Предполагается, что денежные средства будут вложены в преобразование зоны фуд-корта и развлечений.
Екатеринбургскую МЕГУ ждет модернизация, стоимостью 27 миллионов евро. Подробности ее пока не разглашаются, но уже известно, что средства будут вложены в преобразование зоны фуд-корта и развлечений. Также может быть увеличена площадь объекта. Мнения уральских экспертов по поводу предстоящих изменений кардинальных образом разделились. Часть из них считает, что это поможет объекту в условиях жесткой конкуренции сохранить свой высокий покупательский трафик. Остальные уверены, что это бессмысленная трата времени и денег.
Подробности — в материале JustMedia.
Группа IKEA намерена к 2020 году вложить более двух миллиардов евро в развитие торговых центров МЕГА в России. Из них около 628 миллионов евро пойдут на модернизацию и расширение уже существующих объектов. В их числе — ТЦ в Казани, Екатеринбурге, Краснодаре и Москве.
В Казани уже представлен проект модернизации. Он подразумевает значительное расширение зоны фуд-корта — до 2,5 тысячи посадочных мест — и превращение ее в якорного арендатора. Изменится и концепция общепита. Здесь появятся детские и молодежные кафе, заведения со здоровой пищей и национальной кухней в меню и даже хороший дорогой ресторан, пишет газета «БИЗНЕС Online». Изменения коснутся и внешнего вида ТЦ, а также подземной парковки. Внутри объекта произойдет замена напольной плитки, потолка, будет изменена концепция освещения и фасадов магазинов арендаторов. Каток в торговом центре уберут, на его месте появится другая развлекательная составляющая.
Скорее всего, уральскую МЕГУ ждут примерно те же перемены, на что косвенно указывает одинаковый объем инвестиций в проект и первая информация от руководства екатеринбургского торгового центра о предстоящей модернизации.
«Программа модернизации предполагает обновление торговых центров МЕГА, а также расширение арендуемой площади некоторых из них. Главная цель модернизации — стремление соответствовать самым современным стандартам. Основной объем работ по в МЕГЕ Екатеринбург запланирован на 2015 и 2016 годы. Самые серьезные обновления ждут ресторанную зону: она будет значительно увеличена, а выбор заведений расширится, чтобы удовлетворить самые разные вкусы посетителей и вписаться в любой бюджет»,— рассказал JustMedia управляющий торговым центром МЕГА Екатеринбурга Айше Агекян.
МЕГА работает в Екатеринбурге уже восемь лет. По словам генерального директора консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александра Засухина, рынок торговых центров за это время серьезно изменился — усилилась конкуренция, появились новые качественные торговые объекты, изменились подходы к их проектированию и функционированию. Поэтому возраст ТЦ в 8-10 лет является, как правило, оптимальным для проведения полной или частичной реконцепции, в зависимости от качества изначальной концепции.
«МЕГА и на сегодняшний день остается одним из самых успешных торговых центров не только в Екатеринбурге, но и в УрФО в целом. Поэтому к изменениям объекта нужно подходить весьма взвешенно и осторожно. Полностью использовать опыт казанской МЕГИ для екатеринбургской, по нашему мнению, не совсем верно, поскольку данные объекты имеют большие отличия в расположении и структуре посетителей. Так, например, у нас ТЦ значительно удален от жилых массивов, и значительная доля его посетителей — жители других городов Свердловской области и соседних регионов», —говорит Александр Засухин.
С тем, что многие посетители екатеринбургской МЕГИ — иногородние, согласен и генеральный директор УК R.management Алексей Мальцев. По мнению эксперта, «Ашан» интересен жителям небольших свердловских городков. «Икея» с «одноразовой» мебелью — центр притяжения для населения близлежащих областей — Челябинской, Тюменской, Пермской. Он также отметил тот факт, что МЕГА постепенно уходит в более дешевый сегмент, становясь народным объектом. В торговой галерее еще остались дорогостоящие бренды, но большинство магазинов относятся к более дешевому ценовому сегменту.
По словам Александра Засухина, при рассмотрении оптимальных изменений МЕГИ, необходимо учитывать существующую концепцию этого торгового объекта и его сложившуюся целевую аудиторию. Ее главное конкурентное преимущество — качественный подбор якорных арендаторов и хорошо развитая торговая галерея, поэтому в первую очередь этот объект является местом совершения запланированных покупок и лишь во вторую — проведения досуга.
Так как основные генераторы трафика в ТЦ уже достаточно профессионально сформированы, то перед администрацией МЕГИ стоит задача наиболее оптимального использования этого трафика посредством дальнейшего развития торговой галереи и расширение фуд-корта, посадочных мест в котором в выходные дни явно не хватает. Также проводимая реконцепция должна заложить основы конкурентоспособности МЕГИ на следующие 8-10 лет, а для этого она должна учитывать не только сегодняшнее состояние рынка ТЦ в Екатеринбурге, но и его перспективное развитие.
Сегодня главным перспективным трендом рынка торговых центров является развитие досуговых направлений, в том числе развлекательными услугами для всей семьи и особенно для детей, связанных с культурными — открытие музеев, картинных галерей — и активными видами отдыха — фитнес, парковая часть, зимние катки.
