора. Именно поэтому мы последние пять лет добивались от государства того, чтобы была принята программа по субсидированию индустриальных парков.
- Чем обоснованы первоначальные причины выбора именно такого подхода - строительства инфраструктуры одновременно с привлечением инвесторов?
- Первая причина – нехватка денег. В одиночку управляющим компаниям тяжело привлекать финансы для развития инфраструктуры. Это не вина руководителей проектов, это отсутствие субсидий в прошлом и дороговизна денег. Еще недавно под такие проекты сложно было взять кредиты на долгий срок – на 10-12 лет, к примеру, не было госпрограмм. Сейчас ситуация меняется.
Вторая причина – сложность привлечения инвесторов на малоизвестные для иностранцев территории. Кроме того, на выбор подхода влияет и наличие специфических технических требований. Они очень разные для различных видов технопарков и резидентов. Каковы будут очистные сооружения, пропускная способность трубы, где конкретно будет находиться точка подключения к коммуникациям – обо всем это можно ответить только когда перед вами стоит конкретный инвестор с конкретным проектом.
- Как вы оцениваете проекты Свердловской области в сравнении с другими российскими регионами?
- Промышленный потенциал Свердловской области на сегодняшний день не раскрыт настолько, насколько мог бы. Но это нужно рассматривать не только как негативный фактор. Это потенциал для развития региона. Радует, что в регионе уже представлены несколько видов технопарков. Есть частные индустриальные парки, химпарк «Тагил», ОЭЗ «Титановая долина», гринфилды, браунфилды. Мы ожидаем бурный рост проектов в вашем регионе.
- Свердловскую область часто обвиняют в удаленности от основных потребителей экспортной продукции. Этот фактор приводит к удорожанию продукта. Как эту проблему можно решить?
- Сейчас, к сожалению, нам рано говорить об экспортном потенциале индустриальных парков. 90% из существующих проектов ориентированы на внутренний рынок. Но нужно стремиться к постепенному выходу на международный рынок.
Просмотров: 6740
Автор: Мария Мехоношина