По мнению Александра Засухина, если МЕГА не обратит внимания, хотя бы во вторую очередь, на совершенствование досуговой части, то в будущем она начнет постепенно терять свой покупательский трафик. К этим изменениям подталкивает и достаточно значительная доля — 60-65% — в ТЦ городских покупателей. Главным направлением развития досуговой части ТЦ должно стать создание детской и взрослой развлекательных зон семейного типа. Стоит отметить, что главный конкурент МЕГИ — «Гринвич» — уже сделал подобное движение. При этом важно сохранить и главные фишки существующей развлекательной зоны: каток, небольшая бесплатная зона для детей, фирменное кафе в ИКЕА. Серьезным ограничивающим фактором для развития развлекательной зоны является ее сравнительно низкая доходность и необходимость создания дополнительных парковочных мест.
С тем, что МЕГЕ на фоне усиливающейся конкуренции необходимо развивать развлекательную зону, согласны и другие эксперты. Тем более что рядом с ней в этом направлении активно развивается другой крупный екатеринбургский торговый центр.
По словам председателя правления некоммерческого партнерства «Уральский совет управляющих компаний и девелоперов» Алексея Караваева, руководство МЕГИ почувствовало, что необходимо усиливать привлекательность центра за счет развлекательной составляющей, потому что те якоря, которые были уникальными и притягивали внимание областников и жителей близлежащих регионов, стали обыденным явлением:
«Со своей задачей они справляются, но конкуренция нарастает. У наших девелоперов есть планы по строительству крупных объектов. Если они осуществятся, то МЕГА почувствует это. Если они сделают фуд-корт еще одним рычагом привлекательности, чтобы люди ехали сюда для того, чтобы что-то этакого поесть или попить, например, открыли заведение типа «Старбакс», который почему-то притягивают к себе молодежь, то он, может быть, будет выполнять ту же функцию, что и развлекательный блок. Но я считаю, что он и сегодня выглядит достойно. В развлекательной части я бы сделал уклон на молодежную и взрослую аудитории. Для совсем маленьких там есть площадки, а вот для детей постарше или подростков — совсем ничего. В МЕГЕ иногородние планируют провести целый день, поэтому, на мой взгляд, там не хватает кинотеатра и парка развлечений», — добавляет Алексей Караваев.
Алексей Мальцев согласен с тем, что МЕГЕ необходим парк развлечений, но считает, что кинотеатр в этом объекте будет лишним. Это связано с тем, что ТЦ будет жить только за счет тех, кто приехал сюда ради «якорей». Просто в кино в МЕГУ никто не поедет. Неоднозначным этот вопрос считает и Александр Засухин.
«С одной стороны, кинотеатр создаст дополнительную зону комфорта посетителям, увеличив среднее время их пребывания на объекте. С другой — в силу его расположения и пула арендаторов кинотеатр не станет значимым «магнитом» для покупателей. При этом кинотеатры платят достаточно низкие арендные ставки, а увеличившееся время пребывания посетителей в ТЦ повысит нагрузку на парковку. Таким образом, вопрос необходимости в размещении кинотеатра в «Меге» является дискуссионным и должен служить предметом дополнительных исследований для управляющих ТЦ. Кроме того, лучше выделенные на модернизацию средства потратить на расширение объекта»,— говорит Александр Засухин.
Несмотря на то что большинство опрошенных JustMedia экспертов уверены, что МЕГЕ в том или ином виде необходимо развивать развлекательную составляющую, есть и те, кто придерживается кардинально противоположной точки зрения и считает, что объекту она не нужна ни в каком виде. Связано это с тем, что у ТЦ специфический контингент посетителей и месторасположение. Поэтому как его ни меняй, ничего нового это объекту не даст.
«Я четко понимаю, что ни на какие развлечения там никто ездить не будет. Даже кинотеатры в московских МЕГах чувствуют себя не очень хорошо, что уж говорить про их популярность в регионах. Людям, которые накидали полную телегу в «Ашане», не до развлечений. Тем, кто приехал в ИКЕЮ, этого тоже не надо. После удачного шоппинга, поев фрикаделек и примотав покупку к багажнику, они поедут домой. Чтобы люди поехали сюда не ради «якорей», а за развлечениями, надо открыть что-то уникальное, но я даже не знаю таких операторов в России, которые могли бы предложить такой формат. Поэтому, по моим ощущениям, зона развлечений будет терпеть бедствие пять дней в неделю. Возможно, немного людей придет туда в выходные. Смена внешнего вида ТЦ также ничего не решит»,— рассказал источник JustMedia.
Эксперта также смущает и количество выделенных на модернизацию средств. По его словам, на эти деньги при нынешнем курсе евро, уровне цен на строительные материалы и рабочую силу, можно построить еще одну МЕГУ, а не просто провести модернизацию объекта.
«У них есть, что улучшить, но при модернизации необходимо учитывать специфику местного рынка, что очень сложно при их кондовой системе. «Голова» в Москве, а здесь сидит человек, который решений не принимает. И зачастую «голова», несмотря на то что она очень умная, своеобразно смотрит на такие вещи», — отмечает источник.
Вместе с тем другой эксперт, Александр Засухин, уверен, что модернизацию МЕГИ нужно произвести не только для того, чтобы приумножить покупательский трафик, а, главным образом, для того, чтобы его сохранить и тем самым укрепить высокие позиции конкурентоспособности и устойчивости ТЦ на рынке. Тем более что сегодня на рынке снижение количества покупателей в разной мере зафиксировано во всех торговых объектов Екатеринбурга, и с вводом новых ТЦ эта тенденция будет неизбежно усиливаться.
Просмотров: 6690
Автор: Екатерина Турдакина